Интересно, что альбом вроде не называют концептуальным, но он таковым является. Все песни вместе и по порядку оставляют впечатление намного сильнее, нежели какие-то по отдельности. Это касается даже и первой, и даже и заглавной песни (которая по порядку предпоследняя). Только, увы, опять не очень хватает слов, чтобы это впечатление описать.
Пожалуй, я столько раз от начала до конца ничего не слушала (Nightfall in Middle-Earth не в счёт). И так и не могу уловить, в чём магия конкретно здесь. Начать с того, что всё совершенно беспросветно. Серьёзно, ни одной песни о чём-либо определённо позитивном. К счастью, в общем итоге тебя не топят в депрессии, а перенастраивают на хоть и мрачный, но философский лад.
Но, конечно, не сразу. Всплывать легче, оттолкнувшись от дна.
All the Madmen содержит основную идею в названии. У нас совершенно обыденны шуточки про "кругом дурдом", у них, соответственно, про Bedlam, и это помогает как-то справиться. Ведь если посмотреть всерьёз - правда, непонятно, кого считать здоровым и какую жизнь - правильной. Герой для себя определяет общество сумасшедших как наилучшее, и с какой стати он неправ и безумен?
Про следующую, Black Country Rock, написано "the lyrics were not initially important and were only added in last-minute in the studio sessions." Вроде бы действительно по словам очень незамысловатая, две строки в куплете, четыре в припеве, повтор - явно никто над текстом не парился. Black Country - место зарождения индустриальной революции. И по музыке это слышится в начале - пара тактов очень лайт-рокового вступления в характере опять же ранних "Битлз" быстро переходит в более жёсткую мелодию. Каковой и остаётся до конца. Время изменилось и жизнь посуровела; впрочем, если кому не нравится, то You can leave my friend and me with fond "À Dieu". То есть - если ты не вписываешься в весь этот индустриал, конечно, можешь поискать себя ещё где-то, только вряд ли найдёшь.
И о всех - о вообще всех таких - невписавшихся, потерявшихся, ничьих - песня, окончательно роняющая на дно. After All. Вот её наверняка писали не на ходу. Музыка - медленный вальс, в тексте постоянный повтор припева когда-то очень популярной песни "Oh By Jingo". Постоянное зацикливание на прошлом ведёт разве что к впаданию в детство, а чаще всего - просто к распаду.
Прекрасно, теперь мы на дне и не хотим ничего вообще, даже покинуть этот поганый мир тоже не хотим. Вот отсюда и поправляемся.
Парадоксально, но подниматься со дна начинаем с песни про сошедшего с ума солдата - Running Gun Blues. Зато он занят своим делом до одержимости и не страдает экзистенциальным кризисом. Война закончена, и он, конечно, теперь тоже отвергнут обществом за то же, за что раньше получал награды. Так кто на самом деле тут безумен? Но герой такими вопросами не задаётся, он своё счастье нашёл и воплощает, пока ружьё не отобрали.
Персонажи следующей песни своё счастье так легко не нашли. И поэтому с радостью переложили ответственность за него на Saviour Machine. И так эту машину полюбили, что она аж устала ими править. Вопит, что ни в Бога-из-Машины, ни в просто Машину не надо верить безоглядно, вы же уже в растения превращаетесь. А вечных механизмов не бывает, вот уже и у неё My logic says burn.
Вот так мы сделали шаг к принятию себя и ответственности за себя же.
Следующая - единственная слабая - She Shook Me Cold. Пожалуй, возвращает физические радости бытия, а конкретно плотские, и нормально всё передаёт, и в другом окружении слушалась бы нормально, но тут - не очень.
The Man Who Sold The World, заглавная, на которую пела кавер "Нирвана" (исполнено местами существенно хуже оригинала!) и ещё много кто. Про самого Курта Кобейна автор высказался вежливо, но потом слушатели его просто достали. "Bowie really dug this cover as well saying, "I was simply blown away when I found that Kurt Cobain liked my work, and have always wanted to talk to him about his reasons for covering 'The Man Who Sold the World'." He was less enamoured by the "kids that come up afterwards and say, 'It's cool you're doing a Nirvana song.' And I think, 'Fuck you, you little tosser!" Думал. Но молчал.
Впрочем, вслух он высказался на концерте в 2000-м: "It's been covered no end of times, and I guess at the time it's the sort of the signature song for me". (Перевод с вежливого: "Задолбали уже! МОЯ песня!")
Вторая по силе и глубине после The Width of a Circle. И куда ближе к типу "хит", поэтому её и перепевали. Простая запоминающаяся мелодия, несложный, но не тупой, а многозначный текст. С кем герой песни говорит? Кто продал мир? Кто на слова о смерти уверенно скажет "Oh no, not me"? Где-то сказано, что это тёмная сторона собственной души героя, я думаю, что это таки бог, чёрт или кто-то ещё, ставящий себя выше мира. Или кто-то, кто вдруг разбогател, и незаметно спятил, и счёл себя богоравным :-) такие тоже встречаются.
И напоследок посмотрим уже именно на богов в The Supermen. Понятно, что тут и давно встречаемые ницшеанские идеи, но было приятно увидеть в источниках вдохновения также и Лавкрафта. Супербоги - бессмертные, но и безрадостные, невероятно сильные, но и невероятно одинокие, со своим вечным безумным существованием. Если в них поверить, то им можно только посочувствовать.
Ну, а раз уже размышляем о высоких материях, значит, мы именно приобрели чуть более философский взгляд на всё, что услышали :-)