Начну выкладывать информацию о том, что попадается в руки. Поскольку мы вступаем в непростой возраст подготовки к школе, эта информация, очевидно, будет излагаться несколько сумбурно, по мере поступления.
Я уже писала о том, что два языка в детской голове уложить без значительных потерь для одного из них - не самая простая задача. И степень трудности будет зависеть от наполнения головы и характера ее носителя. Но таких детей, чтобы оба языка усвоили без проблем, немного. Система дошкольного воспитания сейчас в Германии такова, что сначала вам говорят: "Не волнуйтесь, все придет, у каждого ребенка свой темп", а потом вы проходите предшкольный осмотр и вам говорят: "Идите-ка вы в спецшколу" или "Вы что, как вы с этим собираетесь учиться!" и вы бежите сломя голову к лого, эрго и черту с рогами, выжидаете термин (мест, конечно, нет) и тратите кучу нервов. Поэтому шевелиться рекомендую начинать за два года до ожидаемого по дате рождения поступления в школу, не взирая на успокаивающие заявления воспитателей. Чтобы за один год, когда начинаются все осмотры, не показать что-нибудь неудобоваримое. И старайтесь не давать никаким официальным лицам/врачам/тестирующим разрешение общаться между собой по поводу вашего ребенка, если только не убеждены 200-процентно, что это действительно принесет пользу, а не вред. [Подробнее...] Для тех, кто относится к этому скептически, имею в доказательство нашу веселенькую историю. Хочу сказать, что мы пока не школьнообязанные и имеем вполне официальные полтора года подготовки, тем не менее... Ребеночек изобразил слабое владение немецким ректору зондершуле, который тут у нас "добровольно" и "из лучших побуждений" тестирует детей по садам, потом не пожелал общаться с доктором на U9, рассказывать историю по картинке (упрямство и усталость). Добавив сюда наши проблемы с мелкой моторикой (не выбрана толком ведущая рука), милые дяденьки порекомендовали нам пойти в ээээ.... школу для душевных и физических инвалидов. Подавив истерический смех и пожелание доктору самому отправиться по тому же адресу, я с ним, конечно, поговорила на повышенных тонах, а он быстренько порвал свою бумажку. Тем не менее, господа, напоминаю, что идея "Если человек не говорит на нашем языке, значит, он идиот" неискоренима, и не только в Германии. И эти господа тестирующие почему-то искренне убеждены, что в школе для инвалидов ребенку будет комфортно и он там постепенно подготовится к школьной жизни и выучит немецкий язык, не перетруждаясь. Постарайтесь убедить ребенка, что на эти тесты нужно отвечать, и постарайтесь убедиться в том, что основной словарь уже есть у него в голове, так как посещение садика еще не гарантирует освоения этого словаря. Не забывайте, что большинство этих специалистов не имеют реального опыта работы с по-настоящему двуязычными детьми, а когда они ссылаются на какого-нибудь "русскоязычного" ребенка, то в подавляющем большинстве случаев это будут дети с потерянным русским языком.
Конкретно языковые пособия пока ко мне пришли не в полном составе, поэтому я пока подожду доставки и расскажу о том, что уже более подробно изучила.
Несколько систем для самоконтроля. Почему-то в Германии они имеют значительную долю в категории пособий для дошкольников. Лично мне кажется, что "самоконтроль" в дошкольном возрасте, конечно, возможен, но толку от него не слишком много - ребенок не только должен выяснить, что он ошибся, но и понять, где и в чем именно, а вот этого как раз и трудно от него ожидать. Смысла в таком самоконтроле без выводов я не вижу. Но частично эти пособия можно использовать, не рассчитывая на "самоконтрольность".
Система LÜK. Делится на циклы по возрасту и имеет несколько разновидностей по виду пособий
1. bambinoLÜK Пособие состоит из приспособления для самоконтроля и книжек к нему. Книжка кладется под прозрачную пластиковую папку в открытом на нужной странице виде. На одной странице шесть картинок, на другой странице - парные к ним по какому-либо признаку. Сначала ребенок должен разложить шесть квадратиков на верхнюю страницу - в соответствии с символами, которые есть на каждом изображении. Потом он открывает первый квадратик, ищет нужный ответ внизу страницы и перекладывает квадратик на ответ. И так все шесть квадратов должны быть переложены вниз. После этого пластиковая вкладка складывается так, чтобы она оказалась на верхней странице, а мы увидели оборотную сторону квадратов с символами. Обратная сторона образует узор, который является подсказкой для самоконтроля - ответ мы видим на нижней странице в левом углу. Как видите, ребенок не только должен усвоить всю последовательность действий и правильно найти соответствия, но и соотнести получившийся узор с ответом и, главное, сделать вывод - где и как он ошибся на основании этого узора. Или тупо заново все переделать, надеясь на другой результат. А это уже гадание на тестах напоминает. Тем не менее некоторые книжечки неплохо сделаны и, учитывая небольшое количество других пособий на возраст 3-5 лет, заслуживают внимания. Мы решали их методом тычка пальцем, пластиковое приспособление не покупали. На базарах часто можно купить это приспособление недорого. Пособие + приспособление: LU"K Set
В этом случае уже нужно найти соответствие 10 картинкам и расположены они по-другому. Папка с одной стороны непрозрачная, вместо символов цифры. Возраст - официально от 4 лет, реально по самому принципу работы - старше. Принцип тот же, только папку не надо накладывать на книжку. Выкладываем цифры по порядку в верхней части открытой папки, отвечаем на вопросы, находя соответствующие картинки и их номер на картинке и перенося, например, цифру 1 из верхней части папки на цифру 10 в нижней части папки. Накрываем крышкой, переворачиваем в закрытом виде так, чтобы наши цифры перевернулись рубашками вверх и снова открываем и сравниваем получившийся узор. Наборы: Mein allererstes miniLÜK-Set , miniLÜK-Set-Schulstart
Книжки решаются без какого-либо приспособления: откручиваем разрезные картинки до нужной, в результате чего внизу образуется некий узор, который потом легко можно проверить. Задания довольно простые, на возраст помладше.
Lernzug, продается в Kidoh (ссылка) Принцип в том, чтобы выставлять цветные крышки на "вагончики" в соответствии с правильным ответом. Потом "поезд" едет на другую сторону, где при этом открывается пластина, скрывающая правильный ответ. Задумка неплохая, "поезд", правда, едет не очень легко, но через некоторое время разрабатывается. Задания мне понравились только на одну треть. Из недостатков - однотипные задания, вводятся еще и цветовые различия в решениях, что сбивает с толку (например, есть два ответа "6", но разного цвета). Учитывая, что самоконтроль строится на цветовом принципе, можно было обойтись без дополнительной путаницы и использовать в заданиях цвета, отличные от цветов решений. Зато можно сделать любое количество своих карточек. На похожем принципе сделано пособие Логико (Logico Rondo, Spielrahmen , второе изображение), но оно продается главным образом на сайте издательства (Finken) и цена, мягко говоря, завышена
Mini-Bandolino, Bandolino, Bandolo - смысл один и тот же, разный возраст. Шнурком соединяем нужные пары, потом переворачиваем и смотрим, совпало или нет. Цена также не слишком соответствует одно-двухразовой игре Bandolino