Владимирская икона Богоматери: позабытые чудеса

Jun 03, 2010 22:43

«Есть люди верующие, но почти ничего не делающие. Тех же, кто истинно любит Христа, отличает именно действие. Другие слушают, а эти делают. Угоден Христу тот, кто выполняет Его волю. Его последователи посылаются в мир не просто знать, верить, сделать из Его имени профессию, мечтать - но действовать» (из духовного дневника св. Царицы-Мученицы Александры за 1917 г.)

В виртуальном царстве-виртуальном государстве будто вымерли все жители, но наш музейный сайт продолжает вести скорбную летопись последних дней. В день празднества Владимирской иконы Божией Матери 21 мая (3 июня н.ст.), которое совершается Русской Православной Церковью в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г., хотелось бы поведать благочестивым читателям о чудесах, которые явила Пресвятая Богородица в XX веке чрез свою икону Владимирскую.






Владимирская икона Богоматери.
Начало XVIII в.
31,5 х 27.
ЦМиАР. КП 4630.
Гос. поступление в Музей имени Андрея Рублева.
Сохранность: утраты краски на щеке около губ Богородицы, серебро и двойник на одеждах Христа потерты, значительные утраты двойника на нимбе, остатки олифы на картушах, по лузге, местами остатки поздней живописи, утраты левкаса по внешнему ковчегу, тонировки в местах утрат красочного слоя, отверстия от гвоздей.
См. также: 23 июня / 6 июля - Владимирской иконы Божией Матери
http://expertmus.livejournal.com/33823.html

image Click to view



В одной из предыдущих статей « Державы Русские заступление» уже были прослежены краткие исторические вехи почитания на Руси чудотворной Владимирской иконы, которая была палладиумом Русского государства. У этой величайшей русской святыни, постоянно находившейся почти 6 веков (!) на самом видном и почетном месте в Успенском соборе Московского Кремля, венчались на царство наши самодержцы и происходило избрание митрополитов и Патриархов: http://expertmus.livejournal.com/53393.html О Владимирской иконе много и охотно пишут в разных современных изданиях, в т.ч. церковных, но странным образом обойден молчанием ряд чудес, когда с Владимирской иконой была напрямую связана судьба всей России.





Во время Первой Мировой войны в августе 1915 г., когда под натиском немцев пала Варшава, положение Русской армии стало критическим, и Всероссийский Император Николай II принимает на себя Верховное главнокомандование. На совете министров решение Его Императорского Высочества вызвало критику, что в случае совмещения Императором обязанностей монарха и главнокомандующего возникнут неминуемые трудности. В твердой вере, что его присутствие обязательно поднимет моральный дух всей армии, Государь сказал Родзянко: «Пусть я погибну, но зато я спасу Россию». 4 сентября 1915 г. Император выехал в Ставку, где на следующий день принял на себя обязанности Верховного Главнокомандующего (см. илл.). Об этом было объявлено Высочайшим рескриптом на имя вел.кн. Николая Николаевича: «возложенное на меня свыше бремя Царского служения родине повелевает мне ныне, когда враг углубился в пределы Империи, принять на себя Верховное командование действующими войсками и разделить боевую страду моей армии и вместе с нею отстоять от покушений врага русскую землю». В дневнике Государя за 5 сентября сделана запись, что он подтверждает своё прежнее решение не заключать мира до тех пор, пока хоть один вражеский солдат остаётся на Русской земле. Тогда же Императрица написала своей сестре: «Ники сам берет на себя этот тяжкий крест, но - с помощью Господа - этот шаг вернет нам военную удачу».





Спустя 10 лет, когда бывшие союзники стали игнорировать и даже высмеивать роль России в Первой Мировой войне, Уинстон Черчилль (Churchill) напишет: «Это лишь мода того времени - представлять Царя как недальновидного, испорченного, некомпетентного тирана… Он был лишь обыкновенным честным человеком, нормальных человеческих способностей, милосердным, имеющим крепкую веру в Бога и во всем полагающимся на Него… Вот знаменитое наступление русских войск 1914 года, спасшее Париж; вот удалось справиться с агонией отступления полувооруженной армии; постепенное накапливание сил; победы Брусилова; наступление в кампании 1917 года - непобежденная, сильнее, чем прежде, армия; и что? Всё это без его участия? Несмотря на ошибки - масштабные, пугающие, тот образ правления, что он представлял, руководя страной, вкладывая живую искру своего личного участия,- именно он выиграл войну для России в то время» (Churchill Winston L.S. The world crisis. New York, 1931. P. 695-697).

В мае 1916 г. по воле Государя была привезена из Москвы на фронт чудотворная икона Божией Матери Владимирская (см. илл.).
Как нам приходилось уже отмечать в одном из сообщений, Владимирская икона была торжественно принесена в Ставку Государя в субботу перед праздником Пресвятой Троицы 28 мая 1916 г. в сопровождении протопресвитера московского Успенского собора Н.А. Любимова, протоиерея Н. Пшенишникова и протодиакона К.В. Розова: http://expertmus.livejournal.com/53393.html Одновременно Государь приказал генералу А. А. Брусилову начать 21 мая (3 июня) 1916 г. наступление на Юго-Западном фронте, которое увенчалось большим успехом. Государь и Брусилов связывали этот успех с помощью Божией Матери, всегда помогавшей России, когда с верой к Ней прибегали.





В том же 1916 г. Александр Боде напишет стихотворение «Священная война», которое всем известно как песня, впервые прозвучавшая 26 июня 1941 г., в первые дни Великой Отечественной войны :

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.

С военной точки зрения предстоявшая в 1917 г. неминуемая победа Русской армии была очевидна. Но предательский февральский переворот с изменническим требованием большинства генералитета об отречении Государя лишил армию и государство Божией помощи. О надвигавшейся катастрофе Государю дано было знать пред ликом чудотворной Владимирской иконы Богоматери 26 февраля 1917 г., когда он находился в могилевской церкви, где почувствовал мучительную боль в середине груди. «Я едва выстоял,- писал он Императрице,- и лоб мой покрылся каплями пота. Я не помню, что это было, потому что сердцебие­ния у меня не было, но потом оно появилось и прошло сразу, когда я встал на колени пред образом Пречистой Девы».

5 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Государь впервые на обедне в той же церкви не услышал молитвенных возношений о Царствовавшем Доме, хотя определение Св. Синода № 1207 с приказом о «возглашении многолетия Богохранимой Держа­ве Российской и благоверному Временному Правительству ея» было принято лишь на следующий день, 6 марта 1917 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 2 а. Машинопись. Подлинник; РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 36, 40. Машинопись. Копия; Вестник Временного правительства. Пг., 1917. №5 (51). С. 1; Церковные ведомости (ЦВ). Пг., 1917. №9-15. С. 58. Новое время. Пг., 1917. № 14720. С. 4). Генерал Н. М. Тихменев описывал в своих воспоминаниях этот ужасный и позорный день следующим образом: «Как всегда, Государь поехал к обедне в штабную церковь - одну из больших городских церквей, отданную в распоряжение Штаба. Как всегда, вошел в церковь с левого бокового входа и стал на свое обычное место на левом клиросе. Как всегда, стояли в церкви стройными рядами конвойные казаки со своими офи­церами, занимая пространство между пилонами против царских врат, оставляя широкий проход посередине для молящихся. [...] Приближа­лось, по ходу обедни, время «Великого Входа» с сопровождавшим его возгласом священника, начинавшимся в алтаре и выносимым на сере­дину амвона перед царские врата: «Благочестивейшего, Самодержав­нейшего, Великого Государя нашего». Этого возгласа мы не услыша­ли. Но услышали другой, никаким церковным каноном не установлен­ный и придуманный тут же нашим штабным священником о. Влади­миром. Государь поминался в нем, но в необычных и непривычных словах, однако поминался... «Я не мог помянуть его, как обычно, говорил потом о. Владимир,- ибо он не Самодержавнейший и даже уже не Государь. Но я и не мог не помянуть совсем Царя, стоявшего тут же в церкви, у алтаря, на том самом месте, где я привык видеть его каждую службу в течение двух лет» (Тихменев Н.М. Из воспоминаний о последних днях пребывания Императора Николая II в Ставке. М., 1990. С. 17). И это совершилось это совершилось, как вспоминал полковник А.А. Мордвинов, перед Великой Православной Святыней - чудотворной Владимирской иконой Божией Ма­тери, «с которой прибыл в Ставку настоятель Московского Успенского Собора… Помню, что по окончании службы Государь, Императрица и все мы прикладывались к чудотворным иконам» (Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев. Документы. Л., 1927. С. 133-134).

Определение Св. синода № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.» (6/19 марта 1917). Данное синодальное послание было опубликовано практически во всех «Епархиальных ведомостях»:
«Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, выслушав состоявшийся 2 марта 1917 года акт об отречении Государя императора Николая II за себя и за сына от Престола Государства Российского и о сложении с себя Верховной власти, и состоявшийся 3 марта 1917 года акт об отказе великого князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти впредь до установления в Учредительном Собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского, ПРИКАЗАЛИ: Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских - в первый по получении текста сих актов день, а в сельских - в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утешении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы. Подписали: Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский; Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский; Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский; Тихон (Белавин), архиепископ Литовский; Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский; Михаил (Ермаков), архиепископ Гродненский; Иоаким (Левицкий), архиепископ Нижегородский; Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский; Протопресвитер придворного духовенства Александр Дернов; Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. 6 марта 1917 г.

Что вспомнилось Государю, когда в последний раз в своей земной жизни он прикладывался к древней чудотворной Владимирской иконе - свидетельнице его Священного Коронования? Быть может, слова Первоиерарха митрополита Санкт-Петербургского Палладия, сказанные им после коленопреклоненной, от лица всего на­рода, «Молитвы за Царя», когда он один - Император - в короне и порфире стоял у престола: «Радуйся, Россия, радостию велиею! Божие благословение воссияло над тобой в священной славе Боговенчанного Царя твоего. Ты же, Царь Православный, Богом Вен­чанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце Твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы». Протодиа­кон Попов неспешно начал: «Благоверному и Благочестивому, Само­державнейшему Великому Государю нашему, Богом Венчанному, Пре­вознесенному и Святым муром помазанному Николаю Александрови­чу, Императору и Самодержцу Всероссийскому, и Супруге Его, Благо­верной и Благочестивой, Венчанной, Превознесенной и Святым миром помазанной Государыне Императрице Александре Феодоровне» (Священное Коронование Царя-Мученика Николая Второго // Православная жизнь. № 7. Джорданвилль, 1985. С. 31-33). Трижды под древние своды Успенского собора взлетело: «Многая лета». Обрученный с отрочества России, в этот день он повенчался с нею (см. илл.). «Все, что произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!»,- занес Государь тогда в свой дневник.





А, может, вспомнились ему крестный ход в Костроме 14 марта (снова март!) 1613 г., когда Великое посольство от Земского Собора всея Земли достигло Ипатьевского монастыря, у врат которого ар­хиепископ Рязанский Феодорит, указывая на чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он нес, и на другие чудотворные образы вопросил юного Михаила Романова: «Если веришь, верь, что их, а не нашей волею ты избран, и что они дадут тебе силы Царствовать и спасут отца твоего. Что человек и что им делается? Волею Бога сии Святые иконы совершили путь из Москвы: преклонись же перед ними и повинуйся». «Великий же государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и с материю сво­ею, с великою государынею старицею иноко Мар­фою Ивановною, виде пришествие чесных и чюдотворных икон в пречестную обитель Ипатцкого монастыря со многонародным множеством, изыдоша против честных и животворящих крестов, и честных и чюдотворных икон на встретение за монастырь. И егда же прииде к чюдотворному образу пречистые и прененорочные Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, тогда слез многих исполнился, гласом велиим возопив, глагола: «О милосердая Царица, пресвятая Бого­родице, Мати Христа Бога нашего! Почто толик подвиг сотворила еси, и чюдотворный образ Свой воздвиже с честными кресты и с ыными множе­ство чюдотворных образов? Тем, Пречистая, помолися о мне и помилуй.- И сия вопия, глагола со многим рыданием и плачем, паде на замлю пред чюдотворным образом пречистые Богороди­цы, и леже слезами землю мочаше на мног час» (Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова 1613 г. М., 1906).

Эту историю призвания своего предка на Царство Император Ни­колай II помнил ясно. И сейчас от Владимирской иконы было ему утешение и благословение на предстоящий Крестный путь. О чем он просил Ее тогда перед расставанием неизвестно, но ... ровно через восемь месяцев (день в день!), 5 ноября 1917 г., перед чудотворной Владимирской иконой, вынесенной из полоненного безбожниками Кремля в Храм Христа Спасителя, старец Алексий, затворник Зосимовский, трижды перекрестив­шись, вынул из ковчежца записку. Священномученик митрополит Влади­мир внятно прочел: «Митрополит Московский и Коломенский Тихон». Россия обрела Патриарха (см. видео).

Прибывшим с благовестием на Троицкое подворье об избрании его в Патриархи святитель Тихон сказал: «...Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пре­чистая Богородицы. Дважды Она, пришествием Своея честныя иконы Владимирския, в храме Христа Спасителя, присутствует при моем из­брании: в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ея об­раза. И я как бы становлюсь под честным Ея омофором...» (Ответное слово митрополита Московского и Коломенского Тихона при благовестии ему Патриаршества // Сергиевский листок. № 11-61. Париж, 1932). Келейной святыней Святителя стала точная копия, снятая с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. После кончины Патриарха Тихона она перешла к Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому), а от него к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), впоследствии Патриарху, составившему но­вый акафист в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, в котором «восхваляет попечение Богоматери о земле Русской [...] и особенно радостно восхваляет Богоматерь, что Она Своею чудо­творною иконою благословила работу Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. и от Своея же чудотворной иконы дала жребий восстановленного Патриаршества Своему избраннику Патриарху Тихону» (ЖМП. № 12. М., 1944).

По свидетельствам современников, в конце ноября 1917 г., сразу же после избрания на патриарший престол Тихона, епископ Тобольский Гермоген (Долганов) просил его поддержки в оказании помощи Царской семье, находящейся под арестом в Тобольске. Предлагались план принятия Государем Николаем II в одном из сибирских монастырей монашеского пострига или же вариант «выкупа» царских узников у охраны, назначенной еще Временным правительством. Охрана из трех гвардейских стрелковых рот (состоящая из 330 солдат и 7 офицеров, многие из которых являлись георгиевскими кавалерами), несколько месяцев не получавшая своего жалования, не скрывала своего согласия отдать Царскую Семью любой власти, которая в полной мере погасит перед ними все долги. Деньги для выкупа епископу Гермогену были тайно доставлены от монархистов Петрограда и Москвы.

Однако патриарх Тихон от участия в освобождении Царственных Мучеников отказался, сказав, что сделать для них ничего не может, и предпочел ограничиться передачей Николаю II большой просфоры и своего благословения! Полученные же деньги он распорядился по прямому назначению не тратить, а отложить их для церковных нужд. Вследствие чего в Тобольске сложилась такая ситуация: с одной стороны, епископ Гермоген, не смея ослушаться патриарха, прятал в окрестных монастырях материальные ценности, предназначенные для выкупа Царской Семьи. С другой - большевики Сибири и Урала также не могли получить узников, поскольку опасались хорошо вооруженного отряда охраны, состоящего из трехсот человек. Вскоре, 22 апреля 1918 г. из Москвы в Тобольск прибыли полторы сотни красноармейцев, возглавляемые чрезвычайным комиссаром (особоуполномоченным) ВЦИК и Совнаркома В.В. Яковлевым, доставившим полугодовое жалование для охраны семьи Государя Николая II. В результате Царская Семья была выкуплена и увезена в столицу Урала на свою Голгофу ... (Марков С.В. Покинутая царская семья. 1917-1918 гг. Вена, 1928. С. 250; Петрушин А. Сокровища епископа Гермогена // Родина. М., 2003. № 4. С. 72-74).

…В конце сентября и начале октября 1993 г. взоры всех православных верующих были вновь устремлены к чудотворной Владимирской иконе, когда Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории. «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме», - с таким грозным предостережением выступил накануне расстрела Белого дома из танков и страшного кровопролития Синод Русской Православной Церкви. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 октября 1993 г. древняя Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. Святейший Патриарх Алексий, чью недавнюю страдальческую кончину оплакивала вся всероссийская паства, в свое время сказал, что он никогда не забудет тяжкие дни осени 1993 г. Ведь в том кровавом братоубийстве, как пел Юрий Шевчук, пошла «вера на икону»…http://www.youtube.com/user/expertmus#p/u/46/gpASGLzysmo

Паки и паки приходится задаваться вопросом, почему чудотворная Владимирская икона до сих пор находится не на своем историческом месте в Успенском соборе Московского Кремля, а в Никольском храме Третьяковки ( ГТГ. Инв. 14243), хотя и Успенский собор, и домовый храм Третьяковки ( http://expertmus.livejournal.com/45730.html) принадлежат самому государству как музеи? Почему в СМИ раз за разом тиражируются безграмотные разлагольствования о чтимой святыне нашей Церкви, с которыми выступает директор Музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов, смеющий утверждать, что «верующие отроду не видели Владимирской иконы. Она стояла в алтаре Успенского собора и выносилась только во время коронации»? Недавно Геннадий Викторович Попов и его «сообщники» устроили провокацию против Церкви на последнем заседании Общественной палаты, которое был вынужден покинуть глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, однако именно с этими самозваными "экспертами" предпочитает сотрудничать руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, занимающийся какой-то странной сегрегацией в общецерковном издании. Неудивительно, что на страницах этого многотомного издания нет ни слова ни о принесении древней Владимирской иконы в Ипатьевский монастырь при избрании на царство Михаила Романова, ни о чудесной победе русской армии на фронтах Первой мировой войны после принесения в Ставку этого палладиума Русского государства, ни о последней молитве Царя-Мученика пред чудотворным образом…

P.S. Обращаем внимание всех наших друзей на вопрос для обсуждения, который был предложен в комментариях к предыдущей статье: http://expertmus.livejournal.com/55210.html
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Музей имени Андрея Рублева, святыня, #Романовы, #Царь, фонды, #цареубийство, #икона, #Православие, #НиколайII, лекторий, фальсификация истории, #иконопись, иконопись, #РПЦ

Previous post Next post
Up