Кажется очень давно сюда не писал. Практически целиком и полностью только на
Фейсбуке.
Но подумал, что кое-что все равно нужно писать сюдя. т.к. тут удобней потом находить это по тегам. По сему копирну сюда последние околотеатральные записки на клочках бумаги.
8 июня 2012. Зойкина квартира. МХТ им. Чехова.
В тот день
Кирилл Серебренников доставил мне неописуемое эстетическое и моральное удовольствие. Для тех, кому лень читать много букв, просто сразу скажу: Всем бежать на "Зойкину квартиру" в МХТ, начиная с завтрашнего дня.
А для стойких - далее по подробней. Я в последнее время вообще жутко критичный к театральным спектаклям, но сами виноваты: режет одно, другое, а дальше, не успеваешь опомниться, как я только и делаю, что ищу недочеты. От последнего похода в МХТ на "Год, когда я не родился" остались крайне неприятные впечатления и расстройства. А тут, в коем то веке, придраться не к чему, я отключился, и меня унесло дымом этого дурмана.
Во-первых, для меня, как не особого любителя драмтеатра, прелесть данного спектакля в по-серебренниковски традиционном уходе от нудной бездейственной академичности. Здесь нет нудной болтовни, бесцельного нахождения на сцене. Каждый персонаж интересен каждую секунду.
Во-вторых, для меня, как любителя музтеатра, прелесть данного спектакля в том, что он очень красивый в музыкальном плане. Это тот случай, когда актерский вокал в тысячу раз круче и смачней, чем поставленный академический в соседнем театре Оперетты и Большом.
А еще я визуал, и в этом плане тут - рай. Сами декорации очень стильные и лаконичные. При этом на них осуществляются грамотные проекции - не просто видеоинсталляция ради видеоинсталляции, а вполне действенные вещи. Да и вообще, картинка очень выверенная. Особенно понравилось начало 2-го акта, сцена борделя в Зойкиной квартире. Никогда ничего не курил и не принимал наркотики, но меня определено погрузили в это состояние.
Очень отрадно было увидеть Лику Руллу. Первая за долгое время после Чикаго достойная роль для нее. Да и вообще весь каст без исключения доставляет удовольствие.
Но во главе всего, конечно, другое. Впечатлила деликатность актуализации сегодняшнему дню. Вроде и ненавязчиво, но все нужные посылы брошены. Космонавты-Омоновцы читаются едва-едва, и "белый цвет - цвет свободы", и фразу "Да или нет?" замечают единицы... И все остальное. Вроде бы и на глазах, но покрыто какой-то легкой вуалью, заставляющей внимательней приглядываться, находится в каком то постоянном напряжении - в желании разгадать, понять. И самый безумный восторг вызывает зонг, который репризится в финале. Опять таки, несмотря на то, что он звучит по-брехтовски вызывающе прямо, я не знаю, до всех ли в зале доходит суть того, что скрывается за каждым словом этой песни. А лишних слов там нет, каждое слово - четко выверено. Ну и какой-то печальный этот посыл: мечтаем свалить отсюда в Париж, мечтаем, мечтаем... и в один ужасный момент можем не успеть это сделать. =( А я тем временем, дабы успеть на самолет в сторону прекрасного греческого острова, вынужден закончить брызгать тут слюнами. Просто хочется еще раз сказать спасибо Михаилу Афанасьевичу за произведение и труппе МХТ за его сценическое воплощение. Вот такой театр нужен лично мне - живой, настоящий. Которому я верю абсолютно во всем - и актерам, и костюмам, и декорации и музыке.
24 июня 2012. Монте-Кристо. Театр Оперетты. Хотя, когда пару лет назад меня занесло на это второй раз, я понял, что ноги моей больше не будет. Но так вот сложилось, что третий раз... Я не знаю, это я так изменился или мюзикл изменился. Но по первым разам он хоть как-то был ну уровне "сносно". Теперь же он вызвал у меня одно большое НЕДОУМЕНИЕ.
Мораль, как и мнение, подозрительным образом совпадает с моралью харизмы - все в МХТ на "Зойкину квартиру"!
покойся с миром, Граф.
28 июня 2012. Звуки музыки. МДМ
В общем украду чужой новостной заголовок, потому что, боюсь, свет он может не увидеть, а в анналах истории он остаться должен. Итак,
В Москве отпели "Звуки музыки"
Я удручен. Впервые за мою практику многоразовых хождений на мюзиклы финальный спектакль по качеству оказался хуже предпремьерных показов. Я вообще всегда очень осторожно отношусь к предпремьерам (в частности, постановкам Стейджа) и стараюсь отодвинуть свой первый визит на месяц-два от премьеры. Но так получилось, что на ЗМ я посмотрел первый и последний спектакли. В моей голове пока не укладывается, как оркестр, сезон игравший одно и то же, на последнем спектакле играет так, будто делает это первый раз в жизни? Я не знаю, куда так несло Мариам Барскую (на фуршет?), что догнать предложенный ей темп в NO WAY TO STOP IT никому из актеров не удалось. В результате начало моей любимой песни просто завалено. Ребята, в профессиональном музыкальном театре такие вещи являются провалом и освистываются! Я не понимаю, почему на протяжении всего мюзикла при переходе от диалога к песне, первые ноты оркестр жахает так, будто на сцене взрывается бомба, а не начинается лирические дуэт или колыбельная песня?! В общем, так музыкой по моим ушам еще, кажется, никто не "ходил"! Вдвойне обидно, что прошлись по ушам любимой музыкой, от которой я раньше всегда только кайфовал.
Не меньший завал - сценка "козопас", из всей суматохи которой я расслышал только финальную фразу про то, что дуэт превратился в трио.
Когда по завершению на сцену вышли педагоги по вокалу, сцен речи, выпускающий режиссер, хореограф, я задался вопросом: "Где эти люди были раньше, до поклонов???" Я впервые столкнулся со столь сильной потерей качества во времени. До этого Стейдж был единственным поставщиком качественных продуктов на наш рынок. Идя на их постановки я знал, что плачу деньги за хороший звук, свет и тд. Теперь же я нахожусь в растерянности. Неужели за качественным звуком теперь придется ездить за границу? Я пока еще зажимаю тут отзывы о постановках немецкого Стейджа, но тамошний звук меня впечатляет до оргазма. Представьте себе - музыка абсолютно четко сбалансирована с голосами, все голоса сбалансированы между собой, солисты сбалансированы с хорами. Идеально слышно каждый слог и каждую ноту. При этом звук объемный, как в кинотеатре, и голос человека ты слышишь ровно из того места, где он стоит. А не из боковых колонок. Ты чувствуешь перемещение голоса вслед за человеком. И это только технические моменты. А ведь там еще залогом успеха является высочайший исполнительский уровень. Актеры поют прекрасно, хорошо спеты между собой. От дуэтов кайфуешь, хоры погружают с экстаз, а многоголосья вообще до оргазма доводят.
А что было вчера на ЗМ? Я конечно понимаю, что Катя Гусева наверно играет раз в месяц, и поэтому она абсолютно не спета с остальными. Но в постоянной труппе-то почему каждый поет сам по себе?
Я вчера пришел к пугающей мысли... При всей известной нам хреновости репертуарных мюзиклов ТО, я вдруг осознал, что тамошние "Моя прекрасная леди" и "Хелло, Долли" доставляют мне куда большее удовольствие, чем Стейджевские "Звуки Музыки".
Да, вчера конечно было много и приятных моментов, были актеры, которые очень порадовали, но все эти радости так сильно смазаны отдельными моментами... ощущения в целом... пичалька. =(
И самое забавное, как ЗМ отыграли, так с ними и попрощались. Я с самыми светлыми чувствами вспоминаю последний спектакль Маммы Мии. Какая это была энергетика, самоотдача, мастерство! Как ревел овациами зал после каждой песни, как ревел слезами зал в конце финальной I Have a Dream! Какой это был праздник, хоть и с печальным налетом расставания. Как красиво аристы и создатели поставили точку на проекте в финальных речах на поклоне. А Финалка ЗМ? Сухо, холодно, жиденькие апплодисменты, хотя и ползала было своих людей... И абсолютно так же скомкано попрощались и задвинули кулису.
Не то отпевание, не то похороны, не то счастливое избавление и желание поскорее стереть из памяти ночной кошмар.
И знаете, сейчас я очень боюсь, и в этом страхе буду жить три месяца. Теперь я очень боюсь Русалочки. Боюсь, что получится что-то на уровне "Звуков музыки", боюсь что проект, который должен стать знаковым для новой площадки, который имеет хороший маркетинговый потенциал по всем четырем "Р", который мог бы существовать там 3-4 сезона, не оправдает надежд и ожиданий. Я, конечно, буду держать пальчики. Но пока эти надежды - это что-то из области энтузиазма. И все зависит от того, отпашет ли должным образом это лето "Стейдж", или спустит все на парах своей предыдущей славы. Мне кажется, "Стейдж Энтертейнмент" сейчас стоит на очень важном для себя рубеже - либо скатиться до среднемосковского уровня и абсолютно потеряться среди сотен московских театров, либо провести внутреннюю перезагрузку, подтянуться до европейского уровня качества и вернуть себе флагманскую позицию в области индустрии развлечений. Я очень-очень надеюсь на второй вариант, потому что только в том случае, если компания потрясет театральный рынок этой осенью настоящим высококачественным зрелищем, взбудоражит рекламный рынок новыми подходами к маркетинговым коммуникациям в театральной сфере, только тогда расширение присутствия на рынке и отвоевание столь смачной площадки будет не только оправданным, но и даст повод к дальнейшему расширению, которое должно пойти по гиперболе. Уже совсем не за горами десятилетие присутствия компании на нашем театральном рынке, и к этой дате подходить всего с двумя площадками в одном городе - довольно стыдно на фоне других европейских филиалов "Стейджа". Может быть я ошибаюсь, но наша страна при всей громадности потенциала рынка, кажется, единственная, в которой постановки Стейджа сосредоточены только в одном городе и отсутствуют туринговые версии. Для сравнения - в той же Германии сейчас одновременно существует 9 постановок, это за вычетом ледовых шоу. В странах типа Италии и Испании, где идут только две-три постановки, эти постановки идут в РАЗНЫХ городах, меняясь друг с другом местами, + туринговая постановка, отыгравшаяся в двух этих городах и отправившаяся в гастроли по стране. Да. Есть проблемы с залами в Москве. Но есть и другие города-миллионники. Безумный ажиотаж на "Бала вампиров" при небывало высоком для нашей страны среднем уровне стоимости билетов на театральный спектакль говорит о жажде на рынке Питера. В образец замшелой Москве есть динамично развивающиеся Екатеринбург и Казань. Последняя вообще впечатляет своим желанием стать культурным и событийным центром нашей страны. Да, есть ооочень большие проблемы с организацией гастролей, низкое качество залов в регионах, отвратительный организаторский уровень и высокая коррупционная составляющая. Страна такая. Но есть, в конце-концов варианты надувных шатров и других быстро и дешево-возводимых конструкций. Я напоминаю, что дом Короля-льва в Гамбурге, где мюзикл живет уже больше 10 лет, относительно простотой в техническом плане по конструкции, которая стоила в 5 раз дешевле недавно возведенного малюсенького театра П. Фоменко и в 23 раза дешевле Московского Дома музыки, стал неотъемлемой частью панорамы города и его достопримечательностью.
"Звуки музыки", а так же сложности с набором труппы на "Русалку", все эти продления кастингов в очередной раз ткнули нас носом в проблему кризиса исполнителей, отсутствия необходимой базы синтетических актеров. Мы конечно еще раз посмотрим, как Наташа Быстрова снова будет играть главные роли, на этот раз одной ногой тут, другой ластой там. Мы будем пытаться уловить в касте Руллу в роли Урсулы, потому что Лика будет разрываться между тремя(?) театрами. Еще раз посмотрим, как в не самой подходящей для нее роли проект будет спасать Катя Гусева. Но не пора ли задуматься о необходимости собственной школы? О московском филиале академии Йоп ван ден Энде?
В общем, уважаемый и горячо любимый "Стейдж Энтертейнмент", сейчас все в твоих руках! От тебя зависит, разочаруемся ли мы окончательно и массово начнем выезжать за хлебом и зрелищами зарубеж, или, наоборот, любители мюзиклов в своих фанских турах по разноязычным постановкам начнут заезжать и в Москву. Удачи и плодотворной работы! Пусть она оправдает наши ожидания и доставит нам только положительные, приятные удовольствия.
5 июля 2012 Летучая мышь. Большой театр.
Так я познакомился с творчеством Васи Бархатова.
После первого акта мне показалось, что это - наивеличайшая фигня из всего мною виданного. После второго я понял несколько вещей. Оказывается, смотреть можно, но есть три пункта:
1) Накатить шампанского. И только под него.
2) Перетерпеть нуднейший первый акт.
3 ) Вообще забыть, что происходящее на сцене имеет какое-то отношение к классической оперетте Штрауса.
Итак. 1 акт - действие происходит на... круизном лайнере. Сначала 15 минут люди изображают подъем по трапу на борт корабля. Типа процессия эта происходит со всякими хохмами, мордокривляниями и проч. В общем, абсолютно ниочем. Затем всё оставшееся время - сцена в каюте, где наискучнейшим образом происходит зачин.
2 акт - сцена в холле круизного лайнера. Кстати, спектакль идет на немецком. И диалоговые моменты переводятся поверх суфлерами, как в кино, с интонацией переводчиков бразильских сериалов. =) Так вот. В антракте эти люди видимо чем-то увлеклись и к началу второго действия просто не поспели... И когда вдруг спустя нескольких минут диалога на немецком, суфлеры наконец начали дубляж прямо середины фразы, зал разразился хохотом. Этот момент вообще получился самым смешным во всей комедии. =) Вообще, конечно, режиссура абсолютно типичная для западного театра, но не очень привычная для нашего. Куча каких-то придумок, забавностей, сумасбродных фишек, но при этом режиссерски никак не выведены. И сразу все какое-то вставное, не органичное, не живое. В редких случаях это как-то притягивается за уши, и как-то связывается с дальнейшей чередой событий. Например Князь Оровский, в то время, как напевает куплеты о том, какой он дебошир, и что способен разбить бутылку о чью-нибудь голову, действительно разбивает об официанта бутылку. И в одной из последующих сцен, где Адель переводит в шутку юмора тот факт, что ее хозяин якобы обознался, признав в ней горничную, она в какой-томомент отбирает у уборщика совок и метлу, демонстрируя, что подметание полов выходит у нее не важнецки, и все мысли Айзенштайна на это счет- плод его воспаленной фантазии. Далее Розалинда, дабы доказать, что она - Венгерская княжна, исполняет душераздираюшую арио о родине, наигрывая стенания из-за разлуки с Венгрией. И для пущего драматизма, начинает ходить по этим стеклам босиком. =) Затем все лезут в фонтан. И если это как-то можно оправдать, то появление в нем синхронисток, размахивающих ногами, смотрится конечно золотым вставным зубом. Не понятно с чего корабль начинает расскачивать из стороны в сторону. Выглядит это красиво, впервую очередь из-за раскачивающихся люстр и иллюминаторах, в которых небо ходит туда-сюда, а затем сменяется на воду с пузыриками подводной живностью... (дядя Зина на этот раз, в отличае от Звуков Музыки, постарался).
3 акт - как и все другие начинается с субтитров, описывающих предстоящую сцену. И на этот раз они очень кратки: "В последней картине участвуют те, кто выжил в предыдущей" =) Перед нами причал, на который на протяжении всего действия постепенно вылезают выжишие. Первыми, естественно, выплыли синхронистки. =) Ну и все дальнейшее сплошной фарс. =) Твердая 3 из 5. =)
А еще за этот месяц были Берлинские BLUE MAN GROUP и TANZ DER VAMPIRE, но об этом лучше как-нибудь потом. Отдельно.