что до бабушки, то да, в 90% случаев на бабушку наплевать. в то, что это как-то скажется на том, что уступят тебе в далеком (мы же никогда не состаримся и не умрем) будущем, я как-то не верю. Если бабушкам устпупают место, то (я по себе, если чо) из гордости и уважения к самому себе (ну я еще сверх того верю в плюсики в карму). То же относится и к спасению детей из пожара.
социум не при чем. гордость и дальше по списку обусловлены тем, что ты сделал что-то ради другого человека, то есть поступился своими интересами ради чужих. Уступить бабушке место потому, что у тебя как раз жопа зачесалась - невелика заслуга даже в том случае, когда бабушка иначе б на месте околела.
Ну, а откуда такое представление, что поступиться собой ради другого - это хорошо? Откуда удовольствие, возникающее от жертвенности?
Я спрашиваю не потому, что такового не чувствую. Я спрашиваю потому, что мне интересно ,почему я оное чувствую. Впрочем, это опять к следующему посту))
Много бы героев осталось..? Достаточно. Желание произвести эффект на окружающих - все-таки, не единственный стимул для всех. Иначе, это какое-то общество истериодов было бы. Но на самом деле, кроме желания общественного одобрения, есть внутренние императивы, которые заставляют человека проявлять альтруизм.
Внутренние императивы, передающиеся с геномом? Или тот, категорический, о котором Кант писал, независящий от внешнего мира?
В мультике о Маугли, конечно, есть представления о чести и нравственности. Но в реальной жизни у людей, воспитанных животным,И ничего такого нет. Исходя из этого, как мне кажется, следует признать, что мораль-таки взлелеяна воспитанием и окружением. Если пример с животными несостоятелен, то можно вернуться к тем же смертникам, которые гордятся прямо противоположными вещами, вроде убийства сотни-другой неверных.
Исходя из этого, как мне кажется, следует признать, что мораль-таки взлелеяна воспитанием и окружением. Ну да. Но нельзя ведь свести супер-эго просто к "социальному контракту". Человек может проявлять альтруистизм не только для получения общественного одобрения и каких-то бонусов в дальнейшем. Психастеник будет стремиться всем угодить даже если получает в ответ грубость и неуважение. Человек с эпилептоидной акцентуацией может проявлять неожиданный альтруизм, чтобы потешить свое самолюбие.
Да, на формирование личности оказывают влияние общественные установки. Но личные стимулы могут быть совершенно разными.
Ну если он в ответ получает грубость, то это не значит, что он не читал сказок и не воспитан на примерах "хорошего поведения". В тех же сказках часто получать грубость в ответ на милосердие - это как особый вариант жертвенности, воспеваемый и поощряемый ещё более. Ведь крысе в лабиринте тоже можно в какой-то момент подменять реальную еду - фотографией. И всё равно будет бегать. Однако, мне кажется, что никакой эпилептик, воспитанный волками, не будет проявлять альтруизм. Т.е., называть эт околлективным бессознательным, как у Юнга, или супер-эго, как у Фрейда, или императивом, как у Канта - всё равно, откуда возьмётся это супер-это в отрыве от социума? с ним ведь не рождаются..?
Вполне тебя понимаю, идея "коллектива" всегда в списке моих жизненных ценностей всегда была где-то между часиком покоя и проигрышем футбольной команды, за которую болел. Естественно, ниже часика покоя))
Установки применять хорошо для минимизации затрат. А мне просто нравится анализировать. Ну, и рефлексировать ,о чём я писал в последнем посте)
Мама, мама, зачем ты меня родила? Дают - бери, а бьют - беги? Или дай сдачи? А если у бабушки не ноги больны, а больное сердце, но оттого, что ее мучает безответная любовь? И просто с ней - поговорить - никто не хочет? Когда я уступлю место бабушке в следующий раз, я хотя бы посмотрю на нее, чтобы ее лицо врезалось мне в память. Потому что может быть эта бабушка - героиня, может быть она живет достойно. Спасибо за вопрос.
Уважаемый Фабий! Судя по журналу вы играете в ЧГК, так вот я тоже играю. Вы уж простите за непонятность. В формате ЖЖ трудно объяснить... Может на каком-нибудь турнире встретимся и пообщаемся на эту тему. Меня зовут Оля Шульга, я из Днепропетровска.
Comments 28
Reply
Reply
Reply
Reply
Насчёт плюсиков - ты серьёзно? как-то не вяжется с моим видением тебя...)
Reply
Reply
Откуда удовольствие, возникающее от жертвенности?
Я спрашиваю не потому, что такового не чувствую. Я спрашиваю потому, что мне интересно ,почему я оное чувствую. Впрочем, это опять к следующему посту))
Reply
Достаточно. Желание произвести эффект на окружающих - все-таки, не единственный стимул для всех. Иначе, это какое-то общество истериодов было бы. Но на самом деле, кроме желания общественного одобрения, есть внутренние императивы, которые заставляют человека проявлять альтруизм.
Reply
В мультике о Маугли, конечно, есть представления о чести и нравственности.
Но в реальной жизни у людей, воспитанных животным,И ничего такого нет. Исходя из этого, как мне кажется, следует признать, что мораль-таки взлелеяна воспитанием и окружением.
Если пример с животными несостоятелен, то можно вернуться к тем же смертникам, которые гордятся прямо противоположными вещами, вроде убийства сотни-другой неверных.
Reply
Ну да. Но нельзя ведь свести супер-эго просто к "социальному контракту". Человек может проявлять альтруистизм не только для получения общественного одобрения и каких-то бонусов в дальнейшем. Психастеник будет стремиться всем угодить даже если получает в ответ грубость и неуважение.
Человек с эпилептоидной акцентуацией может проявлять неожиданный альтруизм, чтобы потешить свое самолюбие.
Да, на формирование личности оказывают влияние общественные установки. Но личные стимулы могут быть совершенно разными.
Reply
В тех же сказках часто получать грубость в ответ на милосердие - это как особый вариант жертвенности, воспеваемый и поощряемый ещё более.
Ведь крысе в лабиринте тоже можно в какой-то момент подменять реальную еду - фотографией. И всё равно будет бегать.
Однако, мне кажется, что никакой эпилептик, воспитанный волками, не будет проявлять альтруизм.
Т.е., называть эт околлективным бессознательным, как у Юнга, или супер-эго, как у Фрейда, или императивом, как у Канта - всё равно, откуда возьмётся это супер-это в отрыве от социума? с ним ведь не рождаются..?
Reply
Reply
Установки применять хорошо для минимизации затрат. А мне просто нравится анализировать. Ну, и рефлексировать ,о чём я писал в последнем посте)
Reply
Reply
Правда, ваш пост полон экспрессии и образности, из-за которых (вероятно) вашего взгляда на проблему я так и не понял... :)
Reply
Reply
Leave a comment