Oct 19, 2007 11:56
Министру культуры Российской Федерации
господину Егорову В.К.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Глубокоуважаемый Владимир Константинович!
Мы вынуждены обратиться к Вам в связи с серьезной ситуацией, в которой оказался широко известный в нашей стране и за рубежом Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С момента своего создания в 1947 году Музей имени Андрея Рублева осуществляет свою деятельность в рамках русской традиционной, а потому православной культуры. Его собрание состоит исключительно из икон и литургических предметов, святынь Церкви. Энтузиазм его сотрудников, деятельность на благо отечественной культуры и просвещения, заслуги в сохранении древнерусского церковного художественного наследия неоднократно высоко оценивались российской общественностью.
В 1987 год, когда стало очевидно, что музей перерос рамки рядового культурно-просветительного учреждения, решением руководства страны он был преобразован в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Именно тогда, на волне перестроечных реформ, общество осознало невозможность дальнейшего развития России вне связи с традиционным для нас Православием, увидело масштаб трагических последствий, к которым привело разрушение этих связей в нашей стране и в нашей культуре.
Для нас ясно, что создание специального музея, становящегося фактическим центром православной культуры и искусства, явилось закономерным и необходимым следствием процесса духовного и культурного возрождения общества. Такое возрождение невозможно без признания культурно-воспитательного значения православной духовности в истории нашего Отечества. Историческая очевидность этого неоспорима. Однако, вопреки динамике общественных процессов, именно в последние годы жизнь музея стала испытывать все большие затруднения. К сожалению, в некоторых кругах признание музея естественным центром православной культуры вызывает острое неприятие. Не секрет, что уже в течение длительного времени идет целенаправленная борьба за предельную минимизацию музея с целью ограничить его деятельность узкой проблематикой сравнительно небольшого музейного собрания.
Между тем, став центральным, музей призван осуществлять комплексное изучение и популяризацию традиционной православной культуры, что является исключительно своевременным и необходимым в условиях духовной и нравственной деградации современного общества. Создание разветвленной системы его научных отделов можно считать несомненным достижением отечественного музейного строительства. Отделы изучения темперной живописи, прикладного искусства, книжности, архитектуры и градостроительства, монументального искусства, научно-комплексный, научно-методический, экспозиционно-выставочный, просветительный, воскресная школа - привлекли высококвалифицированных специалистов, позволили музею изучать искусство иконы в широком культурном контексте, заметно влияя на формирование культуры общества.
Мы с надеждой смотрели также на деятельность музея в соединении усилий Церкви и Государства в области культуры и просвещенния, т.к. именно в этом, на наш взгляд, заключается высокая культурно-просветительская миссия подобного учреждения.
Вызывает недоумение, что борьба с таким направлением деятельности музея возглавляется его нынешним директором Г. В. Поповым и поддерживается некоторыми чиновниками Министерства культуры Российской Федерации.
Очередным проявлением этой борьбы явился приказ Г. В. Попова о расформировании научных отделов и о сокращении 30 процентов общей численности сотрудников. Настойчиво выдвигается идея переименования музея с изъятием из его названия слова «культура» - этого ключевого понятия, без которого немыслимо никакое общественное развитие.
Уступая необходимости внешнего общения с Русской Православной Церковью, Г. В. Попов одной рукой подписывает документы о совместных мероприятиях, а другой - совершает действия, подрывающие саму суть таких взаимоотношений. В результате оказалась свернутой работа воскресной школы при музее; свыше года тянется подписание договора с общиной Спасского собора о совместном использовании храма; несколько лет длится тяжба с общиной церкви Покрова в Филях, а верующне вынуждены молиться на улице, возле храма; приобрела скандальную известность инициированная Г. В. Поповым выставка русских икон в Ватикане (!); Г. В. Попов - в числе протестующих против возвращения Троице-Сергиевой лавре ее ризницы; при странных, до сих пор невыясненных обстоятельствах, из основного фонда музея Г.В. Поповым были переданы частному лицу 5 ценнейших икон XVI-XVIII вв. из церковного иконостаса; Счетная палата выявила в 1997 году нецелевое расходование бюджетных средств музея в крупных размерах; требуя музеефикации Спасо-Андроникова монастыря Г.В. Попов и не думает о возвращении его Церкви.
Под прикрытием пышной фразеологии и обещаний, Г. В. Попов на самом деле разрушает уже созданное и сводит на нет развитие в рамках музея ростков традиционной культуры. Полностью игнорируется понятие святыни, как это было и в доперестроечные времена. Мы же полагаем, что понятие святыни нельзя выкинуть из языка и жизни общества, в котором существует религиозная совесть. Музей, состоящий из предметов религиозного содержания, должен возглавлять человек, понимающий огромное значение религии, именно Православия, для жизни народа в прошлом, настоящем и будущем.
Считаем, что деятельность директора музея Г. В. Попова угрожает существованию единственного в стране реального государственного центра православной культуры.
Все это происходит в канун 2000-летия Рождества Христова, когда наша страна, как и весь цивилизованный мир, готовится праздновать начало третьего тысячелетия.
От имени широких кругов общественности мы категорически возражаем против исподволь готовящейся ликвидации очага православной культуры, каковым ныне является музей, распыления собранных в нем научных кадров.
Обращаемся к Вам, глубокоуважаемый Владимир Константинович, с просьбой навести порядок в музее; принять необходимые меры к оформлению долговременных реальных взаимоотношений музея и Русской Православной Церкви; сохранить направление музея, отраженное в его нынешней структуре и названии.
Просим также принять меры к принесению протеста на решение Бабушкинского суда о передаче С.И. Григорьянцу 5 церковных иконостасных икон XVI-XVIII веков.
Председатель Общества ревнителей православной культуры проф. Д. И. Зарудный, писатель В.Г. Распутин, исполнительный секретарь МРОО "Святая Русь" К. Ю. Гордеев, ответственный секретарь Международного Фонда славянской письменности и культуры А. Г. Морозов, главный редактор газеты "Русский Вестник" А. А. Сенин, главный редактор журнала "Русский Дом" А.И. Крутов, главный редактор журнала "Наш современник" С.Т. Куняев, поэт, лауреат Гос.премии России Ю. Кузнецов, ведущий научный сотрудник РАН В.В. Кожинов,
Межрегиональная общественная организация работников правоохранительных органов "Закон и порядок'' В. Лопаткин, председатель ООПД "Слово и дело" Г. Л. Стерлигов.
Русский Вестник. №№ 48-49 (442-443), 1999.
СМИ о ЦМиАР