СПАСИ И СОХРАНИ. Достояние России
РУБЛЕВ - ОПТОМ И В РОЗНИЦУ?
В своей древней московской обители Русская Православная Церковь сегодня - "бедный родственник". Речь идет о Спасо-Андрониковом монастыре, который по благословению Сергия Радонежского основал в XIV веке его ученик преподобный Андроник. В наше время более полувека храмы и строения монастыря занимает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В годы гонений на религию музей сделал поистине неоценимое дело - собрал и сохранил огромную коллекцию старинных икон, старопечатных и рукописных книг, предметов церковного назначения. Нынешнее же руководство музея, по мнению общественности, подготавливает почву для распродажи этой бесценной коллекции.
…Воскресенье. Около 12 часов дня. Возле входа в музей несколько скучающих милиционеров, несущих oxpaнy. Больше на территории архитектурного ансамбля и вокруг него - ни души. Безлюдно и в залах музея. Признаки жизни обнаруживаются лишь в Спасском соборе, который последние десять лет совместно с музеем использует для богослужения православная община. Человек пятьдесят верующих собралось здесь на литургии, однако, как узнаю от настоятеля священника отца Вячеслава Савиных, администрация музея явно намерена лишить православную общину возможности проводить богослужения в самом древнем храме Москвы.
- Директор музея Геннадий Попов уже больше года не подписывает с нами договор о совместном использовании собора, нарушая тем самым Закон "О свободе совести и религиозных объединениях", и наша православная община, по сути, находится на птичьих правах, - говорит отец Вячеслав Савиных.
- У церкви практически нет прав на свои святыни, - вступает в разговор молодой прихожанин Андрей, - зато их сколько угодно у наших соседей. Представителей сексуальных меньшинств - содомитов, которые по соседству с монастырем, в ДК завода "Серп и молот" открыли свой ночной клуб "Шанс" (о чем не раз писали в печатных изданиях) и никто им в этом не препятствовал. А еще с недавних нор во Дворце культуры обосновались, сектанты - иеговисты и "Богородичный центр".
Вот такое соседство у музея древнерусской культуры, занимающего храмы и строения древней православной святыни, и директор музея никак не реагирует на это. Зато отказывает православной общине в ее законном праве совместно с музеем использовать православный собор.
- Собрание коллекции музея имени Андрея Рублева состоит исключительно из православных икон, книг и предметов церковного назначения. Поэтому сегодня его деятельность не может быть в стороне от научно-просветительских задач Русской православной Церкви. Не один год нашими сотрудниками прорабатывалась идея создания на базе музея Центра православной культуры. Центр должен был стать первым государственным церковным учреждением такого типа в нашей стране. За рубежом (Греция. Югославия, Болгария) давно существуют подобные аналоги. Преобразование музея Андрея Рублева, с учетом его историко-культурной направленности, могло бы стать важной точкой взаимодействия государства и церкви. Но директор Геннадий Попов активно противится такому сближению. Осенью прошлого года ему удалось утвердить в Министерстве культуры России новую редакцию музейного устава, в котором не предусмотрены ни его просветительская деятельность, ни создание образовательных структур совместно с православной церковью, - считает протоиерей Александр Салтыков, который более тридцати лет является научным сотрудником музея.
В итоге прекращена работа Воскресной школы при музее. Больше года тянется подписание договора с общиной Спасского собора о совместном использовании храма. Что же касается непосредственной деятельности музея, то резко свертывается его работа. Закрывается целый ряд отделов. Полностью ликвидируется такое ценное направление, как изучение древнерусского градостроительства. Закрыты исторический и археологический секторы. Сокращаются штаты, увольняются сотрудники, проработавшие в музее помногу лет.
- Идет фактически уничтожение музея. Подготавливается почва для распродажи его бесценной коллекции. Это не только мое мнение, а мнение православной общественности, - убежден председатель Общества православной культуры, доктор физико-математических наук Дмитрий Зарудный.
Опасения насчет распродажи коллекции отнюдь не безосновательны. В одном из своих прошлогодних номеров "Щита и меча" мы рассказывали о беспрецедентном случае, происшедшем здесь. В 1975 году у ныне известного так называемого международного правозащитника Сергея Григорянца правоохранительные органы конфисковали пять старинных церковных икон.
Тогда, в 1975 году, будущий правозащитник был приговорен Московским городским судом по ст. 190-1 и ч. 2 ст. 145 УК РСФСР (спекуляция в виде промысла в крупных размерах) к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима, а имеющие высочайшую историческую ценность иконы поступили в музей и по праву стали национальным достоянием.
Восемь лет назад с изменением уголовного законодательства Григорянц добился отмены вынесенного ему приговора, а в позапрошлом году обратился с исковым заявлением в Бабушкинский межмуниципальный народный суд столицы. И суд без участия заинтересованных лиц (в частности православной общественности) вынес решение о возврате правозащитнику изъятых православных святынь.
Между тем за двадцать лет хранения в музее иконы были отреставрированы, введены в научный оборот, изданы в музейном каталоге и экспонировались не только в стенах музея, но и за рубежом как часть, подчеркиваю, музейной коллекции. А дальше произошел беспрецедентный случай, какого еще не знала музейная практика Директор музея Г. Попов вместо того, чтобы обжаловать в установленном законом порядке судебное решение, выдал иконы частному лицу: Без ведома Министерства культуры и без подписи получившего иконы Грнгорянца. Депутаты из Комитета по культуре Государственной Думы и ряд видных общественных деятелей обратились в Генеральную прокуратуру России с просьбой помочь возвратить в музей иконы, представляющие национальное достояние России. Прокуратуре тогда удалось добиться отмены решения Бабушкинского межмуниципального суда. Дело было направлено на новое рассмотрение. Но, увы, вернуть православные иконы в музей так и не удалось. И наверное, не удастся. Международный правозащитник больше пребывает за рубежом, чем в России. И не исключено, что пять русских реликвий уже уплыли за границу.
Согласно акту проверки, проведенной Счетной палатой в январе -марте 1997 года, директорская деятельность Попова нанесла ущерб государству в размере более 800 миллионов рублей. Свыше 200 тысяч долларов, заплаченных за оборудование, в нарушение договора "крутилось" в зарубежной фирме в Бельгии около года. И это при более чем плачевном финансовом состоянии нашей отечественной культуры.
Понятно, если бы музей Андрея Рублева стал Центром православной культуры, то общественность не дала бы Геннадию Попову злоупотреблять финансовой и хозяйственной дисциплиной, налево и направо раздавая православные святыни.
Николай АКСЕНОВ
Опубликовано: Щит и меч. 23 марта 2000 года
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum@ Музей Андрея Рублева