Праздник Вечного Возвращения

Dec 31, 2005 06:28

Мысли эти первоначально были связаны с 7-м ноября, но тот пост (о смысле конкретной даты) так и не был дописан. Не сказать, чтобы моя диссертация продвигалась семимильными шагами, но, по крайней мере, в связи с ней я решил минимизировать всю остальную деятельность, включая ЖЖ. Соответственно, если здесь и появлялось какое-либо сообщение, то лишь потому, что в нем была совсем уж сильная потребность или же оно требовало немногих усилий. Если же предполагаемый пост оказывался к концу дня недописанным, на его пути вставал резонный вопрос «а оно мне надо?» и я вновь возвращался к диссеру. Однако, в предновогодние дни вдруг стало жутко лень заниматься чем-то серьезным. Как, впрочем, и доводить до ума ЖЖ-шные задумки. Занимался тем, что составлял сборку из прослушанной музыки, дополняя mp3-коллекцию любимых песен (размер которой, при 128 kbs уже достиг 7,75 Гб) Но один кусочек я по случаю всё же повешу.
***
Чтобы понять как относиться к наступающему празднику, следует подумать, что же вообще означают праздники. В идеале празднуют события, так или иначе значимые для конкретного человека, События в хайдеггеровском смысле, отличные от остальных фактов нашей жизни. Как правило же мы имеем дело не с праздниками, а лишь с их бледными копиями - годовщинами реальных событий. Но почему, если когда-то случилось радостное событие, вспоминать его следует через строго регламентированные промежутки? При этом, самому воспоминанию стараются придать статус самостоятельного события, отмечаемого соответствующим ритуалом - который зачастую сводится к искусственному созданию веселого состояния - через принятие алкоголя. Между тем, обычно необходимость в этом имеет отнюдь не праздничные мотивы, а прямо противоположные: человек пьет либо когда ему плохо (в частности, когда после долгой напряженной работы он может себе позволить расслабиться), либо когда ему скучно - он создает себе Событие, создает праздник (так он продолжает считать и когда подседает на это стремление, нивелируя Событие до уровня обыденности). Насколько же всё-таки мы лицемерны: отмечаем событие, когда его нет, а чтобы уйти от этого понимания, создаем его искусственно! Помню, как меня ужаснуло, когда я понял, что на праздниках не происходит ничего значительного, что отличало бы их от обыденности (и вообще почти ничего не происходит) - именно чтобы задавить этот ужас, я стал тогда пить. Так что же, для нас праздник - лишь повод выпить? вкусно поесть? украсить квартиру? отдохнуть от работы? В таком случае, непонятно - чем он отличается от других аналогичных поводов, кроме, разве что, возможности позволить себе большие траты. Наоборот, запланированный повод создает какую-то искусственность: долгое ожидание редко окупается как по времени, так и по получаемому удовольствию от самого праздника - он быстро утомляет, пресыщает, в конце концов, может просто не быть настроения. Достойно ли эстетическое того, чтобы поднимать его на этический уровень? Совсем иное дело - когда спонтанно возникает желание устроить себе небольшой праздник, тут же осуществляется, пока есть настроение, и не переоценивается - это всего лишь приятное времяпрепровождение.
Впрочем, не всё просто и с самими праздниками. Вполне понятное значение имеет для конкретного человека день его рождения, хоть и не обязательно является поводом для радости. Значима победа в последней войне, ветераны которой до сих пор живы, тем более, что это была не заурядная война между двумя государствами, а война с бесчеловечной идеологией, наибольшей вклад в победу над которой совершила именно наша страна. Давно утратил свой изначальный смысл день 1 мая (как и 8 марта, и 23 февраля), но всё же имеет в нашей стране стойкую традицию среди большинства ныне живущих. А вот на проституируемый «день конституции» никто никогда особого внимания не обращал. Тем более проблематично говорить о значимости 12 июня - дня принятия исключительно бутафорского закона, который ничего не изменил и изменять не собирался (для других республик аналогичные акты хотя бы были вехой в становлении национального самосознания), как и не предполагалось какой-то самостоятельности за избранным в этот день президентом. И даже если не обсуждать значение «дня независимости» применительно к России (а не к США, с оглядкой на которых возникла данная формулировка), де-факто эта независимость была получена после августовского путча (через год с лишним), а де-юре - после Беловежского соглашения: так что, для всех, кому дорога посткоммунистическая Россия, самым искренним праздником было бы 21 августа. И хотя фактор традиции для праздника является строго говоря привходящим, он хотя бы обозначает, что за конкретным праздником что-то стоит. Но, например, за пресловутым 4-м ноября не стоит уже почти ничего: ни при царе особо не помнили о событиях трехсотлетней давности, в российской истории отнюдь не уникальных, ни тем более сейчас - подавляющее большинство в тот день мучительно думало: а что же мы такое отмечаем? Что верно, то верно - народ привык отдыхать в начале ноября: именно по этой банальной причине в свое время христианские праздники наслоились на языческие, о чем справедливо заметил skokian, но пока что этот праздник не имеет никакой традиции и вызывает лишь недоумение.
И вот, наконец, самый традиционный праздник, тысячелетиями отмечаемый Новый год... Но имеет ли он какой-то смысл вне мифологии (и позже религии), не превращается ли также лишь в формальность и повод? И что такое год? Всего лишь время, за которое наша пылинка облетает вокруг другой - взятое для удобства структурирования нашей жизни, один из способов привнесения в нее смысла? Конечно, для земледельческих народов, создавших нашу цивилизацию было весьма важно, что в течение этого периода таинственным образом созревает урожай, жизненно необходимый человеку. Но важнее другое: за этот период сменяются все возможные сезоны, всё возвращается на круги своя, всё повторяется вновь. Не потому ли любое событие мы вспоминаем лишь спустя определенное количество лет?
В таком случае, перед нами Праздник Вечного Возвращения - Праздник всех праздников. Празднуя годовщину события, мы пытаемся его обессмертить - надеясь, что оно будет повторяться так же, как повторяется всё в году - как природа возрождается с каждой весной и приносит плоды с каждой осенью, что оно сможет стать основой нового годового отсчета. Но наши события мимолетны, они имеют значение лишь для конкретных индивидов, и то неуклонно утрачивают свою значимость на фоне последующих событий, как ни пытались бы мы тщетно противодействовать этому. Хотя немногим более понятно, почему сейчас за точку отсчета взято именно 1 января, а не то же Рождество (странным образом совпадающее с солнцестоянием:))?
***
Так или иначе, поздравляю с указанным событием всех читателей моего мрачного и редко обновляемого журнала. Интересно, его кто-нибудь вообще читает кроме s6? (тебе, Джоник, за это спасибо).

дневник, философия

Previous post Next post
Up