О приоритетах еще раз. Под спойлером, чтобы для "старичков" не повторять. "Новичкам" же рекомендую познакомиться.
[Spoiler (click to open)] Есть разные навыки, умения и знания, относящиеся к владению языком. Некоторые из них связаны с тем, как человек мыслит, и не зависят от конкретного языка: умение писать сочинения, строить разговорную речь, знание грамматической структуры языка (которая во многом у наших языков похожа). Эти вещи тренируются в школе, поэтому, хотя мы занимаемся и этим тоже, но в значительно меньшей степени. Если человек умеет писать сочинения на немецком, он напишет его и на русском. Одно НО: при этом он должен владеть достаточным словарным запасом. Поэтому я делаю такой упор на лексику: она составляет как минимум половину занятия. Словарный запас во взрослом возрасте набрать очень сложно. Исключения - таланты в языках, но мы о них сейчас не говорим.
Вторая важнейшая часть - орфография. Конечно, взрослый человек при изучении иностранного языка осваивает его орфографию, если ему это нужно. Но у русского языка орфография очень сложная, поэтому чем больше будет освоено с самого начала, тем лучше.
Всем остальным: частями речи, разбором слова по составу, фонетическим разбором, членами предложения, изложениями - мы занимаемся в минимальной степени или не занимаемся вовсе. Конечно, я слежу за тем, что изучается в школе: если там что-то ценное забудут (в чем я сильно сомневаюсь), мы восполним. Курсы немецкого показывают, что все люди с нормальным образованием достаточно ориентируются в субъектах и объектах, числах, лицах и прочем. Я не думаю, что немцы в немецком что-то существенное упускают.
Я не уверена, что мы сможем сколько-нибудь полноценно продолжать заниматься в средней школе, поэтому мне важно за годы начальной школы дать те знания, которые потом с нуля восполнить сложно, построить каркас, сформировать в голове у ребенка все языковые структуры, на которые, если ему это будет необходимо, уже подростком или взрослым он нарастит недостающие ему навыки. Поэтому родителям, которые не понимают, почему нельзя заниматься по классическим учебникам, я объясняю, что это как анекдот "вам шашечки или ехать". Я вижу много абсолютно неуспешных попыток заниматься по стандартной схеме. Надеюсь, моя схема даст больше шансов. Но на родителей она накладывает дополнительные обременения: разговаривать и размышлять о том, о чем говорить с детьми, читать им, - в общем и целом напрягаться. Но это всегда ваш выбор - нужен вам билингв или нет, сами собой они растут очень редко и некачественно, как яблоня-дичка.
Безусловно, хотелось бы больше писать. Но, к сожалению, правда жизни в том, что мы тупо не успеваем, и даже не столько по времени, сколько психологически, иначе получается перегруз мозга. Но те, у кого времени и сил много, всегда могут увеличить письменную нагрузку. Во-первых, надо не забывать, что все упражнения дают гораздо больше пользы, если выполнены в тетради. Даже упражнение "вставь пропущенные буквы" желательно выполнять, списывая нужные слова в тетрадь, вместо того чтобы быстренько вставлять буковку на распечатанном листочке. Во-вторых, можно делать дополнительные упражнения на орфографию (достаточно набрать название правила и вылезет много упражнений на эту тему, хотя они и не вседа адекватны). В-третьих, можно писать рассказики по картинке (это делают в школе: рисуют или наклеивают картинку и описывают, что там случилось), можно писать дневник, завести друга по переписке...
Теперь подробнее о содержании этой части.
Словарный запас
В этом году мы начинаем углубляться в разные темы, начатые в прошлом году.
Каждый урок состоит из двух основных частей: лексической и грамматической (слово "грамматика" использовано условно, не хочется употреблять сразу кучу терминов, тем более что бывают темы, соединяющие в себе и собственно грамматику, и орфографию). В том году была самая бытовая лексика. В этом - на уровень глубже:
- родственники, что я люблю - Солнечная система. Времена года - дерево и лес - горы и пещеры - пещерные люди - разные дома - средневековый город - средневековое общество (в общих чертах), рыцари - опасности в городе, пожар - глобус, карта, план, условные обозначения - круговорот воды в природе, реки и водоемы - Великие географические открытия - индейцы (в общих чертах)
От идеи плавного перехода от темы к теме отказалась - иначе не получится широты охвата, будет учебник по какому-то одному предмету. Я пытаюсь все-таки расширить русскоязычный кругозор, захватить разные темы, давая не научные знания, а картину мира на русском языке. Мы читаем тексты, по мере сил и возможностей связанные с темой: рассказы, стихотворения или научно-популярные тексты, вспоминаем слова с прошлого года и выучиваем новые слова. Цель полностью охватить тему, заучить все термины не стоит. Стоит цель выйти за рамки "кухонной" лексики. Не предполагается, что все тексты читаются одним ребенком за одно занятие. Если по-русски ничего больше не читается, то можно прочитывать эти рассказы в течение недели. Если по-русски читаются и другие книги, то ребенок на занятии читает одну страницу, а остальное читает мама. Особенно трудно детям читать куски из детских энциклопедий. Эти тексты максимально сокращены. Ребенок в этих случаях читает небольшой кусок, каждое слово объясняется. Потом читает мама, часто останавливаясь на сложных словах. Грамматические темы по возможности связаны с лексической темой, но в то же время можно отделить мух от котлет: заменить лексические темы, которые вас не устраивают, на что-то более простое/сложное, совсем убрать и т.п.
Грамматика (орфография и собственно грамматика)
В грамматике я выбирала наиболее простые и важные правила, независимо от того, что стоит в актуальных учебниках русского языка второго класса. Об актуальных учебниках я крайне невысокого мнения, оттуда даже взять нечего. Из теории во втором классе мы знакомимся с существительными, прилагательными и глаголами. С ними как раз во втором классе знакомятся и в школе. Слегка вводим понятие приставки и окончания. Обоснования, почему я не хочу подробно знакомить с понятиями склонения и падежа, по крайней мере в начальной школе, изложены в тексте, но вы всегда можете подискутировать со мной в комментариях.
В первом полугодии мы взяли следующие темы: - заглавная буква - мягкий знак после шипящих на конце существительных - разделительный мягкий знак - и/ы после ц - э или е - имя существительное, падежные окончания имен существительных (не разбирая понятия склонения и падежную систему)
Во втором классе мы заводим тетрадь с правилами (я обозвала ее грамматической тетрадью). Вот так это выглядит. Описание - в учебнике.
Дополнительные упражнения
Как всегда, "учебник" дополняется сборником упражнений.
В сборнике упражнений: - тренировка понимания прочитанного - работа со словарным запасом и правописанием - начинаем обучаться переводу - дополнительные упражнения к учебнику - прописи полупрописным шрифтом
Англоязычные (и другие ...язычные) пользователи могут получить английскую (или ...) версию, но для этого мне нужны английские слова и тексты от тех, кто владеет английским лучше, чем я. Если вы предоставите мне английский вариант, я сверстаю его в виде "английской" версии сборника.
Прошу не забывать, что книги при издании в настоящем издательстве читаются разными людьми. Я же вычитываю сама, поэтому могут быть ошибки. Сообщайте мне о них, пожалуйста. Также пишите, если вы что-то не понимаете или не знаете ответов. Я со своим филфаком не всегда чувствую, что родителям-физикам, к примеру, надо объяснить все поподробнее.
Как получить пособие
Поскольку сил и времени на написание и особенно оформление уходит много, я прошу финансово поддержать мою работу - в размере 6 евро. Я вполне уважаю тырнет, но только в том случае, если автор уже получил свое авторское вознаграждение от издательства. По этой же ссылке вы можете поддержать мою деятельность, перечислив любое пожертвование.