Подлинность и стандартизация

Mar 27, 2006 02:46

Что есть подлинное искусство? Как я уже писал, это искусство, изображающее авторскую реальность. Неподлинным искусством является форма, за которой не стоит никакого переживания.

Вызывать переживание может далеко не всё. В человеческой жизни Событиям (в хайдеггеровском смысле), воспринимаемым эмоционально, противостоит малоинтересная обыденность, не вызывающая эмоций. Событием может быть восприятие искусства или природы, жизни (предельное осмысление которых само есть искусство). Однако, то, что было Событием вполне может нивелироваться до уровня обыденности.

Прежде всего, событие нивелирует повторяемость, когда человек привыкает к нему и уже не испытывает прежних эмоций. Еще более этот процесс усиливается, если событие навязывается извне и повторяется без желания воспринимающего - что наиболее характерно для поп-культуры. Здесь происходит отрыв события от контекста изначальных переживаний и помещение его в другой, несвойственный контекст, где за ним уже ничего не стоит и где оно превращается в ничего не выражающий абстрактный штамп - подвергается стандартизации.

К стандартизации скорее тяготеет поверхностное восприятие реальности, нежели глубокое и сложное. Хотя истина изначально и проста, к элементарным переживаниям (вроде любви) обращаются максимально часто, независимо от наличия таланта для адекватного его выражения - в итоге, истина превращается в избитую истину, а то и в неискренность (ложь). Кроме того, простое сильнее бросается в глаза, а в сложном, хотя и труднее увидеть смысл, но и труднее подозревать бессмысленность - даже если это чистый формализм, субъективно непонимание все же оставляет шанс потенциальному смыслу. В принципе, можно сказать, что подобной профанации более подвержены легкие, развлекательные жанры, нежели серьезные и трагические, к которым большинство менее склонно (хотя могут и они, особенно если критерий не коммерческий, а идеологический).

Поэтому относительно объективными критериями «непопсового» искусства могут являться либо явная новизна материала, либо его сложность. Критерий подлинного искусства - его искренность, но он субъективен: там, где один усматривает голую форму, другой (более глупый или более чуткий - остается лишь гадать) может испытать вполне искренние чувства, даже если их не испытывал и сам автор.

Пара уточнений
1. Новизна тоже может быть формальной.
2. Главное в искусстве - соответствие внутреннему миру автора/воспринимающего. Это вывод, из релятивистского прочтения кантовской КСС.

искусство, эстетика

Previous post Next post
Up