РУБЛЕВ - ОПТОМ И В РОЗНИЦУ?

Oct 26, 2007 07:12


СПАСИ И СОХРАНИ. Достояние России

РУБЛЕВ - ОПТОМ И В РОЗНИЦУ?

В своей древней московской обители Русская Православная Церковь сегодня - "бедный родственник". Речь идет о Спасо-Андрониковом монастыре, который по благословению Сергия Радонежского основал в XIV веке его ученик преподобный Андроник. В наше время более полувека храмы и строения монастыря за­нимает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В годы гонений на религию музей сделал поистине неоценимое дело - собрал и сохранил огромную коллекцию старинных икон, старопечатных и рукописных книг, предметов церковного назначения. Нынешнее же руководство му­зея, по мнению общественности, подготавливает почву для распродажи этой бесценной коллекции.
…Воскресенье. Около 12 часов дня. Возле входа в музей несколько ску­чающих милиционеров, несущих oxpaнy. Больше на территории архитек­турного ансамбля и вокруг него - ни души. Безлюдно и в залах музея. Признаки жизни обнаруживаются лишь в Спасском соборе, который по­следние десять лет совместно с музеем использует для богослужения православная община. Человек пятьдесят верующих собралось здесь на литургии, однако, как узнаю от настоятеля священника отца Вячеслава Савиных, администрация музея явно намерена лишить православную общину воз­можности проводить богослужения в самом древнем храме Москвы.
  - Директор музея Геннадий Попов уже больше года не подписывает с нами договор о совместном использовании собора, нарушая тем самым Закон "О свободе совести и религиозных объединениях", и наша право­славная община, по сути, находится на птичьих правах, - говорит отец Вячеслав Савиных.
  - У церкви практически нет прав на свои святыни, - вступает в разго­вор молодой прихожанин Андрей, - зато их сколько угодно у наших со­седей. Представителей сексуальных меньшинств - содомитов, которые по соседству с монастырем, в ДК завода "Серп и молот" открыли свой ночной клуб "Шанс" (о чем не раз писали в печатных изданиях) и ни­кто им в этом не препятствовал. А еще с недавних нор во Дворце куль­туры обосновались, сектанты - иеговисты и "Богородичный центр".
    Вот такое соседство у музея древнерусской культуры, занимающего храмы и строения древней православной святыни, и директор музея никак не реагирует на это. Зато отказывает православной общине в ее законном праве совместно с музеем использовать православный собор.
  - Собрание коллекции музея имени Андрея Рублева состоит исключительно из православных икон, книг и предметов церковного назначения. Поэтому сегодня его деятельность не может быть в стороне от научно-просветительских задач Русской православной Церкви. Не один год нашими сотрудниками прорабатыва­лась идея создания на базе музея Центра православной культуры. Центр должен был стать первым государственным церковным учреж­дением такого типа в нашей стране. За рубежом (Греция. Югославия, Болгария) давно существуют подобные аналоги. Преобразование музея Андрея Рублева, с учетом его историко-культурной направленности, могло бы стать важной точкой взаимодействия государства и церкви. Но директор Геннадий Попов активно противится такому сближению. Осенью прошлого года ему удалось утвердить в Министерстве культу­ры России новую редакцию музейного устава, в котором не предусмот­рены ни его просветительская деятельность, ни создание образователь­ных структур совместно с православной церковью, - считает протоиерей Александр Салтыков, который более тридцати лет является научным со­трудником музея.
    В итоге прекращена работа Воскресной школы при музее. Больше го­да тянется подписание договора с общиной Спасского собора о совме­стном использовании храма. Что же касается непосредственной дея­тельности музея, то резко свертывается его работа. Закрывается целый ряд отделов. Полностью ликвидируется такое ценное направление, как изучение древнерусского градостроительства. Закрыты историчес­кий и археологический секторы. Сокращаются штаты, увольняются со­трудники, проработавшие в музее помногу лет.
  - Идет фактически уничтожение музея. Подготавливается почва для распродажи его бесценной коллекции. Это не только мое мнение, а мнение православной общественности, - убежден председатель Общества православной культуры, доктор физико-математических наук Дмитрий Зарудный.
    Опасения насчет распродажи коллекции отнюдь не безосновательны. В одном из своих прошлогодних номеров "Щита и меча" мы расска­зывали о беспрецедентном случае, происшедшем здесь. В 1975 году у ныне известного так называемого международного правозащитника Сергея Григорянца правоохранительные органы конфисковали пять старинных церковных икон.
    Тогда, в 1975 году, будущий правозащитник был приговорен Москов­ским городским судом по ст. 190-1 и ч. 2 ст. 145 УК РСФСР (спекуля­ция в виде промысла в крупных размерах) к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленно­го режима, а имеющие высочайшую историческую ценность иконы по­ступили в музей и по праву стали национальным достоянием.
     Восемь лет назад с изменением уголовного законодательства Григо­рянц добился отмены вынесенного ему приговора, а в позапрошлом го­ду обратился с исковым заявлением в Бабушкинский межмуниципаль­ный народный суд столицы. И суд без участия заинтересованных лиц (в частности православной общественности) вынес решение о возврате правозащитнику изъятых православных святынь.
    Между тем за двадцать лет хранения в музее иконы были отреставри­рованы, введены в научный оборот, изданы в музейном каталоге и экспонировались не только в стенах музея, но и за рубежом как часть, подчер­киваю, музейной коллекции. А дальше произошел беспрецедентный слу­чай, какого еще не знала музейная практика Директор музея Г. Попов вместо того, чтобы обжаловать в установленном законом порядке судеб­ное решение, выдал иконы частному лицу: Без ведома Министерства культуры и без подписи получившего иконы Грнгорянца. Депутаты из Комитета по культуре Государственной Думы и ряд видных обществен­ных деятелей обратились в Генеральную прокуратуру России с просьбой помочь возвратить в музей иконы, представляющие национальное досто­яние России. Прокуратуре тогда удалось добиться отмены решения Бабушкинского межмуниципального суда. Дело было направлено на новое рассмотрение. Но, увы, вернуть православные иконы в музей так и не удалось. И наверное, не удастся. Международный правозащитник боль­ше пребывает за рубежом, чем в России. И не исключено, что пять рус­ских реликвий уже уплыли за границу.
    Согласно акту проверки, проведенной Счетной палатой в январе -марте 1997 года, директорская деятельность Попова нанесла ущерб государству в размере более 800 миллионов рублей. Свыше 200 тысяч долларов, заплаченных за оборудование, в нарушение договора "кру­тилось" в зарубежной фирме в Бельгии около года. И это при более чем плачевном финансовом состоянии нашей отечественной культу­ры.
    Понятно, если бы музей Андрея Рублева стал Центром православной культуры, то общественность не дала бы Геннадию Попову злоупотреб­лять финансовой и хозяйственной дисциплиной, налево и направо раздавая православные святыни.

Николай АКСЕНОВ

Опубликовано: Щит и меч. 23 марта 2000 года

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html






#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
@ Музей Андрея Рублева

Музей имени Андрея Рублева, #музей_имени_Рублева, #rublevmuseum, Андрей Рублев, СМИ о ЦМиАР, #МузейАндреяРублева, фонды, расследование, #МузейноеЕдинство, досье, andrei rublev, #andreyrublevmuseum, Андроников монастырь, #МузейРублева

Previous post Next post
Up