Шарада, слог 8: невольный каменщик

Feb 17, 2013 17:26

Строительство - хорошая метафора: емкая, многоплановая; масоны не зря сделали мастерок одним из своих символов. Через эту метафору довольно просто описать и общую ситуацию, и действия Персонажа в ней.

На каждом крупном строящемся объекте обязательно есть главный архитектор проекта (ГАП), главный инженер проекта (ГИП) и, условно говоря, главный прораб (он может называться руководителем строительства или еще как-то, но смысл от этого не меняется). Естественно, в процессе задействовано множество людей, но есть ключевые контрольные должности.

Так вот, Персонаж постепенно начинает совмещать в своих руках все больше и больше «должностных обязанностей» по всем основным направлениям (не формально, а де факто). Делает он это не то чтобы не по своей воле - его никто не заставляет, конечно - а просто потому, что слишком хорошо видит, что творится на этой «стройке»: кто может схалтурить - халтурит, кто может отлынивать - отлынивает, и каждый, кто может украсть - крадет.

Чем дальше, тем больше Персонаж убеждается в том, что с большинством задач никто не справится лучше него. Не потому, что он умнее всех остальных, и даже не потому, что он «знает как надо» - причина в другом: он один из немногих, кто в принципе заинтересован в том, чтобы делать дело. Страна ведет две войны, внутреннюю и внешнюю - и исход ни одной из них не ясен; голодает на севере и пылает на юге - а эти люди делят министерские портфели и чины, устраивают петушиные бои оскорбленных самолюбий, интригуют, предают - и воруют, воруют, воруют.

Если честно, из трех основных направлений «строительства» Персонажу ближе всего первое: он скорее архитектор, нежели инженер и уж тем более «прораб». У него лучше всего получается генерировать идеи, формировать общий план; он проектировщик - однако при этом отнюдь не прожектёр. Большинство его идей технически реализуемы, а если какие-то нереализуемы полностью или в том виде, в котором он их предлагает - ему нужно просто объяснить, почему, или как можно реализовать нечто максимально похожее - и он поймет.

Но ни один архитектор не поймет - а если увидит случайно такое, его удар хватит - как можно положить в раствор наполовину меньше цемента, заменив его песком, и класть кирпичи на эту смесь, не боясь, что стенка рухнет на голову тем...

...кому придется жить в этом доме. Вот о них-то как раз большинство «строителей» не думает совершенно - в отличие от Персонажа. Если принять за истину один простой факт, самим Персонажем неоднократно озвученный - все, что он делает, он делает ради людей - то в его действиях не останется ничего необъяснимого. Но именно это так сложно принять большинству тех, кто, пытаясь анализировать поступки Персонажа, ставит себя на его место... и понимает (даже если не сознается себе в этом), что действовал бы иначе - гораздо в большей степени в своих интересах, в том или ином виде.

У Персонажа, по гамбургскому счету, интерес один: сделать дело, и сделать его хорошо. Те, кто (судя по себе) ищет в его действиях личную выгоду и не находят ее - уж во всяком случае, это точно не деньги - пытаются подставить на место этого интереса жажду власти, тщеславие, честолюбие. Нет, вовсе нет и... а тут сложнее.

Власть для него - не более чем инструмент, дающий ему дополнительные возможности «делать дело хорошо», и интересует его сугубо в этом качестве.

Тщеславие (как желание похвалы ради похвалы и внимания ради внимания, желание постоянно получать подтверждение своего превосходства) ему не то что не свойственно - скорее, он на него не способен. Для людей с внешним локусом контроля оценка окружающих крайне важна - от нее зависит их отношение к себе: «скажите мне, что я хороший, и я смогу сам себя полюбить». У Персонажа локус контроля внутренний, с любовью к себе он прекрасно справляется самостоятельно, да к тому же вырос и живет в парадигме «все, что ты получаешь, ты должен заслужить»; а потому необоснованные почести и преувеличенные похвалы его не только не радуют - они вызывают неловкость, недоверие, отторжение, подозрение в неискренности и желании использовать.

Но вот заслуженная похвала - совсем другое дело. Да, честолюбие Персонажу в каком-то смысле действительно свойственно - это честолюбие мастера, которому приятно, когда его работу ценят. Не преувеличивая своих достоинств и заслуг, Персонаж отнюдь не склонен их и преуменьшать. Когда он их перечисляет - «я, я, я» - он абсолютно уверен, что имеет на это право; и, действительно, мало кто вложил в общее дело больше труда и сил, чем он. К тому же все, чего он добивается - чести и дальше служить этому делу. Служить своему народу. Это единственная награда и привилегия, которой он требует; а перечень его заслуг - это, в некотором роде, «подтверждение квалификации». И когда к нему приходит популярность и признание, он принимает их с радостью, с благодарностью, не упиваясь успехом, но и не впадая в ложную скромность; принимает, как подтверждение своей правоты и общности со своим народом, которая всегда была ему нужна, как воздух (привет из внутренней Ирландии!) и которой он так долго был лишен. Когда он скажет «я и есть народ» - он просто озвучит то, что думает и чувствует.

Эта народная любовь - пусть и недолгая, переменчивая (насколько - Персонажу еще предстоит узнать), но вполне искренняя (за что он прощает даже те формы этого обожания, которые его коробят) - почти освобождает его от глубоко затаенного страха: страха ошибки.

Одним из первых правильно оценив масштаб событий, Персонаж осознает и масштаб ответственности. Он приходит в ужас, глядя, насколько легкомысленно некоторые его коллеги относятся к серьезнейшим вещам; легкомыслие - национальная черта характера соотечественников Персонажа - в определенных обстоятельствах становится преступным. Как мало тех, кому можно доверять, тех, на кого можно опереться, да и они в любой момент могут подвести - а потому лучше уж опираться только на самого себя.

«Боже, дай мне сил, я должен справиться, ведь я за них отвечаю!» Словно заново ожил этот детский кошмар, только теперь они - уже не брат и сестры (за смерть одной из них он долго будет втайне винить себя, хотя умом и понимает, что ни при чем) - а целая страна. Целый народ. Как велика ответственность - и как же страшно принять неверное решение.

Отсюда те «колебания», в которых упрекают Персонажа многие историки; упрекают, фактически, в том, что он политик, а не позер, в том, что он пытается просчитать и взвесить последствия, прежде чем сделать шаг, вникнуть в суть вопроса, прежде чем высказать свое мнение по нему - а вопросов так много, они такие разные, и далеко не по каждому из них он обладает достаточной компетенцией. Но тут на помощь Персонажу приходит то ли талант, то ли навык, приобретенный в юности: он умеет учиться, при необходимости - быстро, причем очень разноплановым вещам, и потому предпочитает разбираться во всем самостоятельно, не полагаясь на других. (Сахарный тростник и учебник математики, да).

Надо стать инженером? Он станет инженером. Надо стать «прорабом»? Станет и «прорабом», чтобы понять, как ведется кладка, а как - ставятся стропила; сунет нос в каждый вопрос, который попадет в его поле зрения (ох и невзлюбят его за это остальные КСП-шники) - и не дай бог заметит чужую халатность. Кто тут сам не хочет делать дело - и мне мешает? На выход отсюда.

Эта жесткость в нем появится, конечно, не сразу; он умеет договариваться и довольно долго будет этим заниматься - ведь нам всем жить в одной стране. Но, видя, как те, кому он еще вчера доверял, при первом же удобном случае начинают лезть по головам и набивать свой карман, Персонаж постепенно... нельзя сказать - ожесточается, скорее, ожестчается, хотя и нет такого слова. Тут и святой бы возмутился, а он не святой и не ангел, несмотря на то, что некоторые особо рьяные его апологеты пририсовывают ему нимб вокруг головы и крылья за плечами. Впрочем, они представляют собою противовес тем, кто не менее упоенно пририсовывает Персонажу рога и хвост. Однако до святости Персонажу далеко, хотя бы потому, что он не просто любит людей - а, зная, что они могут стать лучше, сначала ждет, а потом и требует этого от них.

Может быть, надо было просто любить? Вот М. это умел.

И сильно ли ему это помогло?

Услышав - «М. убили!» - он сначала не поверил; подумал - слух, паника (поклонники М. отличались, на взгляд Персонажа, некоторой избыточной экзальтированностью).

Оказалось - правда.

Когда он это понял, его...

Вывернуло наизнанку.

Так, пожалуй, будет точнее всего. Не физически, нет, хотя физически ему тоже стало плохо - от того вопля боли, скорби и бессильной ярости, который разнесся над городом. Как ни мало применимо это слово к Персонажу, на несколько секунд он просто озверел; в таком состоянии люди убивают голыми руками. На эти несколько секунд его - его! - выкинуло в НЕконтролируемый аффект, а вернулась оттуда уже Тень.

Со словом «хватит».

Хватит. Они будут продолжать убивать нас в собственных домах. Они будут пытаться разрушить все, что мы построили ценой таких усилий и жертв. Их много, и они - враги. Разговаривать с ними больше не о чем. Хватит.

В-о-й-н-а.

На уничтожение.

Не то чтобы Персонаж так уж любил М.: они не были близкими друзьями, более того, Персонаж был с М. во многом не согласен - и, не исключено, сам однажды сошелся бы с ним в схватке не на жизнь, а на смерть; но до этого он готов был договариваться, договариваться и договариваться с М., потому что за ним были люди. Обычные, простые люди, которые верили М., шли за ним, любили его - и он их любил. Несколько истеричной, но честной любовью - и в этом смысле они с Персонажем всегда были на одной стороне.

...потом будут говорить, что он завидовал популярности М.. Нет. Во-первых, у М. была своя «таргет-группа», с которой Персонаж все равно контакта не находил: он, в целом, пользовался у этих людей уважением, но казался им слишком непонятным. А М. говорил с ними на одном языке - и, таким образом, «держал на себе» важный участок общей работы.

Во-вторых... было бы чему завидовать. Наблюдая все эти «шествия с венками и факелами», Персонаж до боли зажевывал нижнюю губу - только чтобы не засмеяться. Может быть, это кто-то принял за выражение зависти? Ну-ну.

Нет, ну что за манера, в самом деле, таскать на руках взрослого человека по столице, как... как любимую куклу, что ли... Дети, честное слово. Дети...

И вот эти дети внезапно осиротели - у них отняли... да нет, не игрушку, конечно же - их опору, заступника, человека, которому они доверяли. Человека, который их любил.

Горестный крик стоял над городом, и Персонаж почувствовал, как у него каменеет сердце. На секунду он вдруг ясно понял, что все не просто очень плохо - дальше будет только хуже.

Это была слишком мрачная мысль, и он ее отогнал, конечно.

Но пощады теперь - не ждите.

Вообще, этот момент обычно недооценивают: ну, были два политика, не особо-то и дружили, да и какая дружба в политике; потом одного убили - дело такое, с каждым может случиться, Персонажу от этого, может, даже и лучше стало... Не стало. У него ушел еще кусок почвы из-под ног, причем изрядный. Он мог договориться с М. - находясь с ним плюс-минус на одном уровне - а М. мог разговаривать с теми, с кем у Персонажа уже не получалось. Это была рабочая связка (нет, М., конечно, систематически заносило, но Персонаж его как-то «регулировал», по возможности). После смерти М. он потерял связь с этим слоем, вообще. А поскольку свято место пусто не бывает, на освободившийся пьедестал полезла всякая шваль, которая М. в подметки не годилась.

Если бы М. остался жив - может быть, в ту июльскую ночь он ударил бы в набат. И те, кто шел за ним, пришли бы вместе с ним, и...

Впрочем, что толку гадать, как оно могло бы быть. Как могло - так и было.

Все равно уже недолго осталось.

шарада

Previous post Next post
Up