Рассуждения о вдохновении

Dec 30, 2023 21:02


Два последних месяца этого года я почти каждый день придумывал и складывал новые модели оригами.

Интересно, как же это получилось?

Вообще у меня было несколько периодов, когда я активно занимался оригами, а между ними - большие перерывы. Чтобы вернуться к этому занятию, каждый раз был нужен какой-то повод.В этот раз повод был такой. Моя жена, Светлана Соболевская нашла сообщение о предстоящей конференции, тема которой была связана с масками в искусстве. Она предложила мне написать о масках оригами. Энтузиазма это у меня не вызвало. Тем не менее, Светлана сама заинтересовалась этой темой, начала собирать материал. В частности, нашла известный автопортрет японского оригамиста Акиры Йосизавы. Возможно, это самая первая маска оригами в мире. Она показалась мне такой простой и понятной, что я решил сложить что-нибудь подобное, но свое.

Вообще я не очень люблю складывать модели по готовым чужим схемам. Меня к этому побуждали, в основном, Международные интернет-олимпиады оригами. Но там был спортивный азарт. И ещё желание научиться чему-то новому. Организатор этих олимпиад Андрей Ермаков подбирал для складывания участников модели самые разнообразные и выстраивал их по возрастающей степени сложности. Так что учиться было чему.

Но чаще я, если и обращался к готовым схемам, то выполнял их наполовину, а дальше начинал уже что-то выдумывать.

И вот, в конце октября этого года, сложив несколько разных вариаций масок, я вспомнил свою старую идею с профилями. При этом я не ставил перед собой никаких художественных задач. Образы складывались почти непреднамеренно. Это было похоже на игру или развлечение. В основе этого, скорее даже азарта, чем вдохновения были технические идеи и задачи.

Как создать на основе примерно одинаковых баз разные типы лица? Как сделать причёску? Как из одного листа сложить два профиля? Как сложить рельефную маску? И тому подобное.

Я долгое время преподавал рисунок, вместе со студентами рисовал слепки классических скульптурных голов. Потом смоделировал некоторые из них в 3d-графике. Даже пробовал генерировать портрет бога искусства с помощью искусственного интеллекта. Теперь, после оригами-маски Аполлона, мне уже кажется, что и все гипсы из академической программы я могу воспроизвести с помощью листочков офисной бумаги.

С одной стороны, я понимаю, что на том же листочке обыкновенным простым карандашом можно создавать сложные многофигурные и многоплановые композиции. Но никто же не пришёл и не сказал: «А нарисуй-ка мне битву лапифов с кентаврами!». Кроме того, я примерно знаю, как это делается, что-то новое тут придумать трудно. А потому нет ни повода, ни технического азарта.

А с другой стороны - оригами: какой тут простор для фокусов, для удовлетворения детской мечты стать волшебником!

И ещё один важный момент. Что бы ни говорили о свободных художниках и свободно искусстве, а творческом человеку нужен зритель.

Фотографируя свои модели и выкладывая их в интернет, я обнаружил, что и у этого контента есть зрители - и хорошо знакомые мне и совершенно незнакомые. Особенно приятно было получать лайки и комментарии от моих бывших коллег по худграфу БГПУ, а также от бывших и нынешних студентов.

Несомненно, большое значение имеет оценка профессионалов. В России оригамистов, к сожалению немного. И всё же на мои эксперименты обратили внимание такие мастера высокого уровня, как Андрей Ермаков и Александр Тимошик. А также со мной недавно вышел на связь модератор группы ВК «Искусство оригами» Борис Зобак. Он не только оригамист, но и живописец, что случается крайне редко.

Спасибо огромное всем, кто поддерживал моё оригами-вдохновение! Творческих успехов в наступающем 2024 году!

Предыдущие посты на эту тему

Рельефные маски и другие чудеса и фокусы

Животные плоского мира.
Арифметика створок


Люди-лягушки и люди-журавлики

Кажется, я изобрел новый вид оригами



Белка с орешком

#хороший2023, оригами_рельеф

Previous post
Up