Германия глазами России (посмотрели Познера)

Nov 19, 2013 17:26

Вообще говоря, я не люблю это дело, что-то рецензировать. Слишком уж оно субъективное. Но в данном случае, как говорится, не могу молчать.
Нас всегда очень радует, насколько сильно интересуются российские СМИ местными германскими делами. Сколько нового мы узнаем от наших родственников, которые осведомлены о немецких проблемах лучше, чем мы, хотя мы слушаем тут иногда радио и почитываем газетки. Общая тенденция такова: посмотрите люди, как плохо в Германии, а вы еще недовольны Россией! И фильм В. Познера тоже идет в этой струе.
Впечатление от фильма в целом: как француз по рождению, автор, как говорится, с молоком матери впитал нелюбовь французов к немцам (а по моим ощущениям, эта нелюбовь даже сильнее, чем к англичанам), к этому добавились бомбежки Парижа и жизнь в послевоенной Германии, куда он приехал без знания языка и вопреки своему желанию в старшем подростковом возрасте (полюбить страну в таких условиях не представляется возможным, а вот возненавидеть - запросто). Германия ему не интересна, страну он не знает и по ней не ездил, немцев он не уважает. И вот это отношение - центральное и довлеющее во всем фильме.
О себе Познер говорит, что гордится своей объективностью. Творчество его знаю плохо, посмотрела биографию. Есть там, мягко говоря, сомнительные моменты, но ему, конечно, виднее. Заявляется, что автор хочет разобраться в своем отношении и, возможно, преодолеть его, но, на мой взгляд, даже близко не пытается. У него есть составленный с помощью редакторов сценарий, набраны подходящие люди (очень много не простых обывателей, а каких-нибудь писателей и прочих выше среднего) - и ни шагу в сторону он не делает. Любопытно было бы узнать, с какой скоростью он откатал все это мероприятие. В месяц, наверное, в сумме уложился. Когда появляются на экране обычные люди, смотреть становится интереснее, но их не очень много. Честное слово, ну возьми он интервью у тысячи человек по всей Германии из разных слоев и с разной историей, может, действительно в чем-то можно было бы разобраться.
Но это так сказать лирика и ощущения. Перейду к конкретике.
Сразу скажу, что мы не смотрели фильм на одном дыхании - прокручивали иногда, когда было совсем занудно, некоторые серии до конца не досмотрели.
Что бросилось в глаза. Специалисты говорят и об исторических ошибках, но я не историк, в это вдаваться не буду.

1. Большое количество штампов, преподносящихся как само собой разумеющееся, но показывающее невысокий уровень подготовки к съемке.
- Октоберфест как проявление темного немецкого начала. Вообще говоря, полтора миллиона посетителей среди посетителей Октоберфеста - иностранцы и именно их интересует собственно пиво, а многие местные жители идут семьями развлекаться: посещать мероприятия и катать детей на аттракционах, как на любом народном гулянии не только в Германии. Сами немцы (ну, наверное, кроме баварцев) Октоберфест в Мюнхене не слишком уважают и посещать этот туристический аттракцион не рекомендуют. Праздник в таком виде не слишком старый (200 лет), что для темного начала маловато как-то, хотя как осенний праздник меньших размеров существует уже давно, и не только в Германии. До 18 часов играют спокойную музыку и бешенство вряд ли можно наблюдать. Кроме того, соберите в любой стране молодежь и напоите их вечером пивом с содержанием алкоголя 6-7 % - в какое темное начало это выльется? В России мне даже страшновато себе представить.

- "страшные немецкие сказки". Ох, ну это всем штампам штамп. Познер говорит, Ургант подпевает. Господа, а вы читали сказки-то в оригинальных версиях? Русские, к примеру, скандинавские? Владимир Владимирович с уверенностью заявляет, что во французских сказках этого даже близко нет. Всем рекомендую почитать оригинальную версию "Красной Шапочки". Далеко искать не надо, есть на русском в Вики. К этому можно добавить сказочку про Синюю бороду и оригинальную версию "Спящей красавицы". У сказок всегда хороший конец? Жили-были дед да баба, и говорит дед бабке: "Спеки-ка ты к чаю колобок"...
Жизнь была страшная, на казни с детьми ходили. А сейчас фильмы ужасов многие смотрят. Тогда фильмы ужасов не смотрели, а слушали страшные сказки.
В качестве примера сказки была выбрана легенда о хаммельском крысолове. Ну есть некоторая разница между легендами и сказками. В этой легенде дата есть точная и предполагается, что это осмысление реального события (по всей видимости, вербовки молодого населения (или продажи незаконнорожденных и беспризорных) для переселения на другие земли). Легенды о крысоловах есть и в других местах, но эта стала наиболее известна благодаря немецким романтикам.

- в Германии нет кухни, немцы едят сосиски и пьют только пиво. Конечно, любой француз скажет, что кухня, не похожая на французскую, кухней не является. Между тем, они едят не только сосиски, а пьют и вино в большом количестве, если ездить, конечно, не только по Баварии, но и по другим регионам тоже.

- немцы очень экономные и аккуратные. Разные уже немцы. В нашем доме убираются по своей очереди все русские семьи и две немецкие. А еще две немецкие убираются либо абы как, либо вообще никак. Скидки я сама, как и другие русские что в Германии, что в России, ищу и всегда сравниваю цены. Если бюджет ограничен и дети есть, то будете искать скидки, будь вы хоть какой нации.

- фахверковые аккуратные домики тоже сильно не угодили господину Познеру. Ему там монстры померещились. Интересно, что ему мерещится во французских аккуратных туристических фахверковых городках.

- ну и основной штамп: "как могла такая великая культура докатиться..." На что списочек каждый может продолжать довольно долго, насколько ему хватит исторического образования: как могла страна с великой российской культурой докатиться до кровопролитной гражданской войны и сталинизма, как могли испанцы уничтожить коренное население в Америке, как могли работорговцы так обращаться с рабами, как могла страна с великой французской культурой поверить Наполеону...

О себе г-н Познер говорит, что был под влиянием социалистической идеологии, которую впоследствии преодолел, но другим людям он отказывает в праве находиться под влиянием идеологии. Не говоря уж о том, что далеко не все поддерживали нацистскую идеологию, но не все имели возможность сбежать, и обычный обыватель вряд ли был в курсе, что происходит в лагерях смерти. Между прочим, перед тем, как Гитлер получил пост канцлера, нацисты так и не сумели получить большинство в парламенте, и в начале их правления еще проводились антинацистские демонстрации. А на Гитлера было совершено два десятка покушений, но что-то об этом в фильме не говорилось (может, в тех частях, что мы прокрутили?). Интересно, на основании чего В. Познер позволяет себе быть судьей, ведь он не был в такой ситуации выбора. И наверняка не так уж чист в том смысле, что никогда не говорил того, что требуется властью, а не то, что нужно было бы по совести. Видимо, он считает, что сам вступился бы за уводимых евреев и с удовольствием отправился в гестапо.
Когда автор интервьюирует бывшего ГДР-овского пограничника - конечно, не самого лучшего человека, - хочется за бедного немца вступиться. Не быть таким агрессивным было бы намного профессиональнее, чтобы зрители могли сами оценить его собеседника.

Две серии о ГДР показались мне наиболее смотрибельными, но мнение западных немцев почему-то представлено молодой баваркой, которая в силу и возраста, и своего баварского происхождения просто не может не иметь однобокого мнения.
Прозвучало заявление (от осси), что восточные немцы платят больше налогов. Как ни искала, ничего такого не нашла. Зарплаты поменьше, это да. Приблизительно на 15%. Западные немцы при этом до сих пор платят "налог на солидарность" (5.5%), кстати, добровольный.
В фильме звучит как авторское открытие, что Восточная Германия вошла как часть в ФРГ, а не присоединилась на равноправных началах. Между тем в тесте для иностранцев в Германии раза три звучит вопрос "Каким образом объединилась Германия? - Ответ: в виде присоединения восточных земель к ФРГ". И какое там могло быть равноправие, при таком неравенстве развития? Вряд ли можно упрекать ФРГ за то, что они не делают вид, что восточные земли были равноправны при объединении.

Географическая предвзятость в фильме тоже есть: показаны в основном Берлин (вообще "малонемецкий" город), некоторые города ГДР, немного Баварии и по чуть-чуть других мест. Между тем, региональные различия в Германии очень и очень сильные, гораздо более сильные, чем в других странах, но это почти не прозвучало.

Одна серия посвящена жизни турков, в основном с опорой на Берлин. Одна собеседница говорит, что турки не адаптировались, потому что жен турецких до сих пор везут и язык не учат. Я бы сказала наоборот: они берут в жены турецких женщин, потому что не хотят адаптироваться. У них другая, слишком другая религия и культура. Это не национальный вопрос. Другие национальности адаптируются в Германии достаточно успешно, если дают себе труд изучить язык. Германия делает достаточно много для интеграции иноязычного населения (Россия даже близко к этим мерам не стоит и боюсь даже думать, чем это может кончиться).

Последняя серия посвящена истории дочери Познера, которая уехала в Германию, вышла замуж, родила детей и сменила гражданство на немецкое. В ее представлении Германия однозначно не такая, какой видит ее отец. Но всеми предыдущими сериями ее видение (а за 22 года жизни в стране и в браке с немцем, наверное, побольше можно было увидеть, чем за короткие съемки?) мало подтверждается и поэтому выглядит все вместе не убедительно.

Есть у меня претензии и к технической стороне. В течение каждой серии Познер прыгает от города к городу, не всегда понятно, где он вообще находится. Показывают людей и иногда не сразу понимаешь, кто это, кто кому кем доводится. А потом перескакивают к другим людям и снова возвращаются обратно. И так туда-сюда многократно. Очень много показано, как Познер водит Опель и знак Опеля (реклама? - очень уж навязчиво).

Итак, если вам интересны проблемы нацистской и социалистической Германии в видении В.В. Познера, то посмотреть этот шедевр можно по этому адресу.

жизнь в Германии

Previous post Next post
Up