18 октября 2005 года в "Русском Вестнике" появилась заметка протоиерея Вячеслава Савиных "Священник о ненужном ажиотаже", в которой автор пытается полемизировать с некоторыми положениями статьи "Наша национальная идея - это рублевская Троица", опубликованной в "Русском Вестнике" (№ 16, 2005 г.). В этой статье ее автор - заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева Олег Германович Ульянов затронул тему судьбы захоронения преп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Это и явилось предметом полемики.
Напомним читателям, что в 1993 году в раскопе под св. престолом Спасского собора Андроникова монастыря О.Г. Ульянов обнаружил неизвестное захоронение, которое священнику Вячеславу Савиных захотелось выдать за могилу преп. Андрея Рублева! Священник Вячеслав Савиных не знает, что каноны Православной Церкви не допускают никаких захоронений под престолом действующего храма.
Мнение О.Г. Ульянова о том, что в традициях древнерусских обителей было принято воздвигать храм над могилой основателя монастыря, было крайне негативно воспринято о. Вячеславом Савиных, который настаивал, что в исчезнувшей (!) в годы безбожия раке преподобных Андроника и Саввы их мощи почти 600-летней давности находились "в полном анатомическом порядке". Оставим на суд читателей такие "атомистические" представления православного священника, но не можем не указать на явную ложь, прозвучавшую в его заметке "Священник о ненужном ажиотаже".
Как же проводилось исследование 1993 года? В Спасском соборе были сначала развернуты приходом реконструктивные работы по замене солеи без какого-то бы ни было официального разрешения и оповещения археологических служб. Лишь благодаря настойчивости прихожан О.Г. Ульянов смог добиться археологического надзора над работами, при этом на него тут же посыпались кляузы и доносы в администрацию музея со стороны старосты и настоятеля с обвинениями в срыве богослужений. Стремясь доказать ненужность археологических исследований в алтаре храма, староста Пичугин А.Д. даже загонял двухметровые металлические ломы под св. престол! Археологические исследования удалось начать после получения разрешения УГКОиП от 22.01.1993 г. (№ 16-03/49) в январе 1993 года, а не в марте, как неверно излагается в заметке о. Вячеслава Савиных. В неимоверно трудных условиях, когда О.Г. Ульянову "милостиво" разрешили устроить узкий лаз в человеческий рост, через который археолога спускали на веревке, Божиим промыслом было уготовано обрести на глубине свыше 3 м (!) захоронение в дубовой колоде непосредственно под св. престолом. Об этом удивительном событии был незамедлительно уведомлен Святейший Патриарх Алексий 2-й в письме дирекции музея от 12.03.1993 г. (исх. № 50-01/08).
4 января 1994 года Патриарх Алексий 2-й приезжает в Андроников монастырь, спускается в раскоп под св. престолом и чествует "святые мощи угодников Божиих", о чем сообщалось в статье О.Г. Ульянова "От твоих могил не отрекусь" (Московский журнал. № 11. 1997 г. см. фото). Кроме того, Патриарх благословил извлечь деревянную колоду из раскопа и восстановить ее для поклонения верующих, однако настоятель Спасского собора о. Вячеслав Савиных до сих пор не выполнил патриаршего благословения.
Вместо этого священник всеми правдами и неправдами стал добиваться отстранения неугодного ему музейного археолога и зазывать сговорчивых "специалистов", которые "подпольно", без соответствующих разрешений продолжали земляные работы. Как раз при такой "варварской" методике, когда с ведома настоятеля Спасского собора был выброшен на свалку без просеивания весь грунт из св. алтаря, в котором позднее О.Г. Ульяновым были обнаружены бесценные фрагменты рублевских фресок (!), "подпольно" были найдены еще 3 захоронения in situ. Таким образом, в заметке священника Вячеслава Савиных, опубликованной в "Русском Вестнике", содержится ложная информация, вводящая в заблуждение читателей.
Такой же ложью является утверждение автора, что якобы в 1994 г. "О.Г. Ульянов был лишен права вести археологические раскопки". На самом деле по настоянию дирекции музея, обеспокоенной новыми несанкционированными работами, повлекшими за собой катастрофическую ситуацию на памятнике архитектуры федерального значения, была создана специальная комиссия по консервации шурфа в центральной апсиде Спасского собора, в которую входил и Олег Германович Ульянов. Под протоколами данной комиссии 1993-1995 гг. есть подписи и священника Вячеслава Савиных, поэтому его высказывания об О.Г. Ульянове не соответствуют действительности.
И уж совершенно грубой клеветой являются утверждения о. Вячеслава Савиных, будто бы "многочисленные просьбы к О.Г. Ульянову представить научный отчет о проделанной им работе игнорируются до сих пор". Подпись священника стоит под научным отчетом Ульянова О.Г., переданном вместе с альбомом фотофиксации раскопок 1993 г. Святейшему Патриарху Алексию 18 июня 1995 года секретарем Патриарха протопресвитером Матфеем Стаднюком. Научный отчет Ульянова О.Г. с атрибуцией обнаруженного под св. престолом Спасского собора захоронения преп. Андроника был заслушан 5 мая 1993 г. на заседании сектора археологии Москвы Института археологии РАН, а также на расширенном заседании Научно-методического совета Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева 26 июня 1995 года, на котором вместе с О.Г. Ульяновым выступил о. Вячеслав Савиных! Заметим, что все прочие "специалисты", привлеченные настоятелем Спасского собора, вообще не сдали в научный архив музея никаких отчетов.
Остается догадываться, кому нужен раздуваемый о. Вячеславом Савиных ажиотаж "вокруг могилы преп. Андрея Рублева". Ни разу в выступлениях О.Г. Ульянова не утверждалось, что захоронение святого иконописца Древней Руси было найдено в ходе раскопок 1993 г. в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря, как ему приписывается в заметке священника Вячеслава Савиных. При этом последний умалчивает, что археологические исследования на территории Спасо-Андроникова монастыря археологический сектор, возглавляемый О.Г. Ульяновым, проводит с 1989 г. Об этих многолетних исследованиях братского некрополя древней обители не раз сообщалось в церковной прессе, в т.ч. о молебнах московского духовенства "близ места погребения преп. Андрея Рублева" ("Журнал Московской Патриархии". № 1. 1990 г.). В первую очередь благодаря археологическим раскопкам О.Г. Ульянова, когда были идентифицированы и преданы погребению (впервые в советской практике!) останки предка Патриарха Алексия (Симанского) епископа Пахомия (1789), состоялось возрождение литургической жизни в древнейшем Спасском соборе Андроникова монастыря.
Так кому же нужен и выгоден ажиотаж вокруг захоронения преп. Андрея Рублева?!
Г. Я. МОКЕЕВ,
заведующий отделом древнерусской
архитектуры и градостроительства
Центрального музея древнерусской
культуры и искусства имени
преп. Андрея Рублева,
академик Академии архитектурного
наследия, член Союза
писателей России
http://www.rv.ru/content.php3?id=5978 © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.