600 лет фрескам прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе (Владимир)

Aug 16, 2008 14:39







Христос во славе. Композиция "Страшный суд".
Фреска. Фрагмент.
1408 г.
Прпп. Андрей Рублев и Даниил Черный.
Успенский собор во Владимире.
Копия Н.В. Гусева. Музей имени Андрея Рублева.




В 2008 году исполнилось 600 лет росписи мастерской прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе во Владимире. Главный храм Русской Церкви (до переноса кафедры митрополитов в Москву) был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158-1160 годах (перестроен Всеволодом III после пожара 1185 года). Уже в 1161 году собор был расписан, однако после неоднократных разорений при ордынских набегах (1238 г. и др.) основная часть его росписей XII века погибла. Летописи сообщают, что 25 мая (7 июня) 1408 года обновление древнего храма осуществлялось «повелением» Московского великого князя Василия Дмитриевича. Наряду с прп. Андреем Рублевым работами руководил его «сопостник» Даниил. Во втором летописном сообщении 1408 года говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублев отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начаша подписывати церковь каменую съборную святая Богородица, иже в Владимире, повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Перед исполнителями стояла задача воссоздать грандиозный по масштабу ансамбль фресок времени государя Андрея Боголюбского. Росписи 1408 года - единственное сохранившееся и засвидетельствованное в источниках творение преподобных Андрея Рублева и Даниила в области монументального искусства.

К сожалению, рублевские фрески 1408 года дошли до наших дней с большими утратами. Относительно полно уцелели лишь сцены «Страшного Суда» и несколько изображений святых на столбах, а также часть евангельских сцен в верхних зонах храма и сцены Жития Иоанна Предтечи в алтаре.

Исполнитель копий рублевских фресок в Успенском соборе (Владимир), художник Николай Гусев (1926-1997) - один из лучших копиистов древнерусской фресковой живописи. Его учителями были известные московские художники М.Т. Хазанов и М.С. Перуцкий. В 1956 году Н.В. Гусев, по предложению директора Музея имени Андрея Рублева Д.И. Арсенишвили, приступает к копированию стенописи 1408 г. во владимирском Успенском соборе. Так началась совместная творческая работа Музея имени Андрея Рублева и художника Н.В. Гусева, продолжавшаяся около 30 лет. В процессе копирования художник выявлял полустертые детали живописи подлинника и вносил их в копии. Кроме того, Н.В. Гусев придерживался принципа, что в копии возможна реконструкция отдельных утрат в оригинальной живописи. В копиях Н.В. Гусева переданы крупные утраты подлинника (выпады краски, разломы штукатурки), но не скопированы мелкие потертости и разрывы линий. Работал Н.В. Гусев казеино-масляно-яичной темперой собственного приготовления, в принципе повторяя технологию древнерусской фрески, которая в основном исполнялась темперой по сухой штукатурке. Из-за последующих утрат рублевских росписей 1408 года копии Н.В. Гусева приобрели особую документальную и художественную ценность.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html












Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #Рублев, #Рублева, #монастырь, #музей_имени_Рублева, #протест, andrei rublev, Андрей Рублев, Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, лекторий, прп. Андрей Рублев († 1428), расследование

Музей имени Андрея Рублева, #протест, #музей_имени_Рублева, #монастырь, #Рублев, СМИ о ЦМиАР, лекторий, Андроников монастырь, #Рублева, прп. Андрей Рублев († 1428), #МузейРублева, исихазм, Андрей Рублев, фонды, #МузейАндреяРублева, #Православие, #МузейноеЕдинство, andrei rublev, иконопись, #Музей, фрески

Previous post Next post
Up