Свт. Филарет (Дроздов) - автор надписи на иврите в храме Христа Спасителя

Dec 02, 2013 01:43

2 декабря/19 ноября - память свт. Филарета, митр. Московскаго († 1867)

Тропарь святителю Филарету, митр. Московскому, глас 4:

Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству Российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради, ко Христу Богу дерзновение имея, / моли даровати Церкве утверждение, // людем и душам нашим спасение.

Кондак святителю Филарету, митр. Московскому, глас 2:

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете. Яко пастырь праведный и исповедник непорочный, по святем преставлении от безбожных поругание и поношения приял еси, Бог же знаменми и чудесы тя прослави и заступника Церкве нашея яви.

Святителю отче Филарете, моли Бога о нас, чтущих память твою верно, и научающихся правде от словес твоих.

Молитва cвятителю Филарету:

О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник: Великому Василию - яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Богослову Григорию - яко, неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобивыйся, сих искусный провозвестник явился еси; Златоустому Иоанну - яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси. И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли: Церкве Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити. Святую обитель, идеже почивают честныя мощи твоя, по заветом преподобнаго Сергия, яко ученик его присный, добре управи; иноки в подвизех укрепи; наставники умудри; званныя к пастырскому деланию, учащияся вере и благочестию в вертограде твоем духовнем, соделай избранны и достойны служения сего. Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его нам преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В своём недавнем интервью ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев признался, что «многих приводит в ужас надпись на древнееврейском языке под куполом, где помещается изображение Троицы. И многие говорят: «Что сюда ходить? Здесь вообще масоны, нет никакой благодати, все это новодел…».  Там написано «Бог», так что ничего страшного нет» (см. фото).

Напомним, что 23 сентября 1839 г. при закладке храма Христа Спасителя митр. Филарет (Дроздов), обращаясь к Императору Николаю I, сравнил созидание этого храма с устроением Ветхозаветного храма в Иерусалиме, начатого царем Давидом и оконченного Соломоном. Митр. Филарет считался один из немногих людей в тогдашней России, кто знал библейский иврит (был еще о. Герасим Павский). Известно также, что митр. Филарет был не согласен с тем, что Септуагинта обладает безусловным приоритетом над еврейским (масоретским) текстом …

Согласно масонской энциклопедии Серкова, митр. Филарет числился в ложе «Умирающий сфинкс» с пометкой «возможно, посещал собрания ложи». Членство митр. Филарета в масонской ложе подтверждает также проф. М.В. Зызыкин (Зызыкин М.В. Царская власть в России. М., 2004. С. 541). Справедливости ради стоит отметить, что в 1852 г. митр. Филарет благословил уничтожить масонские знаки в церкви Архангела Михаила (Меньшикова башня) в Москве, что было исполнено лишь в 1863 г. Как отметил архим. Фотий (Спасский), своей деятельностью и сочинениями митр. Филарет «не сделал православной Церкви и вере никакой пользы, кроме услуг нововведениям и неправославию и всему, что угодно было тайному обществу» …

См. по данной теме статью «"Сами на 6 м с куполом промахнулись, а теперь святых из себя корчите",- кричала Анна Рындина про ХХС»: http://expertmus.livejournal.com/153308.html

Подробности: http://expertmus.livejournal.com/87344.html?thread=925488

См. также: http://rublev-museum.livejournal.com/254149.html



Как сообщается в официальной информации на сайте храма Христа Спасителя о росписи купола: «На западной стороне неба начертано древнееврейскими буквами одно из библейских наименований Господа Вседержителя: "Элогим", что значит "СИЛЫ»?!

Кстати, по мнению homo_parvus, надпись на иврите в храме Христа Спасителя с ошибками (вместо каф стоит реш) слово Элоhим - "Бог" по-древнееврейски.

Элохим (אלוהים)

Видимо, подразумевается следующий отрывок из Торы: «И сказал Элохим сотворим человека по образу и подобию НАШЕМУ» - срв. в Септуагинте «И сказал Бог» (Быт. 1: 26).

… Оператор Димитрий С., снимающий замечательные фильмы по православной тематике, работая как-то в закрытом Храме Христа Спасителя, обратил внимание на группу туристов из Израиля, которых почему-то допустили в храм во внеслужебное время.

Группа состояла из 30-35 человек, среди которых, судя по характерной одежде, были раввины. Вопрос появления группы туристов во внеурочное время не обсуждается - это внутренний режим храма. Обратило на себя внимание другое обстоятельство.

Группа, не задерживаясь долго в других приделах храма, собралась кучно недалеко от солеи, насколько это позволяли храмовые ограждения. Развернувшись спиной к алтарю и указывая друг другу на что-то под куполом, гости стали оживленно обсуждать увиденное. Было понятно, что они заранее знали, где искать то, что так их взволновало. После этого группа быстро удалилась. Было очевидно, что их не интересовали сюжеты Св. Писания, столь блестяще выполненные современными мастерами. Что же тогда привлекло внимание наших гостей? Заинтересовавшись такой своеобразной и странной реакцией группы на внутреннее убранство храма, Димитрий стал искать предмет их восторга.


И вот в объективе камеры при сильном увеличении он увидел странное начертание на западной стороне плафона главного купола (фото 2). Начертание, необычное для православного храма, - слово, написанное на иврите (фото 3). Оно было как бы затушевано, так что разглядеть его обычным посетителям, а тем более верующим, практически невозможно. К тому же, чтобы его прочесть, необходимо повернуться спиной к алтарю, что православному человеку недопустимо (!).

image Click to view





Что же оно обозначало? Начались поиски ответа.



Фото 2. Свод купола Храма Христа Спасителя. Стрелка сверху указывает на расположение начертания"

Пришлось обратиться за разъяснениями к богословам, которые сами были озадачены столь неожиданным открытием. Непонятным было расположение слов на церковнославянском языке СВЯТЪ, СВЯТЪ, СВЯТЪ, которые относятся, судя по фото 2, не к изображенной, как и положено, на восточной стороне плафона новозаветной Троице - Господу Саваофу, Иисусу Христу и Святому Духу, а исключительно к этому загадочному чужеземному слову, в их поле находящемуся - к нему они обращены и развернуты. Специалисты перевели это слово как «Элохим», т. е. боги во множественном числе.



Фото 3. "Начертание на иврите"

Возникает вопрос. На Божественной Литургии мы каждый день поем: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Нашей молитве не соответствует начертание на главном куполе - там мы читаем свят, свят, свят - кто? К тому же это прямое отрицание первозаповеди «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов (элохим) перед лицом Моим».

Первое, о чем подумалось - самодеятельность новых мастеров: главного архитектора Михаила Посохина или координатора всех художественных работ художника ХХС Евгения Максимова.

Первые же дни, проведенные в библиотеках, архивах и музеях, сняли с мастеров «все обвинения». Они работали по макетам, фотографиям прошлых лет, не делая никаких добавлений от себя, и в точности скопировали планшеты № 8037/67 и № 8037/66 раздела 11 Государственного музея архитектуры им. Щусева (ГМА).

Но вот что еще обращает на себя внимание. Планшет под № 8037/67, Раздел 11 ГМА имеет такую подпись: «Свод главного купола (восточная сторона) Изображение господа Саваофа сочинил и писал проф. А. Т. Марков Фотография Шереръ, Набгольц и Ко бывш. А. Бергнера в Москве». Планшет под № 8037/66, Раздел 11 ГМА имеет более краткую подпись: «Свод главного купола (западная сторона) гл. арх. К. Тон живопись проф. Маркова Фотографы Его Императорского Величества Шереръ, Набгольц и Ко бывш А. Бергнера в Москве».

И все! Нет никакого указания, что же изображено на западной стороне. Ни в музее Истории города Москвы, ни в других архивах и библиотеках нам не удалось найти какие-либо свидетельства о написании и значении этого слова и времени его нанесения на главный купол. «Фотография Шереръ, Набгольц и Ко», основанная в 1909 г., мало что разъясняет. Формат статьи не позволяет опубликовать расширенное исследование происхождения слова «элохим». К тому же, как выяснилось, на эту тему достаточно было написано и сказано ранее богословами во всем мире. Неизменным в этих исследованиях прослеживается одно: использование этого слова соответствует смутному времени, является как бы символом разделения царства, разномыслия в народе и ослабления веры в Единого Творца.

Для справки: Осенью 1865 г. Алексей Тарасович Марков, которому было только что присвоено звание заслуженного профессора Академии художеств, был приглашен К.А. Тоном для росписи плафона главного купола храма Христа Спасителя за 100 000 рублей серебром. Сам Тон взял себе за эту услугу 25 000 на свои карманные расходы:-)

Марков в свою очередь скомпоновал только эскиз - Бог Саваоф, окруженный сонмом херувимом - и стал подыскивать помощника, который за умеренную плату исполнил бы его работу под его руководством. Его ученик Иван Кузьмич Макаров взялся написать только Бога, но Марков обязал Макарова сделать еще 20 херувимов громадной величины, от чего тот отказался, выразив готовность писать херувимов лишь с прорезей. Марков сделал 5 и предложил Макарову: «А остальные вы кувыркните врассыпную, переворачивая бумагу». Но Макаров категорически отказался это делать …

После этого А.Т. Марков пригласил за те же 25 000 еще одного ученика Евграфа Семеновича Сорокина, которому поручил выпрямить «Бога Саваофа», ибо он был крайне плохо нарисован и валился из купола. Когда Сорокин перечертил фигуру, Марков пришел в ужас, так что на следующий день Сорокин скипидаром смыл все им сделанное и тоже отказался от работы …

Затем Марков обратился к вышедшему из Академии участнику «бунта четырнадцати» И. Н. Крамскому, который во время обучения в Академии в 1862-1863 гг. исполнил для Маркова «около 150 рисунков с натуры для купола, в храм Спаса (в Москве), и с ним уже 8 картонов в натуральную величину, в купол: голову Саваофа с голубем, Христа, две руки и 4-х апостолов - головы…» (Крамской И.Н. Письма, статьи. Т. 1. С. 479 -480. Прим. 1). Согласно договору в октябре 1865 г. Крамской за 10 000 брал на себя обязательство к апрелю 1866 г. расписать главный купол храма Христа Спасителя «по эскизу, рисункам, картонам, а также и указаниям самого г-на проф. Маркова». Причем Крамской сначала запрашивал 12 000, Марков соглашался на 6:-) Помощниками Крамского стали Богдан Богданович Вениг и Николай Андреевич Кошелев, о чем Крамской написал жене: «…Все они сделали, что могли, а что я могу сделать больше, так что же тут особенного с моей стороны?» (Крамской - С.Н. Крамской . 10 июля 1866 г. Москва // Крамской И.Н. Письма, статьи. Т. 1. С. 60).

25 мая 1883 г. храм Христа Спасителя был освящен митрополитом Иоанникием митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства …

Как известно, в 1828 г. Пушкин написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...». Год этот был трудным для поэта, когда возникло новое дело о «Гавриилиаде», которое могло очень плохо кончиться для автора. В личной жизни поэта все тоже было неудачно… Вот что написал поэт 26 мая 1828 г.:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Это стихотворение помечено днем рождения поэта. Эта дата усугубляет тяжесть настроения, выраженного в стихотворении…

Стихи «Дар напрасный...» были опубликованы только в 1830 г. в очень популярном альманахе Дельвига «Северные цветы». На них сразу обратил внимание московский митрополит Филарет. Сам митрополит был не чужд поэтической деятельности (хотя стихи занимают среди его трудов ничтожно малое место), и он решил возразить Пушкину, переписав его стихи в ортодоксальном духе. Вот ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) А.С. Пушкину на его, по выражению самого Пушкина «скептические куплеты»:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Пушкин с признательностью отозвался стихотворением «В часы забав иль праздной скуки…", своего рода исповедью, помеченной 19 января 1830 г.:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

(В другой редакции:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт).

Человек, знакомый с православной гимнографией, обратит внимание в ответе А.С. Пушкина на знакомое словосочетание: «с высоты… силой». 26 мая - день рождения поэта - иногда попадает в период празднования и попразднства Пятидесятницы - дня Святой Троицы. В одном из песнопений на этот двунадесятый праздник есть слова: «С высоты силою учеником, Христе, дондеже облечетеся рекл еси…» (ирмос 3-й песни канона).

Ежедневная молитва свт. Филарета:

«Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно.Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.

Отче! Даждь рабу Твоему - чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить - ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое - отверсто.

Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! - и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижымими для меня Твоими судьбами.

Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания - исполнить волю Твою... Научи меня молиться. Сам во мне молись».



После кончины в 1867 г. святитель Филарет был погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в пристроенном по его благословению к храму Сошествия Св. Духа приделе св. Филарета Милостивого (см. фото). В конце 30-х гг. XX в. его усыпальница, как и многие святыни Лавры, была осквернена. В 1994 г. археологи на месте церкви Филарета Милостивого обнаружили яму, заполненную строительным мусором, среди которого находились многочисленные человеческие останки и элементы облачения. Благодаря кропотливой работе медиков, антропологов и других специалистов останки удалось идентифицировать. Они принадлежали трем архиереям, ныне прославленным в лике святых - митрополиту Филарету (Дроздову), митрополиту Иннокентию (Вениаминову) и архимандриту Антонию (Медведеву). В том же 1994 г. святитель Филарет был причислен к лику святых.


Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)

Для справки: в 1938-1940 гг. все пристройки вокруг Духовской церкви были разобраны «по причине их аварийного состояния» (Трофимов И.В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. М., 1961. С. 64). О судьбе, постигшей могилы при разборе Филаретовской церкви, в существующей литературе и доступных архивных фондах никаких сведений обнаружить не удалось. Однако среди верующего народа сохранялось предание о том, что все три могилы были разорены, но при разорении глава митрополита Филарета была обнаружена нетленной и человек, допустивший святотатство, вскоре погиб. Поэтому перед началом раскопок наместник Лавры архимандрит Феогност (Гузиков) обратился с вопросом о судьбе могил к одному из участников реставрационных работ в Духовской церкви В.И. Балдину. 10 марта 1994 г. от него был получен официальный ответ, в котором говорилось: «При устройстве выстилки вокруг Духовской церкви захоронения митрополита Филарета специально не искали и не вскрывали - это я свидетельствую как участник проводившихся здесь до августа 1941 года работ», и «есть все основания полагать, что могила митрополита Филарета не нарушена».

Раскопки в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре были проведены по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Раскопки проводились к югу от Духовской церкви на том месте, где некогда стояла церковь во имя праведного Филарета Милостивого. Их целью были поиски могил святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского Филарета (Дроздова) и наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева). Раскопки начались 10 октября 1994 года и продолжались до 14 октября. 11 октября духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) отслужил в Духовской церкви литию по погребенным. С захоронением митрополита Филарета все оказалось сложно: при первых же ударах лопаты выяснилось, что в западной части этого участка проходит современная теплоцентраль; впоследствии удалось установить, что она была сооружена в 1956-1957 гг. Никаких остатков погребального сооружения найти не удастся - могила была полностью уничтожена…

Одновременно с раскопками могил вне Духовской церкви были проведены раскопки внутри ее, у южной стены, в том месте, где находилась беломраморная плита с надписью, посвященной митрополиту Филарету. Целью этих раскопок было выяснить, была ли плита в свое время установлена на данном месте произвольно, просто, чтобы увековечить память приснопамятного святителя, или для этого имелись иные причины. После удаления мемориальной плиты, плиток пола и слоя песка было обнаружено находящееся в грунте сооружение прямоугольной формы, вытянутое по оси храма (длиной около 1 м, шириной около 0,7 м), сложенное из современного кирпича. После необходимой фиксации были разобраны кирпичное перекрытие и западная торцовая стенка, за которыми оказался фанерный ящик примерно вдвое больше стандартного посылочного ящика, обитый парчой с нашитым на верхней крышке крестом из галуна. После совершения литии ящик вынули с большими предосторожностями, поскольку фанера была очень ветхой и буквально рассыпалась. Затем была снята крышка, под ней обнаружили черную мантию с малиновыми скрижалями, в которую были завернуты две большие кости ног (от колен до стопы) и деревянная панагия с изображением на лицевой стороне Богоматери «Знамение» и Креста с орудиями страстей - на тыльной. Панагия хорошо сохранилась, утрачено только ушко. Мантия, хоть и ветхая, оказалась по большей части сохранной: уцелели две нижние скрижали, галуны от верхних и довольно большой фрагмент ткани. Во время извлечения ящика и разборки его содержимого высказывались различные предположения относительно времени, способа и обстоятельств появления этого тайника и его содержимого …

Поздно вечером, около 22 часов, 13 октября 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II осмотрел место раскопок и поклонился обнаруженным святыням. Иеродиакон Иоанн (Макаров), клирик Патриаршего подворья в Переделкине, производил фотофиксацию и в течение 2 недель занимался разборкой и идентификацией найденных фрагментов облачений; архивные фотографии разграбления могилы митрополита Филарета (Дроздова) предоставлены архитектором-реставратором С.В. Демидовым; обмерный чертеж Духовской церкви с пристройками предоставлен (через Лавру) архитектором-реставратором В.И. Балдиным.

«Мы, нижеподписавшиеся, свидетельствуем, что 10-14 октября 1994 года были произведены раскопки к югу от церкви Сошествия Святого Духа на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938-1940 годах. На тех местах, с которыми письменные свидетельства и церковное предание связывают погребение святителя Иннокентия (Вениаминова) и наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева), действительно были обнаружены могильные сооружения (склепы). Но они были полуразрушены и опустошены. На месте, где, по свидетельству разного рода источников, должна была находиться могила митрополита Филарета (Дроздова), была обнаружена яма неправильной формы, суживающаяся книзу. Примерные размеры: глубина около 2,7 м от уровня современной поверхности, по линии В-3 - около 2,5 м, по линии С-3 - около 1,5 м. Яма была заполнена строительным мусором и землей, среди которых находились человеческие останки, святительское облачение и гробовые доски с ручками трех типов. 12 октября из нее были извлечены останки трех человек: черепа, большие кости, ребра и ряд других фрагментов. 13 октября обнаруженные костные останки были омыты по чину омовения мощей и разложены по порядку. После анализа останков и сопоставления их с портретами митрополита Филарета (Дроздова), митрополита Иннокентия (Вениаминова) и архимандрита Антония (Медведева), находящимися в Патриарших покоях, была признана принадлежность останков святителю Иннокентию, митрополиту Филарету и архимандриту Антонию. В дальнейшем справедливость этого утверждения, равно как и правомерность отнесения определенных останков конкретным лицам, была подтверждена специалистами-антропологами. Большинство из найденных фрагментов облачения принадлежит митрополиту Филарету (Дроздову). Принадлежность деревянной панагии пока не определена. Черная мантия принадлежала, по-видимому, архимандриту Антонию.

Достоверность происшедших событий и соответствие им изложенного свидетельствуем:
от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
архимандрит Феогност (Гузиков), наместник Лавры
архимандрит Кирилл (Павлов)
архимандрит Георгий (Тертышников)
архимандрит Матфей (Мормыль)
архимандрит Наум (Байбородин)
эконом игумен Георгий (Данилов)
иеромонах Викентий (Мазур)
иеромонах Иоасаф (Подгоров)
от Московской Духовной академии и семинарии:
архимандрит Макарий (Веретенников), первый проректор доцент
архимандрит Сергий (Соколов), инспектор
протоиерей Николай (Резухин), зам. ректора
И.В. Воробьев, доцент, помощник инспектора
А.В. Казмирчук, студент II курса МДА
В.А. Питько, воспитанник 3-го класса МДС
С.А. Беляев, археолог, проводивший раскопки
иеродиакон Иоанн (Макаров), производивший фотофиксацию и разборку облачений».

9 июня 2004 г. - в прямое нарушение воли святителя - состоялось перенесение мощей святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, из Троице-Сергиевой Лавры в кафедральный собор Рождества Христова в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма. Патриарх Алексий II, мотивируя решение о переносе, отмечал в преддверие события, что именно митрополит Московский Филарет осуществил в 1839 г. закладку храма Христа Спасителя, и его мощи станут главной святыней кафедрального собора!

Безусловно, проблема требует специального рассмотрения, вопрос о причинах расписывания центрального купола главного храма воинской доблести и памяти всех погибших за Отечество воинов словом на иврите (вряд ли даже самые просвещенные из них смогли бы его прочесть), тем более что читать его приходится, стоя спиной к престолу, освященному в честь Рождества Христова.

В православных храмах никогда ничего не писалось на иврите, так что для православного человека надпись непонятна и чужда. Приходя в Храм Христа Спасителя, люди восхищаются творением рук человеческих. Храм подтверждает, что душа православного человека ни при каких условиях не станет мертвой. Однако лукавый не оставляет своих козней. Поэтому понятно, что тайная цель неизвестных авторов сей надписи - желание поругания Святой Троицы. Но мы знаем, что Бог поругаем не бывает.

Хотя, как сообщил нашей редакции kwas_1972, в Ижевске, в восстановленном Свято-Михайловском соборе, тоже нанесли надпись на иврите…

См. также: http://rublev-museum.livejournal.com/254149.html

http://rublev-museum.livejournal.com/254149.html?thread=128965#t128965

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013.


лекторий, ересь жидовствующих

Previous post Next post
Up