«Что больше: золото, или храм, освящающий золото?» (Мф. 23, 17)
Выдающиеся русские искусствоведы о. Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев посвятили чудотворной иконе «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева свои самые вдохновенные строки. Флоренский считал, что «Троица» - «это второй символ русского духа», чьим домом является Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ибо «именно здесь, в лавре, мы чувствуем себя дома более, чем в собственном доме. Лавра - это мы более, чем мы сами, это мы - в наиболее родных и наиболее сокровенных недрах нашего собственного бытия. Вот почему мы несли и несем сюда не только задушевнейший трепет нашего сердца, но и все наше творчество, во всем его объеме, все наши культурные достижения и ценности: мы чувствуем в них какую-то неполноту, покуда не соотнесли их с сердцем русской культуры. Около лавры, не в смысле, конечно, стен, а в смысле средоточия культурной жизни, выкристаллизовывается культурное строительство русского народа» (Сергиев, 1919). Олсуфьев, для которого рублевская «Троица» была «святая святых русской иконописи», в те же богоборческие годы предупреждал: «надо знать, что икона не есть картина, где с творчеством врывается дольнее… В иконописи мы видим общее объединяющее духовное начало, единый образ красоты, то, что может быть названо святостью, и в том ее отличительная сторона в рядах искусства» (Сергиев, 1919).
Два эти всемирно известных специалиста по древнерусскому искусству, пострадавшие по доносам на них в распространении антисоветских слухов и расстрелянные по сфабрикованным делам «Контрреволюционной националистической фашистской организации ”Партия возрождения России”», указывали на неразрывную связь рублевской «Троицы» с Лаврой прп. Сергия, где пред ней испокон века возносилась неустанная молитва всей монастырской братии. Но в годы безбожия и гонений на Русскую Православную Церковь чудотворная икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева была незаконно изъята из Лавры и передана в 1929 г. в Третьяковскую галерею, где и хранится поныне (инв. № 13012).
Казалось бы, в наши дни по всей стране идет процесс восстановления исторической справедливости и возрождения православной веры с обретением Церковью утраченных святынь. Но просьба Патриарха Алексия II о временном перемещении на 3 (три!) дня «Троицы» Андрея Рублева из экспозиции Третьяковской галереи в Троицкий собор Лавры на празднование Святой Троицы 7 июня 2009 года до сих пор остается без ответа. Впервые данный вопрос был поставлен на встрече Патриарха с министром культуры РФ А.А. Авдеевым в сентябре прошлого года, после которой министр культуры дал соответствующее поручение директору Третьяковской галереи Валентину Родионову. Вскоре в Третьяковскую галерею пришло и личное послание Патриарха. Эта просьба о временном принесении рублевской «Троицы» в Лавру, адресованная от всей полноты Русской Православной Церкви руководству страны в год 400-летия начала героической обороны Троице-Сергиева монастыря, по промыслу Божию стала последней волей почившего Предстоятеля, чью страдальческую кончину недавно оплакивала вся всероссийская паства.
Но вот уже остались считанные дни до всенародно любимого праздника Троицына дня, а министр культуры России Александр Авдеев никак не может сформулировать внятную позицию в отношении «Троицы» Андрея Рублева. Зато вовсю распоясались всякого рода «борцы от лукаваго», рядящиеся в ученые одежды, которые уже успели охаять просьбу о временной передаче «Троицы» как де «немотивированную» и даже оскорбить самого Патриарха: «Речь... идет о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем "исторической справедливости". И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов» (некто Левон Нерсесян, лжеспециалист по "Троице"). Ему вторит, словно сговорившись, искусствовед Лев Лифшиц: «Внятной мотивации, почему икона потребовалась для службы именно в следующем году, нет, ведь нет никакой даты или юбилея»:
http://expertmus.livejournal.com/28442.html На страницах нашего сайта уже велся нелицеприятный разговор о нечистоплотном г-не Л.В. Нерсесяне и тех, кого он представил прессе как своих «соратников» по «борьбе за рублевскую икону»:
http://expertmus.livejournal.com/1276.html Для несведущей публики, на которую и рассчитан весь эпатаж кликушествующего Л.В. Нерсесяна, шокирующего угрозами «выйти на тропу войны, обвязавшись гранатами, и броситься под грузовик», камнем преткновения становится четкий анализ происходящих событий, тайная подоплека которых зачастую сокрыта. Поэтому представляется целесообразным вкратце напомнить, как развивался, а точнее раздувался с помощью безбожного вранья и чудовищной лжи клики Нерсесяна и Ко конфликт по вопросу временной передачи «Троицы».
1. На совещание в ГТГ 17 ноября 2008 г. провокатор Нерсесян с «подельниками» созывали избранных лиц с помощью лжи, что якобы «Троицу» Андрея Рублева «хочет навсегда забрать патриархия». Об этом факте свидетельствовал председатель Ассоциации российских реставраторов Савелий Ямщиков, который публично заявил, что таких клинических типов, как Левон Нерсесян, нельзя подпускать к древнерусским иконам даже на пушечный выстрел!
2. На том же совещании была запущена дезинформация Г.В. Попова и Б.Л. Дудочкина, будто бы «Троица» прп. Андрея Рублева «не является чудотворной», поэтому Патриархия может обойтись, по их словам, и списком с «Троицы»:
http://expertmus.livejournal.com/30547.html 3. Одним из препятствий для временной выдачи «Троицы» в Лавру Л.И. Лифшиц лукаво назвал «ужасный климат Троицкого собора с постоянными сквозняками»" (?!), который однако не помешал вполне удовлетворительно сохраняться праздничному чину времени прп. Андрея Рублева:
http://expertmus.livejournal.com/28331.html.
4. Растиражированным с помощью «открытых писем» наглым враньем лживого Нерсесяна и его «подельников» стало утверждение, что, дескать, из-за «трещины на лике правого Ангела и в верхней части иконы в 1-2 мм, динамика которой связана с колебаниями температурно-влажностного режима, «Троица» Андрея Рублева никуда не вывозится, и есть «экспертное» заключение о невозможности транспортировки столь древней иконы на столь дальние расстояния (?!)». Однако Третьяковская галерея неоднократно вывозила «Троицу» Андрея Рублева на различные выставки (на Крымском валу и др.).
5. Дабы оклеветать Русскую Церковь, кагал «нерсесянствующих» состряпал ложь, будто бы трещина на поверхности «Троицы» - это «дефект, обнаруженный ещё в начале века 20-го, когда в 1904 г. художник Василий Гурьянов взялся расчищать икону, причем довольно грубым образом» ("подзамочная" статья в Википедии, безграмотно скомпилированная бездарем Нерсесяном).
Нашему сайту для изобличения всех этих омерзительных «борцов от лукаваго» уже приходилось писать о том, что катастрофа с рублевской «Троицей» произошла именно в Третьяковской галерее в 1931 г., а все шесть столетий, пока чудотворная икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева любовно сберегалась Церковью в родных стенах Лавры, она была в прекрасной сохранности, как показывают архивные документы:
http://expertmus.livejournal.com/29617.html В дополнение к обнародованным сведениям можно указать, что в статье 1926 г. И.Э. Грабарь также отметил вполне удовлетворительную сохранность рублевской «Троицы»: «Впервые представшая во всей своей изначальной красоте, ибо по счастью утрат немного, «Троица» подлинно сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев искусства… Стоя перед нею в благоговейном оцепенении, ясно понимаешь, что такая красота подлинно чудотворна, ибо действенна» (Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 46).
К сожалению, министр культуры России Александр Авдеев вместо того чтобы затребовать у подчиненного ему учреждения культуры реставрационный паспорт «Троицы» Андрея Рублева, являющийся единственным правовым документом согласно нормативным инструкциям по хранению музейных ценностей, стал ссылаться в своих публичных комментариях на пресловутое мнение неких «экспертов». Дальше больше - в речах министра культуры Российской Федерации зазвучали ссылки на дорогостоящее оборудование и транспортировку спецтранспортом (была названа даже модель бронированного грузового «Мерседеса», которую не потянуть российским дорогам, поэтому придется менять (?!) дорожную сеть от Москвы до Лавры). При этом ни министру, ни его консультантам из Департамента культурного наследия (директор Архангелов Сергей Александрович) и Отдела музеев (начальник Некрасова Светлана Дмитриевна) и в голову не приходит, что при желании «Троицу» можно было бы транспортировать по воздуху, ведь устраиваются почему-то именно на праздник Святой Троицы полеты аэростатов над Лаврой. Да уж если на то пошло, то свою чудотворную святыню народ бы отнес на руках до самой Сергиевой Лавры, было бы только справедливое решение и желание у властей.
Наконец, 6 мая в ходе «правительственного часа» в Госдуме министр культуры России Александр Авдеев заявил, что «перемещение иконы Андрея Рублева "Троица" из Третьяковской галереи на несколько дней в Троице-Сергиеву лавру возможно только … при выплате дорогостоящей страховки. Если оценочная стоимость иконы как художественного произведения приближается к 600 миллионов долларов, то представьте себе, какой должна быть страховочная стоимость». По его оценкам, страховка будет стоить порядка 4 млн. долларов. Спрашивается, а какая-такая страховка выплачивается, точнее, взимается с Церкви, когда власть предержащие в России милостиво разрешают временный перенос «Владимирской» или «Донской» из той же Третьяковской галереи на патриаршие службы в кафедральные храмы и монастыри?! Не говоря уже о правовом прецеденте, моральная сторона такого «рыночного подхода», как говорится, налицо.
Хотя прагматичность проводимой министерством «культурной политики» не нова и весьма типична для многих функционеров и бывших, и нынешних. На той же радиостанции «Эхо Москвы», где вовсю пиарят клеветника Нерсесяна и связанных с ним доносчиков (
http://expertmus.livejournal.com/21695.html), бывший министр культуры, а ныне «сенатор» Наталья Дементьева (
http://expertmus.livejournal.com/17351.html) изрекла: «дело в том, что это такая ценность все, что сейчас как золотой запас Министерства культуры и всего культурного сообщества».
При отсутствии твердых критериев и четкой позиции министерства вряд ли случайной выглядит кулуарная встреча министра культуры Александра Авдеева с директором ЦМиАР Геннадием Поповым, которая состоялась в нашем музее 12 мая. По всей видимости, опять не обошлось без протекции рублевских "небожителей", с которыми не так давно породнился Г.В. Попов:
http://expertmus.livejournal.com/13568.html?thread=10240#t10240.
Странно только, что ни на официальном сайте Министерства культуры РФ, ни в СМИ нет ни слова об этой встрече министра «за закрытыми дверями»…
Так с кем Вы, господин министр, с вконец завравшимся и насквозь лживым кагалом или с народом, культуру которого Вам доверили сохранять и приумножать? Вся полнота Русской Православной Церкви ждёт от Вас ответа на этот сакраментальный вопрос.
Явление Преподобных Сергия и Никона у стен Лавры во время осады Троицкого монастыря в 1608-1610 гг.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Фрагмент средника.
Середина XVII в.
ЯХМ. Инв. № 284.
... В печальную годину смуты и разбоя, когда в самом сердце Святой Руси - Москве - царил враг, Преподобный Сергий явился гражданину Козме Минину, повелевая "ему казну собирати, и воинских людей наделяти, и итти на очищение Московского государства". Воеводой избрали князя Димитрия Пожарского "яко могущего ратные дела строити. Козма же, поведав архимандриту Дионисию, како явися ему Сергие. Слышав же сия, архимандрит слезы теплые по ланитома изливаема, благодаря Святую Троицу и Пречистую Богородицу и Преподобного Сергия, и до времени сего никому не поведав, дондеже исполнилась благодать Божия".
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.