Originally posted by
viazhskiy "В соответствии с этим то, что так страшит нас в смерти, это не столько конец жизни - так как особенно жалеть о последней никому не приходится - сколько разрушение организма, именно потому, что он - сама воля, принявшая вид тела. Вот это разрушение мы действительно чувствуем; только в злополучии недугов или старости: сама же смерть для субъекта наступает лишь в то мгновение, когда исчезает сознание, потому что тогда прекращается деятельность мозга. То оцепенение, которое распространяется затем и на остальной части организма, это уже, собственно, явление посмертное.
Так в субъективном отношении смерть поражает одно только сознание. Что такое - исчезновение последнего, это всякий может до некоторой степени представить себе по тем ощущениям, какие мы испытываем засыпая, а еще лучше знают это те, кто падал когда-нибудь в настоящий обморок, при котором переход от сознания к бессознательности совершается не так постепенно и не соседствует со сновидениями: в обмороке у нас, прежде всего, еще при полном сознании темнеет в глазах и затем непосредственно наступает глубочайшая бессознательность; ощущение, которое человек испытывает при этом, насколько оно вообще сохраняется, меньше всего неприятно, и если сон - брат смерти, то, несомненно, что обморок и смерть - близнецы.
Насильственная смерть не может быть болезненной, так как даже самые тяжкие раны обыкновенно совсем не чувствуются и мы замечаем их лишь спустя некоторое время и часто - только по их внешним признакам: если смерть быстро следует за ними, то сознание исчезает, до того как мы их заметим; если смерть наступает не скоро, то все протекает так же, как и при обыкновенной болезни. Как известно, все терявшие сознание в воде или от угара или от удушения утверждают, что это не сопровождалось болезненными ощущениями.
Наконец, естественная смерть, в настоящем смысле этого слова - та, которая происходит от старости, эвтаназия, представляет собою постепенное и незаметное удаление из бытия. Одна за другой погасают у старика страсти и желания, а с ними и восприимчивость к их объектам; аффекты уже не находят себе возбуждающего толчка, ибо способность представления все слабеет и слабеет, ее образы бледнеют, впечатления не задерживаются и проходят бесследно, дни протекают все быстрее и быстрее, события теряют свою значительность - все блекнет. Глубокий старец тихо бродит кругом или дремлет где-нибудь в уголке - тень и призрак своего прежнего существа. Что же еще остается здесь смерти для разрушения? Наступит день, и задремлет старик в последний раз, и посетят его сновидения... те сновидения, о которых говорит Гамлет в своем знаменитом монологе. Я думаю, они грезятся нам и теперь."
Артур Шопенгауэр «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа»