Каждый, кто увлекается историческими танцами, хоть раз в своей жизни накануне какого-нибудь бала открывал со вздохом (или с радостным предвкушением) организаторский текст под названием «бальный этикет» и углублялся, стараясь вникнуть и приложить его к себе.
Ни для кого не секрет, что многие повсеместно распространенные правила светского этикета XIX века в настоящее время применимы только в том случае, если бал серьезно совмещается с ролевой игрой. Скажем, хорошо известное правило, что незамужняя девушка должна приезжать на бал с почтенным родственником (а лучше родственницей), а замужняя дама, если ее не может сопровождать муж, должна также появляться только в сопровождении родственника или замужней подруги с ее мужем. Кто в наше время станет всерьез пытаться соблюдать это?
Или возьмем требование, что кавалер, желающий пригласить даму на танец, должен быть обязательно ей представлен. Многие ли сейчас на балах следуют этому правилу? Или следуют, но нарушая при этом другое правило этикета: приглашают за весь бал только двух-трех хорошо знакомых дам. (Кстати, многим ли известно, что в 30-е годы XIX века дама могла танцевать с любым кавалером без представления? Считалось, что факт его присутствия на балу уже является гарантией благонадёжности, и даме нет надобности опасаться за свою репутацию.)
Еще одно хорошо известное правило гласило: кавалер не должен приглашать одну и ту же даму. На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой за весь бал. Для 1830-х годов, по некоторым данным, мог дозволяться лишь один танец. В 1880-х это могли быть два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев - дама отказывала, не желая себя компрометировать.
К настоящему моменту это правило совершенно переплелось в наших головах с другим правилом, возникшим уже в ХХ веке, когда дамы стали приходить на танцевальные вечера в сопровождении кавалеров, вовсе не обязательно являвшихся их мужьями. Это правило говорило, что у кавалера есть в первую очередь обязательство перед дамой, которую он привел, затем - перед другими знакомыми дамами из той же компании (если на танцы пришли компанией). И только затем он может приглашать посторонних дам. Это правило настолько вошло в наше сознание, что даже на «настоящем историческом балу» бывает трудно переключиться на исторический этикет.
Выход из этого положения стараются найти организаторы балов, соотнося количество кавалеров и дам еще на уровне заявок, так, чтобы кавалер, приглашая «постороннюю» даму, мог не волноваться, что «своя» будет скучать. Кроме того, дамы, как создания более нежные и хрупкие, к тому же затянутые в корсеты, нуждаются в большем отдыхе, нежели кавалеры. А воспитанному и галантному кавалеру на балу следует помнить правило «отдыхать будем после бала дома в кровати». ;) В то время как ваша дама отдыхает, пригласите других дам, хотя бы на тур вальса.
Рассмотрим, что предписывал этикет в отношении костюма.
Бальные платья дам всегда были открытыми. Для защиты от сквозняков бальных залов дамы могли захватить дорогую шаль. Для незамужних юных девушек были приняты платья светлых тонов из менее дорогих тканей, более простые и скромные прически, более дешевые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой.
Поэтому, дорогие дамы, если вы желаете выглядеть «исторично», не злоупотребляйте на балу современным «вечерним макияжем», особенно подводкой для глаз и цветными тенями. Более уместным будет естественный макияж. Однако, едва ли организаторы балов будут запрещать всем замужним дамам старше 20 лет одеваться в светлые платья, а незамужним моложе 25 - делать сложные прически и надевать на бал украшения из крупного «жемчуга» с «золотом» и «бриллиантами». ;)
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. На придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства, особенно часто это случалось в начале века.
В настоящее время на исторические балы спокойно допускаются кавалеры в современных фраках, а также в полевых, не парадных мундирах и сапогах. Нередко мы можем встретить, что бальный дресс-код для мужчин допускает вариант «брюки, белая рубашка и жилет» со скромной просьбой надеть шейный платок или галстук-бабочку. Сформировалось мнение, что если уж у кавалера нет фрака, то подобный вид является более «историчным», чем в современных пиджаках. Между тем, такой вариант самым грубым образом нарушает все правила этикета. Совершенно невозможно себе представить, чтобы мужчина в XIX веке мог в общественном месте снять фрак или сюртук. Даже в первой половине XX века это было возможно только на приватных домашних вечерах, и обязательно с разрешения хозяйки.
Про обязательные белые перчатки на балу известно всем. (Но если речь идет о приватном домашнем вечере с танцами, то это правило могло не соблюдаться). На бал рекомендовалось брать с собой запасные перчатки - на случай, если бы они порвались, да и просто, чтобы всегда оставаться в чистых и свежих. Хороший совет! В течение всего бала перчатки не снимались. Их следовало снять только на время ужина, и надеть сразу по окончании его.
Бальные книжечки или карнэ. Не все знают, что такие книжечки были не только у дам, но и у кавалеров, которые тоже не всегда надеялись на свою память. ;) К сожалению, это правило неразрывно связано с вышеупомянутыми правилами представления кавалеров и неприглашения одной и той же дамы, и поэтому не слишком в ходу на наших балах. А жаль! «Круговорот» дам и кавалеров на балу и распределение приглашений заранее с помощью книжечки создает совершенно другую атмосферу! Историчную! В то время как приглашение дамы в последний момент перед танцем вновь относит нас к «танцулькам» и «дискотекам» ХХ века. Поэтому мы призываем использовать бальные книжечки. У дам нередко принято было носить бальную книжечку на поясе. И дамам, и кавалерам можно порекомендовать обзавестись красивой обложкой и хорошеньким маленьким карандашиком, который крепился бы к ней. В эту обложку можно вставлять печатную программку очередного бала. Печальной бывает картина, когда кавалер или дама пытаются поиграть в историчность, заранее приглашая на танцы и принимая приглашения без использования карнэ, а потом забывают о том, что этот танец у них занят. Это очень обидно, и для партнера «забываки» может испортить весь бал.
А теперь несколько правил, которые остаются вечными. ;)
На балу принято улыбаться, быть приятным и демонстрировать хорошее настроение. Злое, недовольное или разочарованное лицо на балу совершенно неуместно. Не забывайте: вошедший на короткое время в моду «дендизм» дружно осуждался всеми справочниками по светскому этикету! Не забывайте и то, что, собираясь на исторический бал, вы играете роль человека из такой эпохи и такого сословия, где учили владеть собой! Улыбайтесь и непринужденно поддерживайте светский разговор, что бы ни было у вас на душе. Вы будете вознаграждены хорошим мнением окружающих, не говоря уж о том, что чисто психологически старания отвлечься от плохого настроения принесут вам самим куда больше пользы, чем смакование оного. ;)
Если вы пришли на исторический бал, а не на народную вечеринку, помните о манере держаться. Спина должна быть прямой. Двигаться следует сдержанно и изящно, как в танце, так и в промежутках между ними. Резкие движения, размахивания руками и ногами, прыжки и скачки, скоморошество неуместны на балу.
Хозяин и хозяйка бала или церемониймейстер-распорядитель - это главное лицо на балу. Следует слушаться его и исполнять его указания.
Дамы и кавалеры! Будьте приятными друг другу! Говорите комплименты. Кавалеры, не скупитесь на похвалу туалетам дам. Если вы сумеете в вашем комплименте отметить какую-либо конкретную деталь (цвет платья, отделку, украшение), это сильно поднимет ваши акции, но и простой комплимент «Вы сегодня прекрасно выглядите» будет тоже очень приятен. Главное, старайтесь, чтобы ваши комплименты звучали искренне. Дамы могут сказать кавалеру комплимент по поводу его умения танцевать.
В дверях дам следует пропускать вперед. Если дама подходит к сидящим кавалерам, они должны встать и не садиться, пока дама не сядет или не отойдет.
Приглашение на танец. Желая пригласить даму, кавалер делает поклон и произносит учтивую фразу, например: «Позвольте пригласить вас…» «Не окажете ли мне честь станцевать со мной…». Дама, принимая приглашение, отвечает: «Благодарю, с удовольствием». Если дама в этот момент сидела, или если у нее достаточно высокий статус (она не очень молода, это замужняя дама, это почетная гостья на балу) она может ограничиться наклоном головы. Молодой девушке следует сделать реверанс. Помните, что и в поклонах и в реверансах степень учтивости выражается не столько глубиной наклона, сколько медленностью исполнения.
Как правило, каждый этикет содержит указания по поводу отказа от танца. Дама может отказаться, если она уже приглашена или если она хочет пропустить танец и отдохнуть (и в этом случае она уже не должна принимать другие приглашения на этот танец). Исторические учебники по светскому этикету также позволяют (и даже предписывают) даме отказаться, если она уже танцевала с этим кавалером три танца, или если кавалер без перчаток.
Интересно, что в 1830-е годы крайне невоспитанным считалось, получив отказ от дамы, тут же приглашать ее соседку. А вот в 1880-е, наоборот, рекомендовалось поступить именно так. Какой бы вариант этикета вы не выбрали, помните главное - все решает ваша манера, выражение лица, голос, улыбка. Если вы получили отказ, и на вашем лице отражается разочарование и недовольство, и вы обращаетесь к соседней даме сухим тоном, который так и говорит: «Ну ладно, давайте тогда хоть с вами станцую» - конечно, это отвратительно и обидно для дамы. А искренняя улыбка может прикрыть любые грехи этикета.
В танце ведет кавалер. Его обязанность следить, чтобы пара не сталкивалась с другими парами, стенами, колоннами, стульями, а также, чтобы дама держалась на ногах и не падала.
Не забывайте, как важен контакт глазами во время танца! Не нужно играть в «гляделки», просто время от времени смотрите в глаза партнеру. Вы убедитесь, какое это волшебное ощущение!
Если вы перепутали фигуру, извинитесь и продолжайте хоть как-нибудь, но не застывайте на месте. Если вы ошиблись в фигуре или споткнулись, улыбнитесь! Пошутите над собой. Это самый лучший выход из положения.
Дорогие кавалеры! ПОЖАЛУЙСТА! Не проворачивайте лихо даму под рукой по окончании фигуры танца! Это и невежливо, и не исторично! Это современный сценический жест, не имеющий к истории никакого отношения. Во-первых, дамские бальные платья на протяжении значительной части XIX века сшиты так, что в них нельзя свободно и высоко поднимать руку. Во-вторых, у дамы во время вальса могла закружиться голова, и она нуждается в опоре, а вы только ухудшаете ситуацию. Наоборот, по окончании быстрого танца, особенно вальса, кавалеру лучше дать даме возможность сделать реверанс, опираясь на его руку.
После окончания танца кавалер ни в коем случае не должен бросать даму посреди зала. Ему следует осведомиться, куда ее проводить, и отвести ее на место. Дама должна легко опираться на руку кавалера кончиками пальцев, а не висеть на нем всем телом.
В промежутках между танцами кавалерам следует ухаживать за дамами, развлекать их разговором, приносить им прохладительные напитки и т.д.
Если на бале запланирован ужин, то кавалер ведет к ужину ту даму, с которой танцевал последний перед ужином танец, и эту же даму сопровождает после ужина обратно в бальную залу.
Если это маленький приватный бал, где все гости наперечет, неприлично без уважительной причины покинуть бал раньше его окончания. На большом балу гости могут уйти «по-английски», не акцентируя внимания на своем отъезде. В ближайшие дни после бала гости должны были нанести хозяевам бала визит или непременно написать письмо с благодарностью. Не забывайте об этом прекрасном правиле! Напишите организаторам бала короткую благодарность в сообществе, встрече, на форуме или сайте. Даже если дома вы скажете, что «мастера - козлы» ;), соблюдение этикета улучшит вашу карму. ;)
Ирина Ремпен.