Сто лет в журнал не писал, а тут прибегаю - мол, объясните дураку!
И таки да, я таки прошу совета.
Некоторые знают, что я с 2000 г. преподаю. Кое-кто прочувствовал это на своей шкуре.
Не будем вспоминать, как все начиналось, - меня больше интересует, чем это закончится...
Понятно, что преподавание мое ведется совсем не ради денег: их там смешное количество, на бензин накапает - и то хорошо. Отдельные периоды финансового взрыва уже навряд ли повторятся: дипломников я не беру, потому что не знаю в лицо всех кафедральных тараканов, а весьма денежные группы второго высшего образования кафедра не может набрать с 2008 г. и, скорее всего, не наберет уже никогда. Все равно 99% заработка дает основная работа.
..................
Итак, мои шаманские пляски на кафедре имели 3 субъективных смысла и 1 объективный.
Во-первых, я абсолютно, психопатически убежден - нынешнее высшее образование таковым не является. В статистически значимом масштабе в ВУЗах не учат думать, сопоставлять и анализировать явления. В лучшем случае вкладывают в головы готовые блоки навыков (как в ПТУ), а в худшем - травят байки и тешат самолюбие за счет студентов. И хотя я никогда не замечал за собой завышения самооценки, я все же полагаю, что на моих занятиях мне хотя бы отчасти удавалось компенсировать этот перекос. Я всегда учил смотреть на разные факторы, оценивать ситуацию с разных сторон, подходить к вопросу творчески и не зависеть от чужих мнений. Насколько мне это удавалось - не знаю, но вроде бы - да. Понятно, что я не один такой, но и моя работа не была лишней.
Во-вторых, я имею все основания полагать, что в нашй сфере действительно компетентных преподавателей, что теоретиков, что практиков, очень, очень мало. Занесло меня как-то раз на заседание кафедры - я чуть стальную авторучку не разгрыз, силясь удержаться от хохота. Ребята, я вполне самокритичен и никогда не считал себя гением рекламы или гуру маркетинга, но и без разумной самооценки в нашей профессии делать нечего. 12 лет практики со счета не сбросишь, и если коллеги с умным видом городят несусветную чушь, то никакой институтской скромностью и академической корректностью этого не исправить - чушь остается чушью. Видели бы вы методичку по моему же предмету, составленную одним весьма уважаемым преподом... тролофейсы всех мастей нервно курят на балконе.
Я, во всяком случае, давал реальные вещи и демонстрировал действительно работающие решения, при этом раскрывал их механизмы и объяснял взаимосвязи.
В-третьих... самый сложный пункт, наверное... Я совсем не горю желанием нести идеи в массы, но не так уж часто в нашей профессии встречается старый панк - профессиональный рекламщик. И знаете, идеи свободы, самовыражения и творчества, принципы самостоятельного выбора жизненного пути для меня вовсе не пустой звук. Кто бы из студентов мне поверил, если бы увидел меня, сидящего на травке в очках-колесах? И как он отнесутся к моим словам, высказанным с кафедры, и примерам, прозвучавшим во время лекции?
Опять-таки это не ради торжества идей неформалии (я никого не агитирую), а ради расширения кругозора. Каждый сам сделает выводы, но материал для рассуждений я могу подкинуть. Вы знаете другой способ?
Я знаю, что я не единственный (к счастью!), но чем нас больше, тем лучше, нет?
Наконец, четвертый, объективный смысл - зарплата. Долгое время она балансировала на грани разумного и я тихо ржал над этой финансовой эквилибристикой. Но когда я стал получать 1230 руб. в месяц, смех стал таким, что теперь он мешает мне работать.
И возникает дилемма - таки послать "зарплату" и остаться или послать "зарплату" и уйти? Для семейного бюджета оба решения фактически равноценны, для моего физического самочувствия и поиска потенциальной халтуры предпочтительней второй вариант, а для морального удовлетворения... не знаю.
..................
И вот вопрос: что посоветуете, камрады?
..................
Не надо про гибель высшего образования: она началась не сегодня и закончится не завтра, и вообще не хотелось бы бессмысленной и беспощадной дискуссии. На самом деле я даже согласен с тем, что хорошо получать должны именно преподаватели с большой загрузкой, а не почасовики типа меня. Профессионалам (во всяком случае, в моей области) в ВУЗе все равно не заработать столько, сколько можно получить в коммерческой сфере.
Не будем также обсуждать глобальные проблемы типа "оттока практикующих специалистов": это процесс цикличный, сначала отток, потом возврат, просто потому, что со временем профессионалы потребуются.Будет дефицит - будет спрос, и можно будет вернуться уже на совсем других условиях, как это уже было в начале 2000-х.
..................
Я бы хотел попросить вашего мнения: что бы вы сделали на моем месте?