Вчера волею арбайтен побывала в Казанском соборе, куда 3 февраля Патриарх привез Дары волхвов ("священную реликвию, связанную с земной жизнью Создателя").
Когда мне сказали, что я непременно должна поехать в собор, меня охватили смешанные чувства. Я верю в Бога... Вселенную или... в высшие силы. Что кто-то наблюдает за мной, оберегает от напастей и подсказывает, что делать и как быть. Ненавижу, когда люди шутят на околобожественные темы или высмеивают чью-то религию. Однако я никогда была религиозным "фанатиком", не соблюдала посты, не ходила на воскресные службы, с какой-то тяжестью в груди принимала поздравления с христианскими праздниками от родственников. Крестик носила года два. На первом-втором курсе университета, а потом, помню, веревочка порвалась, и надевать его обратно не стала. Лет пять назад, когда я жила одинокой жизнью в Кировском и буквально сходила с ума, меня потянуло в старую церквушку у Волги. За успокоением. Пришла в платочке, в удлиненном пальто вместо юбки, купила свечки в местной церковной лавке. Разглядывала потрескавшиеся иконы, нанесенные прямо на стены храма, думала. А потом ко мне подошла смотрительница и грозно гаркнула: "Девушка, не цокайте каблуками! Вы же в церкви!". Почему-то именно после этого ходить в храмы мне расхотелось. Из-за грозной тетки в черном платке. И да, с ума я все же не сошла.
Сейчас церковь вызывает у меня какой-то благоговейный страх. От светлого (или даже твердого) взгляда батюшек я врезаюсь глазами в пол. Мне кажется, когда я приду в храм, я все сделаю не так: не туда поставлю свечку, не так посмотрю на икону, громко буду цокать набойками. То бишь, обычно я проникаюсь не благодатью, а беспокойством.
С Богом, Вселенной или с Кем-то_Еще я могу пообщаться и без посредников - вот моя позиция. Мне не нужно идти в церковь, чтобы прочитать в трудные минуты "Отче наш" или молитву Богородице. Хотя и саму РПЦ я не отрицаю. Я верю. Но когда я тет-а-тет со Вселенной.
Словом, вчера к полудню на поклон к святыне прошли 40 тысяч верующих. Первое, что бросилось в глаза на перекрытой Елецкой, - штук пять скуксившихся цыганок и ушлых цыганят, которые окружали верующих с запачканной протянутой ладонью. Хотя это другая история.
В очереди было очень много бабушек, которые в трясущихся руках держали иконки, свечки и фотографии внуков, заплаканных мамочек с совсем маленькими детьми, обессиленных инвалидов в колясках и видимо больных людей. Были и женщины в соболях и даже молодые парни с выбритыми висками. Все шли за своим чудом. Когда вошла в храм, подумала: "Это работа, и сама бы на поклон я не приехала. Я не буду прикладываться". Первые минут 20 молча наблюдала за продвигающейся к Дарам очереди, сидя на лавочке рядом со смотрительницей (доброжелательной!), которая меняла свечки, и трехцветной кошкой. А потом мы подошли к волонтерам, которые окружили Дары: они помогали верующим прикладывать свои вещи и фотографии, поднимали детей и подносили их к витрине, под которой и хранилась святыня, объясняли, что сначала нужно креститься, потом целовать. Все происходило очень дружно, слаженно. Никто никому не угрожал, не орал "эй, ты, куда лезешь?" и "давай побыстрее, бабуль". Как-то очень тепло и трогательно.
И меня захватила атмосфера этого намоленного места. Энергетика христианской святыни. Я увидела, что мои коллеги-операторы, которые в автобусе отпускали дурацкие шуточки, подходили, крестились и целовали артефакты через стекло. Почувствовала трепет десятков людей. Долго стояла и размышляла... Потом поняла, что... хочу получить благословение от святыни, которую больше никогда в жизни не увижу (читала, что вход в монастырь на святую гору Афон разрешен только мужчинам), попросила о своем.
Правда, несколько неприятно (=брезгливо) было прикасаться к стеклу, которое передо мной в этот день целовало 40 тысяч человек. Ну... это издержки паломничества. Что ж поделать. Верю, что не зря.