Исходя из разобранных задач, попробуем перечислить, какими должны быть наши боевые корабли, так сказать, по назначению. По техническим характеристикам это лучше распишут профессионалы.
Итак, по назначению в порядке приоритета:
1.
- Силы стратегического сдерживания. Это ядерные подлодки.
- "Москитный флот", он же малый флот, который защищают побережье, в т.ч. от вражеских подлодок. Но зацикливаться и вкладывать слишком много ресурсов только в него нельзя.
- Океанский флот - тот самый, который, по Кунгурову, якобы _не нужен_. На самом деле, задач для него хватает:
- Поиск вражеских стратегических подлодок на удалении от наших баз, в т.ч. в Средиземном море. Это имеет наипрямейшее отношение к ядерному сдерживанию.
- Участие в конфликтах, в которых США официально не участвует. Или вообще не участвует. Или мы пока ещё не участвуем. И потому они не имеют повода перекрывать нам снабжение. Скорее всего, это будет поддержка некоего союзника.
- Оборона наших акваторий от кораблей и авиации в пределах действия базовой авиации. При наличии авианосца рубежи выносятся ещё дальше вплоть до проливов, которые мы действительно не контролируем. Но внутри них действовать сможем свободно в том числе против недружественных соседей, способных заблокировать эти самые проливы.
- Просто переход, допустим, с Севера на Дальний восток.
- Крейсерская война.
- Экспедиционные силы. Это корабли, способные действовать на большом удалении от наших баз против берега при отсутствии серьёзного сопротивления на море. В отличие от предыдущего пункта, который представлен настоящими боевыми кораблями, основное предназначение которых - вести полноценный бой против вражеского флота, тут можно обойтись на первое время одним-двумя десантными кораблями, судами снабжения (двойного назначения или и вовсе гражданскими) и небольшим эскортом. Воевать в мирное время они будут против слабого противника типа очередных демократических религиозных фанатиков . В случае наличия угрозы нападения с моря их могут прикрыть океанские корабли. При необходимости, можно использовать и авианосец. Это будут не столько военные, сколько военно-политические операции, и само присутствие наших сил уже во многих случаях будет достаточным. В случае же полноценной войны с США или их союзниками десантные корабли, можно использовать для десанта против союзников США, а в мирное время у своих берегов, например, прекрасно могут действовать и в обороне в качестве носителей вертолётов. Так что это не такой уж “белый слон”, как может показаться.
- Мобилизационный резерв - суда двойного назначения. Очевидно, приспособить весь гражданский флот под тотальную войну экономически невыгодно. Но определённую часть - вполне можно. А обычные коммерческие суда вообще без переделок могут быть задействованы просто для снабжения. Скорее всего, массовая мобилизация гражданских судов имеет смысл только для прорыва возможной блокады наших баз.
Заключение.
У России нет никаких “неустранимых причин”, чтобы быть морской державой. Более того, это нужно для нашей же безопасности в лице морской компоненты ядерных сил.
Препятствует этому не география, а, с одной стороны, политики, которые не умеют использовать флот (в том числе - учитывать географию), а с другой - граждане, заражённые флотофобией, которые считают, что нам рыпаться некуда и морякам нужно завернуться в простыни и ползти на кладбище.
Занятным образом доводы Кунгурова во многом совпадают с доводами “ватников”, которых он так часто высмеивает. Дело в том, что среди “ватников”, если понимать под этим словом ура-патриотов, довольно много флотофобов, которые тоже считают, что нам, мол, союзники никакие не нужны, а для самообороны, мол, нам армии хватает, а если враг нападёт с моря, то мы, мол, его авиацией бдыщ и ракетками тюк - тут-то энти американские плавучие гробы и потонут.
Напоследок несколько слов о том, зачем нам нужен флот. Кунгуров прав в том смысле, что флот нужен для взаимодействия с торговым флотом. Торговый флот экономически окупает военный флот, а военный флот должен защищать торговый. Получается замкнутый круг.
У нас же замкнутый круг иного рода - мы неуверенно торгуем, в том числе потому, что опасаемся перекрытия коммуникаций. А поскольку мы неуверенно торгуем, то и флот у нас ущербный. И поэтому мы опасаемся перекрытия коммуникаций.
И чтобы разорвать этот порочный круг, нужна развитая индустрия и развитые внешнеэкономические связи. И кроме того, нужна экономическая модель, которая будет учитывать возможный риск перекрытия коммуникаций. Например, в чисто физическом смысле те суда, которые окажутся заблокированными в наших портах, должны немедленно мобилизовываться для снабжения десанта при прорыве блокады. Тогда их существование не будет бесполезным в случае войны.
На мой взгляд, одна из причин краха СССР когда-то была именно в том, что советские вожди так и не стали разрывать порочный круг замкнутости нашей страны на суше, а вместо этого попытались выжать максимум из полуавтономного существования. Нам не следует повторять ту же ошибку, тем более что и ресурсов таких у нас уже нет. А вот новые технологические возможности - потенциально есть. Нужно их просто освоить. Никакого “безнадёжного отставания” и близко нет, пока есть возможность преодолеть его при помощи заимствования технологий.