Христос во славе. Композиция "Страшный суд".
Фреска. Фрагмент.
1408 г.
Прпп. Андрей Рублев и Даниил Черный.
Успенский собор во Владимире.
Копия Н.В. Гусева. Музей имени Андрея Рублева.
В 2008 году исполнилось 600 лет росписи мастерской прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе во Владимире. Главный храм Русской Церкви (до переноса кафедры митрополитов в Москву) был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158-1160 годах (перестроен Всеволодом
III после пожара 1185 года). Уже в 1161 году собор был расписан, однако после неоднократных разорений при ордынских набегах (1238 г. и др.) основная часть его росписей XII века погибла. Летописи сообщают, что 25 мая (7 июня) 1408 года обновление древнего храма осуществлялось «повелением» Московского великого князя Василия Дмитриевича. Наряду с прп. Андреем Рублевым работами руководил его «сопостник» Даниил. Во втором летописном сообщении 1408 года говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублев отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начаша подписывати церковь каменую съборную святая Богородица, иже в Владимире, повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Перед исполнителями стояла задача воссоздать грандиозный по масштабу ансамбль фресок времени государя Андрея Боголюбского. Росписи 1408 года - единственное сохранившееся и засвидетельствованное в источниках творение преподобных Андрея Рублева и Даниила в области монументального искусства.
К сожалению, рублевские фрески 1408 года дошли до наших дней с большими утратами. Относительно полно уцелели лишь сцены «Страшного Суда» и несколько изображений святых на столбах, а также часть евангельских сцен в верхних зонах храма и сцены Жития Иоанна Предтечи в алтаре.
Исполнитель копий рублевских фресок в Успенском соборе (Владимир), художник Николай Гусев (1926-1997) - один из лучших копиистов древнерусской фресковой живописи. Его учителями были известные московские художники М.Т. Хазанов и М.С. Перуцкий. В 1956 году Н.В. Гусев, по предложению директора Музея имени Андрея Рублева Д.И. Арсенишвили, приступает к копированию стенописи 1408 г. во владимирском Успенском соборе. Так началась совместная творческая работа Музея имени Андрея Рублева и художника Н.В. Гусева, продолжавшаяся около 30 лет. В процессе копирования художник выявлял полустертые детали живописи подлинника и вносил их в копии. Кроме того, Н.В. Гусев придерживался принципа, что в копии возможна реконструкция отдельных утрат в оригинальной живописи. В копиях Н.В. Гусева переданы крупные утраты подлинника (выпады краски, разломы штукатурки), но не скопированы мелкие потертости и разрывы линий. Работал Н.В. Гусев казеино-масляно-яичной темперой собственного приготовления, в принципе повторяя технологию древнерусской фрески, которая в основном исполнялась темперой по сухой штукатурке. Из-за последующих утрат рублевских росписей 1408 года копии Н.В. Гусева приобрели особую документальную и художественную ценность.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
Метки:
#Музей,
#МузейАндреяРублева,
#МузейРублева,
#МузейноеЕдинство,
#Православие,
#Рублев,
#Рублева,
#монастырь,
#музей_имени_Рублева,
#протест,
andrei rublev,
Андрей Рублев,
Андроников монастырь,
Музей имени Андрея Рублева,
СМИ о ЦМиАР,
досье,
иконопись,
лекторий,
прп. Андрей Рублев († 1428),
расследование