Ну что: это случилось! В этом году, как раз под ёлочку. Вышел сборник, который придумали и составили мы с Алексеем Париным. Он называется «Как смотреть оперу», и в нём 24 очень разных человека рассказали о том, как оперу смотрят они.
В названии «Как смотреть оперу» слова, сами видите, необычно составлены: почему вдруг «смотреть», а не «слушать», и что значит «как»?
Ну вот собственно об этом и книжка.
В поисках ответа нужно проговаривать то, что часто считают банальностями. Например, решать, имеет ли режиссёр право отступать от ремарок либретто, важно ли, чтобы музыкальные события были проиллюстрированы на сцене, да и что вообще такое музыкальные события. Банальности это или нет - а мнения у всех разные. Зато часто выходит так, что, пока ты определяешься, пропадает задор: сторонники оперы как театрального жанра расходятся в свою сторону, противники - в свою, и диалога не случается.
Книжка - сборник статей, и мы специально позвали очень разных авторов: музыковедов, критиков, певцов, блогеров, композиторов, дирижёров; людей, близких к теме и много лет ей занимающихся, и далёких от темы - тех, кому сама идея иметь дело с оперой была в новинку.
Нам хотелось, чтобы каждый говорил о себе и от себя - а читатель мог благодаря этому лучше понять, что же он сам-то думает и почему. И нет, у нас нет никакого согласия между авторами: кто-то говорит, что опера - это театр, кто-то - что музыкальная форма; кто-то - что опера нужна всем, кто-то - что только избранным; кто-то поёт дифирамбы режиссёром, кто-то ругает их за вторжение в святая святых. У нас есть статьи-вопросы и статьи-ответы, есть инструкции и деконструкции, есть интервью с бытовой речью и монологи с тщательной работой над письменным словом. Всё у нас есть - только пока нет читателей :) А нам хотелось бы, чтобы, прочитав нашу книжку, читатели захотели об этом поговорить и подумать.
Я очень благодарен всем, благодаря кому книжка увидела свет - и в первую очередь людям, которые помогали нам работать с текстами, расшифровывать интервью, связываться с авторами, проверять факты и составлять справочный аппарат в конце. Да, он у нас есть: все упомянутые в книжке спектакли - а их нешуточное количество, - перечислены в конце, указаны выходные данные записей и отмечено, если спектакль идёт в репертуаре. Так что можно своими глазами и ушами проверить, что да как.
Книжку уже можно купить онлайн:
Библио-ГлобусМоскваЛабиринтПостепенно она доберётся до Озона и офлайновых магазинов. Продаётся она довольно бойко, о магазины оперативно пополняют запасы.
С наступившим!
P.S. В
моём телеграме по тегу #каксмотретьоперу можно посмотреть цитаты из каждой статьи сборника. Заглядывайте!