Ровно 70 лет назад, на память обретения честных мощей прп. Иова Почаевского (1659), 10 сентября 1939 г. в очах пред Господом предстал новый инок, которому лишь отсутствие советского гражданства помешало стать Патриархом Московским и всея Руси. Но обо всем по порядку…
Тропарь преподобному Иову, игумену Почаевскому, глас 4:
Возложь на ся иго Христово от юности, преподобне отче Иове, / многолетне свято подвизался еси / на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем, / и, пришед к горе Почаевстей, / знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы, / в тесней пещере каменней / богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси, / и, благодатию Божиею укрепляяся, / мужественно потрудился еси / на пользу Церкве Христовы и обители твоея, / купно же и противу врагов Православия и благочестия христианского, / и, наставив сицевому ополчению иночествующих, / победители тех представил еси Владыце и Богу: // Того моли спастися душам нашим.
Кондак преподобному Иову, игумену Почаевскому, глас 8:
Возсия от спуда земнаго сокровище нетленное мощей твоих, угодниче Божий, / яко, благочестно пожив в вере Христа Бога нашего, / достигл еси добродетелей совершенства,/ и, оставль сладость жития преходящаго, / в пещере горы Почаевския в пощениих, молитвах и трудех свято подвизался еси,/ и теми тело твое увядил еси. / Ныне же, прешед к Богу в безмятежный и вечный покой, / молишися о всех с верою к тебе прибегающих. / Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий // и обители Почаевския украшение.
Нетленные мощи (см. илл. вверху) преподобного Иова, игумена Почаевского († 28 октября 1651), были обретены 28 августа 1659 г. в присутствии Киевского Митрополита Дионисия и множества верующих, на глазах которых свершилось несколько чудес и исцелений. Преподобный Иов (Железо) жил в трудное для русского Православия время, когда западные окраины России подвергались жестокому политическому и церковному притеснению со стороны Польши и Литвы, насаждавших католичество всеми правдами и неправдами. Став первым устроителем Почаевского общежительного монастыря (о Почаевской лавре см.:
http://expertmus.livejournal.com/36917.html), прп. Иов воздвиг в нем Свято-Троицкий собор, потом и ещё шесть меньших церквей, создал Почаевскую типографию, которая в начале 20 века была вывезена в Америку и продолжает существовать в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль).
Ныне в Джорданвилле находится резиденция первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Синод которого накануне дня памяти прп. Иова Почаевского выступил со скандальным заявлением: «на вопрос: "Был ли ген. А.А. Власов и его сподвижники - предателями России?", мы отвечаем - нет». Фактически Синод РПЦЗ полностью солидаризировался с церковными «власовцами» внутри ограды Московского Патриархата (
http://expertmus.livejournal.com/34282.html).
Непонятно в таком случае, как внутри одной Церкви могут прославлять Семью Царственных Мучеников и восхвалять сторонника февральской революции, лишившей Россию Помазанника Божия?! Ведь в пражском манифесте 14 ноября 1944 г., отредактированном лично Гиммлером, Власов провозгласил цель - «возвращение народам России прав, завоеванных ими в народной революции 1917 года» (Хоффман Й. История власовской армии. Париж, 1990. С. 357-363).
Как известно, при воссоединении Церкви и подписании Акта о каноническом общении Московского Патриархата и РПЦЗ 17 мая 2007 г. осуждать грехи своих предшественников, дезавуировать синодальные документы и снимать взаимные прещения, что предписано канонами, в Джорданвилле не собирались. Напомним, что в октябре 1943 г. по желанию немецкого командования для заявления о недействительности избрания Митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом на московском Соборе 1943 г. состоялось совещание Карловацкого Синода, которое прошло не в Белграде, где пребывал тогда глава Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Анастасий, а на территории нового Средне-Европейского округа - в Вене. «Венское совещание» восьми карловацких епикопов приняло постановление от 21 октября 1943 г., в котором избрание Митрополита Сергия Патриархом было признано недействительным. Причем сильнейшую агитацию против признания Патриархом Митрополита Сергия вел именно Митрополит Анастасий, желая угодить Гитлеру. Он не только председательствовал на «Венском совещании», но и напечатал статью о неканоничности избрания в органе Синода Зарубежной Церкви «Церковная Жизнь» (№ 9 от 1.09.1943 г. С. 123-132). Синод Русской Православной Церкви Заграницей также не признал каноничности Собора 1945 г., единогласно избравшего Патриархом Митрополита Алексия (Симанского).
Однако не все в русской эмиграции следовали политике коллаборационизма Зарубежной Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, 25-летний молодой человек по имени Андрей тайно принес монашеские обеты. Это был будущий Митрополит Антоний Сурожский, который на все время немецкой оккупации во Франции стал врачом в антифашистском подполье. 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу, он принял постриг в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского). После войны, будучи направлен в 1948 г. на пастырское служение в Великобританию, он превратил единственный православный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и разнообразной миссионерской деятельностью. В октябре 1962 г. образованная на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожская епархия обрела своего первого архиерея - архиепископа (с 1966 г. - Митрополита) Антония (см. видео внизу). О высочайшем духовном авторитете Митрополита Антония Сурожского в Русской Церкви свидетельствует тот факт, что на Поместном Соборе РПЦ в июне 1990 г. он был предварительно выдвинут в качестве дополнительного кандидата на Патриарший престол; однако его кандидатура была отведена председательствовавшим в первый день Собора митрополитом Филаретом (Денисенко) ввиду того, что у предложенного кандидата не было советского гражданства (что было требованием Устава к кандидату в Патриархи). Именно Митрополит Антоний Сурожский был председателем счётной комиссии на Соборе, избравшем Патриархом Митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера).
Судя по этому жизненному пути, не приходится удивляться, что перед самым преставлением Митрополита Антония Сурожского ко Господу ему довелось претерпеть страшные потрясения от нынешнего руководителя ОВЦС Московского Патриархата вл. Илариона (Алфеева), который поносит Сталина «духовным уродом» (
http://expertmus.livejournal.com/36438.html) и оправдывает «тех, кто воевал против России во время Второй мировой войны» (
http://expertmus.livejournal.com/35948.html). Впрочем, слово самому приснопоминаемому Митрополиту Антонию Сурожскому, который дал свою оценку разрушительным действиям вл. Илариона (Алфеева) в Церкви:
«Дорогой владыка Иларион, с чувством глубокой скорби начинаю это письмо. Неужели ты не понимаешь и не чувствуешь, что, давая всенародную огласку трагедии, которая разыгралась в Сурожской епархии со времени твоего прибытия в Англию, ты не только расшатываешь стройную (до твоего приезда) жизнь епархии, но подрываешь многолетний труд, положенный другими, и всенародно позоришь имя Русской Церкви во всей Европе и Америке? А картина, которую ты даешь, большей частью не соответствует действительности.
Ты пишешь, что я сам просил Патриарха отрядить тебя в Сурожскую епархию. Сначала речь шла о твоем назначении исследователем при Кембриджском университете. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что он тебя в помощь мне не отпустит иначе как в сане епископа. Я на это согласился с готовностью, ожидая в твоем лице чуткого, понятливого сотрудника. В этом я ошибся: я ожидал одного человека, а прибыл другой. В самый первый день твоего приезда ты мне сказал глубоко смутившую меня фразу: "Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и ЧТО У МЕНЯ ВЛАСТЬ". Это меня ужаснуло, так как я всю жизнь верил, что мы призваны СЛУЖИТЬ, а не властвовать.
Впервые после пятидесяти трех лет моего служения в Великобритании и Ирландии начало рождаться взаимное отчуждение. Ты начал ставить священникам на вид, что даже после многих лет служения они не удостоились церковных наград. (Я на самом деле в награды не верю, считая, что служить Богу и людям - самая большая честь, которая может выпасть на долю человека, и отмечал крестом лишь многолетнее служение и саном протоиерея многолетние труды.) Также ты обращал внимание священников на незначительность их "зарплаты" и на то, что некоторые из них совмещают служение Богу и людям с мирской работой, ввиду того что приходы в провинции немногочисленны и пастырское окормление верующих не может заполнить "рабочий день". Я сам несколько лет совмещал пастырское служение с работой врача в Париже. Денежная тема, как и тема о награждениях, стала играть роль, которую она раньше не играла. (Сам ты потребовал 40 тыс. фунтов.)
… твои сторонники начали "наводнять епархию полемической литературой, вербуя и священников и мирян в твой лагерь", при активном и вредном участии твоей матери (которая за все месяцы пребывания в Лондоне ни разу не подошла ко мне даже поздороваться)… Ты оказался причиной (не только поводом) к разрыву. Мне пришлось после нашего разговора втроем (с тобой, владыкой Василием и мной) попросить тебя подать Святейшему прошение о переводе тебя на другую кафедру или должность. (Письмо, посланное тобой Патриарху, ты не счел нужным мне показать, я об этом и не просил, доверяя тебе.)
А теперь, не довольствуясь той смутой, которую ты произвел в сложной, но единой созревающей епархии, ты и твои сторонники решили вынести всю эту тьму в среду иноязычных недоброжелателей, только ожидающих повода затопить грязью нашу многострадальную Русскую Церковь. Епархия "в становлении" (в ней собрались различные национальности Христа ради, как в древней Церкви, кладущей начало будущей Православной Церкви Западной Европы, живущей верой и кровью мучеников Церкви Русской) будет воспринята как распадающаяся община, которая не устояла и забыла свое призвание.
В твоих публичных выступлениях меня прежде всего поразило непонимание встревоженности ответственных деятелей епархии. Владыка Василий, например, ждал твоего приезда, как и все мы, с открытым сердцем, надеждой на сотрудничество и с надеждой на будущее. Ты напрасно усмотрел у него недоброжелательность. Однако он вернулся из России после участия в твоей хиротонии в смущении. Ходили слухи о том, что, как только я уйду на покой, именно ты будешь назначен митрополитом Сурожским без году неделю после того, как стал епископом, самым младшим архиереем Русской Церкви. Это шло против всех наших ожиданий и было несовместимо с правилом об избрании архиерея епархией и принятием его Патриархией. Мы все ожидали, что на мое место вступит владыка Василий, и были удивлены тем, что такое решение принято Москвой без единого слова, обращенного к нам. Ты сам по приезде сообщил мне ту же новость якобы со слов митрополита Кирилла, взявшего с тебя слово, что ты мне об этом ничего не расскажешь. Ты не счел возможным этого скрыть от меня как от своего духовника. Но когда в силу распространившихся слухов я поставил напрямик вопрос владыке Кириллу, то он мне ответил, что это ложь, что ничего подобного он тебе не говорил... Как избежать смущения?
Известие это, конечно, потрясло многих, усмотревших в нем то, что ты называешь "вмешательством Москвы". Причем не Патриарха, а именно ОВЦС, являющимся всего лишь административной инстанцией, а не иерархическим началом, которым может быть только Патриарх.
… Я не стану возвращаться к вопросу о том, как архиепископ Анатолий был принужден уйти на покой для того, чтобы уступить тебе свое место. Об этом я писал отдельно.
Дорогой владыка, пожалей Русскую Церковь и вели своим сторонникам прекратить подрывную деятельность…». ("НГ-религии"
# 6 (101) 21 августа 2002 г.)
Click to view
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.