Ну вот - был пятый, стал шестой, а всё то же самое.
Было второе тысячелетие, стало третье - хоть бы небо цвет сменило для разнообразия. На самом же деле, всё так и остается как было - каждый следующий момент почти такой же как предыдущий, на дворе как была зима, так и осталась. Для того-то и придуманы всяческие
условные промежутки, чтобы как-то структурировать жизнь, преодолевая ее постоянное однообразие, а смена промежутков заставляет задуматься о течении времени. Даже когда я вспоминаю свою жизнь, создается впечатление, что каждые десять или даже пять лет принципиально отличаются от предыдущих. Хотя, если сменить систему отсчета и считать не от 80-го, а, скажем от 78 года, то тоже получаются вполне осмысленные периоды жизни. В детстве и юности было много изменяющих жизнь событий, постоянно приходило совершенно новое знание, сменялся круг знакомых - в последнее время всё иначе: жизнь резко не меняется (может, оно и к лучшему), знание приобретается скорее эволюционно, не меняя принципиально картину мира, новые знакомые пока не появляются, скорее - безвозвратно перестают интересовать старые, несколько улучшает ситуацию ЖЖ, да и здесь найти интересных мне людей не так-то просто, да и нет пока желания уделять этому много времени. И всё-таки, если вспомнить, что случилось за конкретный год, оказывается, что произошло достаточно много событий. В конце концов, если публичность моего журнала не сильно далека от нулевой, почему бы не использовать его хоть иногда по прямому назначению личного дневника?
В этом году я испытал себя на стезе
преподавания, точнее - ведения семинаров по философии у студентов электромеханического факультета (сначала я обзывал их «электриками», а затем и вовсе «сантехниками»). Да, страшно далеки мы от народа. Особенно, если отметить мою страшную никому ни кабельность - теперь я понимаю, почему Дэвид Байрон перед каждым концертом напивался - но последовать его примеру пока почему-то не решился. Не увенчались особым успехом и попытки объяснить им философию, а тем более - заинтересовать их; причем, в оффлайне-то всё понятно и логично, а вот на практике - гораздо сложней. И это притом, что работа для меня наиболее доступная.
Прочитал Гегеля «Философскую пропедевтику» (с конспектом пока не разбирался), Декарта «О методе» (осмыслял его
здесь и
здесь) - т.е., как нетрудно догадаться, самые короткие вещи, а вот у Канта зачем-то взялся за КЧР (а не за более компактные «Пролегомены»), на которую ушло всё лето - притом, что текст оказался сложным, в значительной своей части избыточным, а кое-где и неверным - впрочем, интересных идей было почерпнуто тоже предостаточно и самой главной я бы назвал трансцендентальную иллюзию. Впечатления по поводу Канта как-нибудь будут завершены и вывешены. В рамках преподавания читал кое-что из досократиков и Платона. Осенью, готовя реферат по психологии, прочитал учебник Ярошевского, найдя ряд интересных имен.
Из художественной литературы в этом году только дочитывал Крапивина - то, что было не выложено на
официальном сайте - спасибо
fatangel’у из
krapivin_ru. Тем, кто не читал Крапивина, хотя бы в детстве, вряд ли скажет что-то официальный титул «детский писатель», равно как объяснения, что в данном случае перед нами полноценная большая литература мирового уровня, которую ее обращенность к детям ничуть не ограничивает, наоборот - некоторые философские вопросы могут быть поставлены с должным радикализмом только в рамках детской литературы. Рекомендовать могу в первую очередь цикл «В глубине Великого Кристалла», даже не весь, а пять лучших вещей из него:
http://rusf.ru/vk/book/vystrel_s_monitora/main.htmhttp://rusf.ru/vk/book/gusi_gusi/main.htm - это, на мой взгляд лучшее произведение Крапивина, для гарантии можно начать с него (в первую очередь вспоминаются Хаксли и Сартр)
http://rusf.ru/vk/book/zastava_na_jakornom_pole/main.htmhttp://rusf.ru/vk/book/krik_petuha/main.htmhttp://rusf.ru/vk/book/belyi_sharik_matrosa_vilsona/main.htmПланирую написать как-нибудь философское исследование творчества Крапивина, но только после того, как окончательно отступлюсь от диссера - а несопоставимость моих темпов с требуемыми начинает пугать всё больше. Пока же вывесил лишь небольшое
сообщение в соответствующем коммюнити, рассчитанное, разумеется, на понимающих, о чем идет речь.
Впрочем, художественная литература интересует меня всё меньше, главный мой интерес - всё-таки, философия. Хотя, как заметил в свое время
skokian, в художественной литературе философские вопросы зачастую могут быть поставлены более естественно, более просто и близко к жизненным реалиям, но сейчас меня (может быть, опять-таки, из-за диссера) интересует именно чистая философия. Ну и потом не современную же литературу читать с целью найти в ней философские мысли! (Размышления о Пелевине тянут на отдельный пост, а потому тоже отодвигаются в неопределенное будущее). Как-то один человек с укоризной и явным осознанием собственного превосходства говорил о моей неначитанности - сам он при этом читал Стивена Кинга. А тогда мне это было даже обидно!
Кажется, я начинаю понимать смысл данного поста - сказать то, что не было сказано по случаю в ушедшем году (этим он даже начинает напоминать
один из первых моих неопытных постов). Конечно, трактат об искусстве и свободе так и остается пока недописанным, равно как и политический пост об оранжевых настроениях. Но насобирать сюда всякой мелочи вполне можно. Переходим от философии, через литературу, к музыке.
Приятным открытием в этом году для меня стала
группа «Телевизор». Конечно, я слышал ее и раньше - штуки три песни даже валялись на задворках одной из многочисленных моих кассет. Но, поскольку я не являюсь любителем «новой волны», а тем паче танцевальной электроники, долгое время я считал эту группу весьма второстепенной. Послушав же этим летом сборку «Легенды русского рока», я понял, что подобного философского уровня в рок-поэзии ранее не встречал (разве что у Калугина и отчасти у Летова - но совершенно по-другому). Поняв тексты, я постепенно начал проникаться и музыкой, интервью М.Борзыкина еще более утвердили меня в интересе к его творчеству. Из текстов рекомендую в первую очередь:
Дым-туман,
Ада нет,
Лают,
Случайно,
Если телефон молчит,
На Желябова, 13,
Отечество иллюзий,
Нет денег. Существует ЖЖ-сообщество
ru_borzykin, правда, не особо активное.
Еще один есть феномен - это соотношение между первоначальным запалом для написания поста и фактическим размером того, что получается. Вначале задумывается что-то сравнительно краткое, цельное, а затем разрастается всё больше и больше. Если же это что-то серьезное, его потом еще приходится довольно занудно редактировать. Короче, писать меня уже достало, а сказать, согласно первоначальному замыслу, еще кое-что надо. Придется сделать это побыстрей.
В музыкальном смысле данный год для меня характеризуется еще и поворотом к советской музыке (от 20-х и до 80-х годов), музыке моего детства, онтологической музыке (в хайдеггеровском смысле). Может быть, сама по себе она и не так хороша (впрочем, никакие оценки не существуют сами по себе), но связана с таким периодом моей жизни, когда восприятие музыки было наиболее непосредственным и искренним. Кроме того, там действительно обнаружилось много вещей действительно достойных, если их сравнивать с западным или русским роком. Обширный каталог ссылок на эту тему можно найти, в частности,
здесь.
Ну и, наконец, в этом году я завел ЖЖ. Это, конечно, хорошо - появилось место для публикации моих размышлений (по крайней мере, используемый мной ранее в этих целях
Форум Академгородка подходил для них куда меньше, хотя темы в сообществах становятся неактуальными еще быстрее, чем обсуждаемые темы форумов) и даже слабая надежда, что их кто-то прочтет. Конечно, будь я активнее в поиске друзей, возможно, его читало бы больше народу, но специально заморачиваться этим пока не хочется. Однако, самим фактом своего существования этот журнал меня всё-таки радует.
Странная закономерность: если, как говорят преферансисты, мизера ходят парами, ЖЖ-сообщения появляются группами - написать один пост после долгого перерыва проблематично, но второй дается уже гораздо легче.