Пятый том
саги о попаданце к суровым скандинавским парням от
отличного автора...
Удивительно, но подобную очевидность постоянно упускают из вида - видать, не часто писателей бьют:
«Вообще, все мои многочисленные ранения оказались поверхностными. И это было не столько везение, сколько - заслуга самых лучших доспехов этого времени. В чем мне действительно повезло, так это в отсутствии серьезных переломов. Когда тебе со всей дури зафигачат топором по тушке, доспех, может, и выдержит, а вот то, что под ним, - не факт. Значит - не зафигачивали. Целы мои косточки. В основном. Два пальца на руке сломаны, но это - мелочь.»
Доля мистики, как я упоминал ранее, присутствует:
«Я попытался вспомнить, как именно было сформулировано обещание Ивара. Это было важно. Скандинавы стараются выполнить клятву с юридической точностью. Буквально. Точность исполнения контролируется богами, и расправа с клятвопреступниками неотвратима, как приход зимы. Так они думают, и у них есть на то основания.»
При этом средневековая практичность никуда не делась:
«- У Лиса хватает хирдманов, чтобы вращать весла и железо, - заявил Ивар. - Ему понадобятся твои глаза, твой ум и твой язык, а их, как я вижу, сконцы не тронули. Тот, кто напал на твой гренд, захватил кого-то из твоих людей.
- Или убил всех.
Ивар глянул на меня с сомнением. Сомнением в моем здравомыслии. Ну да, зачем уничтожать то, что можно продать. Бывают исключения. Например, когда весь навар жертвуется, скажем, Одину. Но тогда усадьбу не разграбили бы.»
Интересный взгляд:
«Я был рабовладельцем и, что характерно, знал, что мои рабы молятся своим разным богам за меня, своего хозяина, и считают меня невероятно добрым, ведь я хорошо их кормлю и не делаю больно без очень уважительной причины. То есть им у меня хорошо. А свобода - такая штука, которая нужна далеко не каждому. Девять из десяти тут же обменяют ее на сытость и безопасность. А десятый, скорее всего, попытается ограбить кого-нибудь из девятерых. Чтобы миром правила доброта, за ее спиной должен стоять Бог, но Бог наделил человека свободой воли, и тот выбрал не его, а крепких жестоких парней. Лучшее, что можно выбрать в такой ситуации: сделать жестокость строго дозированной и целесообразной. Это и есть прогресс. Но до прогресса оставалось больше тысячи лет, и рабский рынок близ святилища Одина был ужасен. Рачительный хозяин со скотиной и то лучше обходится. Никто не станет забивать корову в колодки или бить коня кнутом в назидание другим лошадям. Вдобавок здесь жутко воняло. А когда ветер дул со стороны святилища, где на священном дереве гнили священные "плоды", вонь становилась просто нестерпимой.»
Особую пикантность чтению придало параллельное досматривание
второго сезона сериала «Викинги». Действие и там, и там происходит примерно в одно и тоже время, да плюс толпа «пересекающихся» героев - но какая разница в происходящем! Вот, к примеру, в книге главный персонаж даже в мыслях обращается к своему боевому кораблю только с восторгом: «мой драккар!». А что на экране? Устроить плавание погребальных костров посреди судов - это чтоб их тоже спалить?
Или возьмём отрывок о тогдашних обычаях:
«Я объявил англичанку и ее крошку-дочь свободными, едва услышал о том, что она сделала. Есть здесь такое правило: если раб с оружием в руках бился рядом с хозяином: он - свободен. Это всё равно, что место на корабельном руме занять. А что Бетти - женщина, так тем выше ее подвиг. И место под моей крышей будет для нее всегда. И приданое дам, если замуж захочет пойти за хорошего человека.»
А теперь смотрим, как в фильме всё происходит... с точностью до наоборот:
You can watch this video on www.livejournal.com
От таких контрастов и до когнитивного диссонанса недалеко!