Женщина и Веды

Oct 18, 2014 03:48

Где мы?

Историческое название индуизма на санскрите - сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

К индуизму примыкают буддизм, джайнизм и сикхизм - это и есть Четыре Дхармические религии. В научной литературе их принято считать самостоятельными. Однако Конституция Индии включает их в индуизм.

Где мои Веды?

Изначально традиция Санатана-Дхармы устная. Все важное надо было запоминать на слух!
Для обозначения всех текстов Санатана-Дхармы, записанных в свой срок, применяется общий термин «шастры».

Количество шастр не поддается исчислению, особенно для западного пользователя. «Санскритская литература почти безгранична, то есть никто не знает ее подлинных размеров и числа составляющих ее сочинений», - пишет нидерландский индолог Ян Гонда. К Шастрам относится грихья-сутры (руководства по ритуалам), веданги, а также трактаты по различным специальным дисциплинам - медицине (аюрведа), архитектуре, ритме, гармонии и пропорциях (васту-шастра), астрологии и астрономии (джьотиш), оружию (астра-шастра), трактат о воздухоплавании и летательных аппаратах (любимая Гитлером виманика-шастра), трактаты о фонетике, грамматике и много-много других руководств и предписаний.

Веды - один из разделов шастр, не единственный, но обладающий наибольшим авторитетом.
Структура Вед нарисована тут: тык

Главный вопрос:
Почему женщине нельзя изучать Веды

Каждый раз, когда между юными падаванами и бородатыми русскими гуру с ютуба заходит разговор о величии Древнего Знания - встает он, неудобный и стыдный факт: женщинам и шудрам (четвертая каста наемных рабочих) Веды запрещают себя изучать. Ступайте, любопытные, оставьте Мужское Собрание Лучших.

Я блин не знаю, как можно так просто брать и верить. Я вообще сначала даже возражать про себя не хотела на этот факт. Мало ли - вон и паранжа есть у кого-то! Но у меня уже стало складываться впечатление, что этот пункт - что женщине нельзя - вообще единственное, что наши люди могут точно сказать о Ведах.

Короче, лажа все. И про шудр, ясно, тоже лажа. Вопрос имеет два приближения. Первое - общее:


«Я (Бог) произношу эту благоприятную речь о четырех Ведах,
Которые были даны на благо всех людей,
Не исключая никого, не отдавая никому предпочтения:
Для брахманов, учителей и ученых людей,
Для кшатриев, воинов и солдат,
Для вайшьей, торговцев и земледельцев,
Для шудров, рабочих и волонтеров,
Для всех знакомых и незнакомых людей,
А также для людей низшего происхождения».

Яджур Веда

* * *

«У мужчин и женщин разное строение тела, но, если говорить об изучении Вед, то между ними нет никаких отличий».

«Женщина без знания Вед подобна горе, у которой нет основания. Такая неуравновешенная женщина опасна как для самой себя, так и для других людей».

«Страна может вернуть себе былое величие только с помощью женщин, которые постигли науку осознания Реальности (брахма-видью или атма-видью)».

Сатья Саи Баба

* * *

«Создатель космоса провозгласил:
Я создал
Небесное царство и землю.
Это Я создал семь времен года,
Которые последовательно
Сменяют друг друга.
Я даровал всем людям интуицию для того,
Чтобы они могли отличать
Истину от не истины.
Всем людям Вселенной
Я дал Божественные ведические гимны».

Атхарва Веда
________________________________
Второе приближение частное, подробное. Не все части Вед равнозначны, некоторые описывают подробности и скрытый смысл ритуалов, которые проводятся вдалеке от жилья продвинутыми отшельниками. Некоторые подытоживают философию Вед и много говорят об Атмане, Брахмане, и как там все у них (безличностный и атрибутивный Абсолют соответственно). Эти части Вед - определенные Араньяки и Упанишады - не надо изучать женщинам, шудрам и номинальным Дваждырожденным (то есть кшатриям и вайшьям). То есть - они вообще только для браминов, жрецов. Брамины - подлинные окончательные Дваждырожденные (родились от женщины и от духа святого). И говорят об этом не канонные Веды (шрути), а примыкающие к ним Пураны (смрити):

«Для женщин, шудр и по сословию дваждырожденных
Немыслимо слушание Вед.
И именно для их-то блага Пураны были сотворены».
Девибхагавата-пурана (1.3.21)

Надо заметить, пурана до кучи шактистская, «сектантская», что видно прямо из названия. Богиня, Великая Мать, тантра, все дела. Истории Левой Руки. Хотя нет разницы, где и как давать рекламу пуран.

…Вот какой самцовый интеллект взял и вытеснил эти мужественные классы воинов и хозяйственников в бессознательные области, а баб со слугами оставил как некондицию?

Нет мне ответа, хотя и так ясно. Поздние времена, политика, не та юга. Стыдно, считаю. Особенно за женщину-речь Сарасвати, держащую в руке все 4 Веды.



Царевна-лебедь Сарасвати. Прямо интересно, как из этого слова потерялась потом вторая часть Свати ("связь с богом"), а Сара ("питающее начало") осталась.

Напоследок тематическая сказка.

Мудрец и птичий кал

Один мудрец, исполненный великого жара и мистических даров, сел под деревом читать. На ветке сидела самка журавля. Ну и натурально - зов природы. Потек по мудрецу птичий кал, и страшно разгневался мудрец! Мыслью в момент убил гадкую птицу, и только трупик на землю бряк.

Посетило запоздалое сожаление. Пропел мудрец мантру на тельцем, но день все равно был испорчен, и место испорчено, так что вышло: самое время идти в деревню за подаянием брамина.

В деревне все работали, только одна женщина сидела и чистила кувшин. Мудрец строго приказал нести подношенье. «Да-да, святой человек! - ответила женщина - только дочищу кувшин, не дело в грязном воду подавать!»

Едва дочистила кувшин - как вернулся муж. Женщина аж вся расцвела, встрепенулась, и побежала встречать! Ах, какое счастье, ах скорее проходи, уж все готово!

И вот стоит мудрец и злится. Женщина мужу воды поднесла, руки-ноги ополоснула, и в дом. А в доме насыщенная жизнь! Накормила, напоила, и все воркует, на улице слышно. А тут и вечер, и ночь. Ублажает мужа жена, а мудрец стоит и только что пар из ноздрей не валит.

И вот рассвет. Выходит женщина с сияющим лицом - а мудрец ей: что ж ты, мерзавка, творишь?! Доколе мне тут, брамину уважаемому, стоять, пока ты там!…

Тут женщина говорит - в наших же Ведах написано: для женщины муж - словно бы ее Бог, особенно когда на работе впахивал, измазался весь и оголодал! Его надо в первую очередь почитать и умасливать! Это дхарма женщины. Я Веды-то все знаю. Там еще написано, как вы, брамины, мыслью убиваете и глазами жжете, хоть и птицу испепелить можете. От гнева браминов вся вода в океане стала соленой! Потому что заслуги ваши в духовности очень велики! Ведь брамином может зваться только тот, кто полностью обуздал свои страсти и аппетиты, никогда не гневится без толку, всегда умерен, радушен, благочестив, искренен, кто смиренен. Никогда не творит насилия. Знает дхарму каждого! Мыслями направлен к благой природе! Все нюансы ее понимает и почитает частью божественного действа. Это нам, женщинам, можно болтать и болтать, люблю я это дело, вот помню намедни бабка моя…

…Тут мудрец уже покраснел лицом и видно: настал предел. Сейчас жахнет.

Ой, забыла! - взмахнула рукой женщина. - В Ведах же еще написано: ни один из людей, искушенных в дхарме, не может причинить вреда женщине!

Отскочила и засмелась. И в тот миг достиг мудрец Просветления.

- Пойду, - сказал, - настяжаю себе чутка Добродетели. А ты, красивица, живи себе как живешь.

Такова в книге «Лесная» великой «Махабхараты»
сто девяносто седьмая глава: ПОВЕСТЬ О ЖЕНСКОЙ ПРЕДАННОСТИ.

Индия

Previous post Next post
Up