#Музей имени Андрея #Рублева. Эта история началась давно - ещё в 2018 г., когда тогдашний председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин обратился в Третьяковскую галерею с просьбой о проведении первичного визуального обследования состояния иконы Божией Матери «Державная», которая находилась, как известно, в храме в Коломенском, где и была обретена в 1917 г. Икона на тот момент, действительно, нуждалась в реставрации.
Державная икона Божией Матери:
https://expertmus.livejournal.com/95360.html Однако уже тогда кто-то посоветовал Патриарху Кириллу не связываться с представителями государства, а реставрировать икону собственными, церковными, силами, мол, в Церкви уже появились свои специалисты, и мы можем действовать независимо от государства, тем паче икона принадлежит Церкви. Патриарху, который приложил много сил для укрепления Церкви, для создания условий независимости от государства, видимо, эта мысль понравилась. В итоге было принято такое решение икону реставрировать самим. Правда, реставрация началась не сразу, помешала пандемия:
http://www.patriarchia.ru/db/text/6010056.html И вот 17 октября 2022 г. после молебна перед иконой Божией Матери «Державная» - святыню перевезли в реставрационные мастерские Троице-Сергиевой лавры. На тот момент наместником монастыря был епископ Фома (Демчук), ныне епископ Покровский и Новоузенский в Саратовской области. Он же возглавлял Южное викариатство Москвы, к которому относилось Коломенское. Таким образом, икона логично оказалась в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры, которую возглавляет в качестве художественного и научного руководителя Наталья Алдошина.
Словом, Державная икона Божией Матери нуждалась в реставрации, её решили по благословению Патриарха Кирилла реставрировать силами церковных специалистов, которые имели достаточный опыт и авторитет среди специалистов. Причём эти работы предполагалось производить под надзором «экспертов в области церковного искусства - докторов искусствоведения Л.И. Лифшица и А.Л. Баталова».
Кто такой Лев Исаакович Лифшиц:
https://rublev-museum.livejournal.com/15030.html Леонид Андреевич Беляев и Андрей Леонидович Баталов - пособники разгрома научного коллектива Музея Рублева:
https://expertmus.livejournal.com/5494.html Реставраторы удалили железные скобы, которыми соединяли доски образа, укрепили деревянную основу, а затем начали изучать саму икону, на которой обнаружили несколько слоёв. И здесь свою роль, видимо, сыграла чисто исследовательская страсть женщин-реставраторов, и они убедили священноначалие, что необходимо дойти до первого, подлинного, по их мнению, слоя. Мол, таким образом мы увидим подлинную икону в первозданном виде, которая была сокрыта позднейшими наслоениями.
Исследовательская страсть первооткрывателей победила. Был совершенно проигнорирован тот факт, что икона была обретена не в том первоначальном виде, в котором была написана в XVIII веке. Некоторые эксперты считают, что это была даже не икона, а эскиз, по которому потом в конце XVIII или даже в начале XIX века и был написал образ Богоматери, восседающей на царском троне, а потом она была уже поновлена, возможно, в конце XIX века. Больше того перед прославлением икону реставрировали сначала в мастерской Алексеевского монастыря, а потом и трудами выдающегося знатока иконописи начала XX века, реставратора Григория Осиповича Чирикова:
https://rublev-museum.livejournal.com/325016.html Такой икону все эти годы после государственного переворота 1917 г. мы знали, перед такой иконой за эти десятилетия молились миллионы верующих. Больше того, крестьянке Евдокии Андриановой, которой явилась Божия Матерь и повелела разыскать икону, прямо было сказано: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Матерь Божия Сама повелела именно так - красным - написать её облачение, и именно перед такой иконой молиться русскому народу.
Однако в ходе нынешних реставрационных работ были смыты все эти слои и фактически та икона Божией Матери «Державная», которая была явлена в 1917 г., сегодня уничтожена. Исследовательская страсть и стремление выполнить реставрационные работы собственными силами, избегая привлечения государственных специалистов, и привели к тому, что сегодня икона утрачена.
Специалисты, правда, говорят, что икону можно восстановить, ведь сохранились не только описания, но и фотографии.
Ну, во-первых, трудно сказать, есть ли сегодня специалисты-реставраторы уровня Г.О. Чирикова. А во-вторых, в любом случае это будет не та икона, это будет теперь один из списков Державной иконы.
Говорят, что сейчас реставрационные работы остановлены. Все ждут какого-то решения.
В любом случае, утрата обретенной в 1917 г. Державной иконы Божией Матери - событие экстраординарное. И в связи с этим возникает очень серьёзный богословский и историософский вопрос: ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Некоторые комментаторы-«ревнители» пытаются в произошедшем увидеть чью-то злую волю - либо Натальи Алдошиной, либо епископа Фомы, либо о. Леонида Калинина, который, кстати, в 2023 г. был лишён своих должностей и даже извержен из сана Патриархом Кириллом, впрочем, формально по совершенно по иному поводу - в связи с событиями вокруг иконы «Троица» Андрея Рублёва.
Протоиерей Леонид Калинин лжет про свою судимость:
https://expertmus.livejournal.com/207906.html А иные дерзают даже обвинять в произошедшем с иконой самого Патриарха Кирилла, мол, он давал благословение, начальство несёт ответственность…
Либо нам послано испытание, ведь в самый момент подъёма державы Российской, когда наш народ осмысляет своё предназначение быть Третьим Римом, возвращается с истокам, мы лишаемся одного из духовных символов Державы - иконы Божией Матери, которая так и называется - «Державная».
Либо речь идёт о том, что икона Божией Матери «Державная» выполнила свою миссию и, следовательно, скипетр и держава Русского царства должны обрести нового хозяина, то есть нас ждёт в какой-то форме восстановление самодержавия.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
На фото: Державная икона Божией Матери: как она выглядела до реставрации и в ходе реставрации (фото из интернета)
Опубликовано:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/06/glavnoe_sobytie_2024_goda_okazalos_nezamechennym © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html #МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
#икона #РПЦ #скандал
© Музей Андрея Рублева