Пособие по русскому для билингвов. 1 класс, 1 полугодие
Jun 15, 2016 18:03
Приходится действовать по принципу "помоги себе сам", благо образование позволяет. Как я уже рассуждала тут, российские учебники по русскому мне не подходят по ряду причин (они не очень-то подходят и монолингвам по тому ненужному, что туда напихано, у нас нет нескольких уроков русского в неделю, а есть только один-два часа в неделю и тд). Учебники РКИ (русский как иностранный) нам не подходят, так как наш уровень выше.
Поэтому написала сама. Минимум теории, лексические темы, ориентирующиеся на "Окружающий мир" (в задумках на следующие годы микс из основ истории, биологии и географии), письменные практики, работа над техникой чтения, возможности подстроить курс под своего ребенка...
Кому это подойдет?
Родители билингвов делятся на несколько групп:
- мамы в смешанных семьях, у которых стоит задача сохранить русский хоть как-то, уровень значения не имеет. Обычно им больше подходит РКИ, так как необходимо ставить падежи и давать даже простую лексику. Мое пособие этой группе тоже можно использовать, но добавлять задания от РКИ, так как у меня их нет, у нас нет проблем с согласованиями и простой лексикой.
- те, кто пытается дать русский по максимуму, используя российские учебники. Эти мамы часто ставят целью сдачу российских аттестаций. Мой курс для сдачи аттестаций не подходит.
- те, кто занимается иногда по любому пособию, но считает, что работа с лексикой не нужна, так как у ребенка высокий уровень владения языком и он и так уже все знает, а что не знает, то получает из общения с родителями. Этим мамам пособие подойдет только частично, так как работа с лексикой составляет половину от каждого урока.
- и последняя группа, на которую пособие и рассчитано: те, кто видит, что ребенок теряет лексику из-за давления немецкого языка, и у кого есть только пара вечеров в неделю для полноценного урока русского. Идеально для группы из двух-трех человек. Я считаю, что без занятий русским как предметом вытянуть полноценный русский в условиях билингвизма невозможно и что при билингвизме именно словарный запас очень сильно страдает и тащит весь язык за собой вниз. Слишком большое отставание по словарному запасу, на мой взгляд, это как раз та причина, по которой дети переселенцев не хотят говорить по-русски. Думаю, что и проблемы детей, вернувшихся в Россию в российские школы, заключаются не столько в разнице программ и подходов, а в первую очередь в нехватке словарного запаса.
Как это выглядит?
Пособие состоит из двух файлов: 1) 20 полноценных уроков из расчета "раз в неделю по 45 минут или часу" и 2) короткие задания, которые вы выбираете, исходя из уровня своего ребенка: на технику чтения, на развитие словаря, на различные темы из первого файла.
Основные принципы сформулированы в предисловии, которое можно прочитать, скачав его отсюда: ссылка Там же вы найдете образец урока. Образцы дополнительных заданий хорошо видны на второй фотографии выше.
Объем материала таков, что наши среднестатистические дети с хорошим уровнем разговорного языка, но без особых талантов в этой области не успели сделать все дополнительные задания, но сделали все основное.
Тексты для упражнений выбираются из детской классики с оглядкой на хрестоматии для первого класса, плюс иногда включаю научно-популярные тексты, чтобы привыкали к ним. В то же время списки по литературе для начальной школы я рассматриваю сильно критически, так как некоторые больные на голову методисты включают в них иногда даже Илиаду и Одиссею, которые вообще в школе не должны изучаться в обязательном порядке, это вузовская программа. Для тех, кто не читал, развлекитесь: первые 7 строк из Илиады - сколько слов способен понять ребенок в начальной школе? [Spoiler (click to open)] Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), - С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
Картинок, по понятным причинам, на каждой странице вы не найдете. Что-то я рисовала сама, брала из собственного фотоархива или из открытых источников в сети.
Каков наш прогресс за полгода
В качестве навыков на первом этапе мне важно было развить: - чтение целым словом - умение искать заданное в тексте - умение переписывать с образца - умение понимать формулировку задания
Второй пункт недоступен даже некоторым взрослым, поэтому я думаю, над этим мы еще будем не один год работать, а все остальные более-менее освоены, хотя вначале был полный тупик. Прописи каждый брал по желанию вне занятий. Результат нулевой, включаю написание букв понемногу в следующем полугодии в состав уроков. Запланированная теория в целом освоена, проблемы были только с ударением. Задание вставить буквы выполняют неплохо, задание написать самостоятельно - не очень хорошо.
Надо понимать, что прогресс прямо пропорционален уделенному времени. Никакое пособие чудес само по себе не делает. Идеально, когда у вас получается в неделю:
- один раз часовой урок
- два-три раза задания из дополнительных занятий
- иногда обсуждение "на ходу" каких-то явлений, использование фразеологизмов и их обсуждение, поиск аналогий с немецким - то есть вовлечение русского как предмета в обыденную жизнь, чтобы наука не была отдельно от котлет, как ненужная муха. В помощь к этому пункту у меня есть "книги детективов": детям нужно искать те или иные явления на улице.
- ежедневное или через день самостоятельное чтение по-русски (важен не объем, а регулярность)
- регулярное чтение родителями вслух
- регулярное прослушивание аудиокниг. Прослушивание однако не заменяет чтение родителями, так как, когда ребенок слушает аудиокнигу, он не может спросить у родителя непонятное слово.
Как и с любым иностранным языком, мозговой штурм раз в две недели имеет гораздо меньшую эффективность, чем не очень объемные задания каждый день.
Что дальше
Я пишу каждый следующий урок к этому самому уроку, иначе просто не успеваю. Потом изменяю в зависимости от того, как прошло. Идеи продумываются и тексты ищутся заранее, но для второго и последующих классов я пока ничего не могу предложить. Если ваш ребенок в первом классе, вам надо заниматься прямо сейчас и вы не можете ждать, пока я допишу второе полугодие, вы можете стать тестером. Тестерам я не гарантирую отсутствие ошибок, их задача сообщать мне об ошибках и о том, как идет процесс.
Как получить пособие
Поскольку сил и времени на написание уходит много, я прошу финансово поддержать мою работу - в размере 6 евро. По этой же ссылке вы можете поддержать мою деятельность, перечислив любое пожертвование.