ПРАВИЛА ВЕРЫ часть 1
Regula fidei
(четвёртое отречение Петра)
На Римском соборе в 382 году был установлен порядок текстов, произведены уточнения, что относится к Свят
ому Писанию, а что нет.
Определились правила Веры, руководствуясь которыми значительная часть человечества была на две тысячи лет остановлена на пути к гуманизму.
После смерти Иисуса изменить до неузнаваемости Новый Завет, в том виде, каким он был известен его последователям, видимо уже не представлялось возможным, он был слишком знаком "из уст в уста" как народная песня. Даже канонизированный Римским собором текст четырёх евангелистов всё же несёт на себе отпечаток духовности и правдивой искренности от которой дух захватывает и у людей вообще не религиозных. Иначе он бы не завладел умами и душами стольких людей в имперских провинциях Африки, малой Азии и Европы в столь короткий срок. Волна эта докатилась и до столицы. Во времена правления Нерона, 60 - е годы 1 в., к которым относится прибытие апостолов Петра и Павла в Рим, христианская община описывается как достаточно обширная, если даже историк Тацит упоминает о ней (Анналы гл.44), то значит с этим явлением уже невозможно было не считаться.
Феномен популярности Новой Веры трактуется по-разному. Одних интригует идея бессмертия,других - демократизм, многих очаровывает личность Иисуса, как носителя божественного человеколюбия, а надо заметить, что Боги до этого отличались изрядной жестокостью, злобностью, мстительностью и жадностью, и если не призывали конкретно следовать их примеру, то и не учили жалеть рабов, прощать врагам и любить ближнего как самого себя. Правда, этому учили философы, но только от имени "чистого разума и свободной воли", а не божественного духа.
В личности Иисуса (читая тексты евангелистов) сочетается обаяние бродячего философа-киника с божественными возможностями верующего помогать : творить чудеса, исцелять больных и даже воскрешать мёртвых. Его жизнь, слова, деяния и наконец сознательная смерть, по существу, смерть за свои слова, продемонстрировали на что способна человеческая личность, "Сын Человеческий", в высших своих проявлениях.
Он объявил себя царём и действительно им был, но "царство моё не от мира сего" - говорил он, тем самым не укрепляя авторитарное сознание своих последователей.
Вот что пишит о нём его младший современник Иосиф Флавий, историк и не христианин:
"В это самое время жил Иисус, мудрец, человек, если поистинно законно называть его человеком,- ибо он творил удивительные чудеса и был учителем тех,кто стремился к истине. У него было много последователей,веривших, что он был Христом - как среди иудеев, так и среди язычников. Из-за зависти наших начальников Пилат распял его, но те, кто любил его остались верны ему до конца..."
Быть верным до конца было трудно. Последователи Учителя преследовались как римским государством, так и ортодоксальными иудейскими священниками. Народная масса часто оказывалась на стороне преследователей. С первых дней христианства появлялись и властолюбивые соратники. Так апостол Иоанн обличал какого-то Диотрефа, который очень властно распоряжался "извергал из Церкви", не повинуясь самому Апостолу.
(продолжение следует)
Но, как видно далее,- путь христианства и путь Церкви,- это два разных пути.
Первый путь - "не от мира сего",- он направлен на радикальное изменение человеческой природы в сторону обратную саморазрушению.
А второй, очень даже мирской и более того, тот же самый,- путь развития (технологического) и стагнации (духовной), основанный на рабстве, подчинении разнузданным человеческим страстям и влечениям, аппелирующий к низменной части человеческой природы, укрепляющий через это вертикаль мирской власти.
Этим путём шло человечество, приспосабливая даже Богов пол свои земные нужды, и до появления Иисуса.
Ему не удалось "разрушить храм" и создать новый! Его предали, перехитрили, превратили в последующие века в глазах необразованной толпы из поэта, альтруиста, философа и пророка, говорящего притчами в командира карательного отряда, отдающего приказы, а храм Зла и Лжи стоит и поныне, но это не его Храм.
А чей же?
После смерти Иисуса его двенадцать учеников, Призванных Свидетельствовать разбрелись по миру, и каждого не минула чаша его. Те, кого Учитель называл "книжниками и фариссеями", внимательно следили за их поступками, не упуская возможности избавиться от самых праведных. Так произошло убийство первосвященниками Иакова в Иерусалиме в 7 год правления Нерона. Влияние "Свидетелей Христовых" на толпы было по-видимому огромным, если не только первосвященники, но даже волшебники (!) того времени им завидовали. (Чародей Симон из Самарии просил за деньги Петра и Иоанна уступить секрет их умения влиять на народ.)
Природа власти с тех пор изменилась мало, влияние и умение манипулировать сознанием было и тогда дорогим товаром.
Так или иначе, но кто-то отворил двери темницы Апостола Петра (в деяниях сказанно, что это сделал ангел), умереть ему было ещё не время. После этого случая книга Деяний упоминает о Петре только ещё раз, в рассказе об Апостольском соборе, на котором, кстати, председательствовал Иаков, а не Пётр, что подвергает сомнению его первенство среди Апостолов, так педалируемое церковью.
Личность Петра, на мой взгляд внимательного читателя, очень реальна. Он искренний, непосредственный человек. Ему свойственны знакомые каждому из нас человеческие страсти и слабости: ревность, зависть, трусость, тщеславие. Но и любовь и бескорыстие и все другие качества, требуемые христианским учением, ему тоже были присущи, более того, они были им обретены не от Бога, как у Иисуса, а его собственным желанием, любовью к Учителю, верой ему и волевым решением, за что он и обрёл дар целительства и "благодать".
Степень своей вины перед Учителем он оценивает с позиций этой своей "новой сущности".
Пётр так и не оправился до конца дней своих от последствий собственного троекратного предательства. Он прощён был Христом, но сам себя не простил. Проповедуя в малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене, Британии он ежедневно слышал тот самый троекратный крик петуха и претендовать на первенство своё среди Апостолов, каким его представляет Церковь - мысль абсурдная.
Первым его сделали те, кто внимательно следил за ним и для кого остальные 11 по тем или иным причинам не подходили для роли "первого камня" их нового Храма.Те, кто знали, что земную власть не удержать, если каждый, (Христианство - это религия личности, а не толпы) будет Царём на земле. Кто же тогда будет рабами?
Слово "раб" в тексте Нового Завета встречается только раз, когда речь идёт о норме христианского поведения :"мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать" (Лк.17,10) Современным языком это наверное звучало бы так: ты раб своего слова, ты обязан делать то, за что взялся, и это НОРМАЛЬНО.
К интерпретации слова "раб" христианской Церковью я ещё вернусь. Хотя, почему не сказать сразу? Слова Иисуса "будьте как дети" и "раб Божий" христианской Церкви,- это изначально разные отношения с Богом. Дети нуждаются в родителях, а раб принадлежит Хозяину.
Итак, кто же отворил двери темницы Петра и пригласил его в Рим?
66 год. Рим. Император Нерон. Серийный убийца и сексуальный маньяк. Должность - император, профессия - актёр. Профессия эта в Риме считалась позорной для гражданина. Однако это импонировало римскому плебсу, да и вообще Нерон вёл себя в социальной жизни как маргинал, но до тех пор, пока не требовалось казнить соперников или заговорщиков. Тут он становился типичным представителем государственной власти с использованием преимуществом получать информацию и от рабов о том, что твориться в среде плебса.
В эти годы община Христиан в Риме росла стремительно, христиане считали Нерона Антихристом и невольно пытались заполнить духовную нишу наростающего безбожия т.к. религиозная элита империи была неудел. Вера античности больше не отвечала новым реалиям. Философы - стоики, соправители императора в первые годы его правления, кончали с собой (Сенека, Бурр.) Земная власть и её представители находились в кризисной фазе. Свято место освобождалось. Любой ясно мыслящий "книжник и фариссей", независимо от конфессии был бы просто идиотом чтобы не воспользоваться таким моментом.
Большинство рядовых последователей Христа, с Верой исполняя христианскую норму поведения, умирали на аренах цирков, удивляли палачей и мучителей своим достоинством и самообладанием в принятии смерти.
Возможно они верили в приближение Апокалипсиса, видя уже Антихриста у власти и полное падение нравов, но откуда они могли знать о веках последующих и до какого предела дойдёт разгул Зла и каким долгим будет его царство!
Структура христианской общины в Риме сложилась ещё до появления Апостолов Петра и Павла в Риме. Вряд ли Пётр был первым епископом Рима. Социальный состав общины был неоднородным по социальному положению и многонациональным. "Нет ни эллина, ни иудея". Апостол Павел освободил христиан-язычников от необходимости следовать традициям иудаизма, как это было принято в первые годы существования общины, что освободило многих последователей новой религиозной идеи от чуждых им условностей. Хотя, судя по определению римским историком Корнелием Тацитом христиан как "иудейской секты", большинство вероятно было иудеями. Большинство, да не все. Известно немало и римских граждан, латинян. Тот же Апостол Павел был римским гражданином Савлом из Тарса, Присцилла, мать сенатора Пудента, в своём доме принимавшая Апостола Петра, консул Тит Флавий Клемент с супругой даже принадлежали к императорскому дому....
Христианская идея сострадания и утешения всех страждущих была близка и власть имущим. Состоятельные граждане, жертвуя в общие кассы свои средства, приобретали и влияние и всё чаще занимали должности епископов, дьяконов, персон отмеченных "особой благодатью". Уже с первых лет своего существования христианская община Рима восприняла и характерные черты римского государства, дисциплину и послушание.
После подавления восстания в Иудее в 66 году, естественным движение Нерона были репрессии на иудеев, живших в Риме. Им был инкриминирован поджёг Рима.
Момент был бесценным!
Необходимо было закрепить священным авторитетом систему правил, регулирующих внутреннюю жизнь общины, которой новая элита прививала старую схему централизации. Павел, как священный авторитет не годился. Он не был учеником Христа при жизни Учителя. О подлинности его Посланий спорят до сих пор. Но, кто бы их не написал, они тоже канонизированны Церковью, так как утверждают божественность государственной власти (!) т.е. власти от мира сего.
Пётр!
Если бы Пётр не сказал своё знаменитое Обращение к Римлянам, то его следовало бы придумать от его имени. Пятьдесят процентов я даю за то, что он это действительно сказал, ибо человеку его типа свойственно колебаться, ибо даже в присутствии живого Учителя он усомнился в том, что может пройти по воде, уже даже пройдя по ней некоторое расстояние, а пятьдеся, - за то, что ему их приписали. Тут и казни Нерона очень кстати подоспели. Свидетели подлога (если таковой был) были уничтоженны, а ежели что и осталось в записях, то лежит за семью печатями в библиотеке Ватикана. Смерть Петра "за Веру", - вот что стало моральной гарантией правоты "Послания". Бедный Пётр, его заставили предать любимого Учителя в четвёртый раз!
Кем были эти люди? Бывшие служители культа римских Богов? Философы-безбожники, примкнувшие к секте? Иудейские служители культа, те, кого клеймил Иисус при жизни, диверсанты в секте? Представители средних и высших сословий римского общества? Силуан ли, записавший это Послание, "верный, как думаю, ваш брат"?
Узнать это невозможно. Ясно одно, - это были люди грамотные и проницательные. Для человека, воспитанного античной классической философией, Вера - это низший уровень познания, а христиане ранних общин больше верили, чем думали.
Итак, Пётр был распят на арене цирка Гая Каллигулы и похоронен. Его именем узаконен переворот христианства в его противоположность, антихристианство.
Из послания к Римлянам:
13. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
14. Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,-
17. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
Всё! Притчи закончились на долгие времена. Сплошной императив для укрепления вертикали! Многовековая промывка мозгов народной массе и горячее желание мирового господства.
18. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. И как ЭТО совместимо со словами Иисуса Христа?
"И не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник - Христос" (Матф. 23.10)
"Довольно для ученика, чтобы он был как учитель, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома называли вельзевулом. не тем ли более домашних его?"
(Матф. 10.25)
НЕСОГЛАСНЫЕ
Император Константин Великий был не первым императором, который принял христианство уже в обработанном для власть имущих виде, но более прогрессивным в осознании степени важности новой институции для укрепления своей власти. Естественно, что он вменил себе в обязанность "защищать церковь и веру".
Позднее из "епископа по внешним делам" Константин превратился в первосвященника. Церковь охотно взяла на себя роль государственной церкви.
На месте гибели Петра возвышался новый собор, для строительства которого Константин принёс собственноручно 12 мешков по колличеству Апостолов, разумеется.
Под председательством Константина в городе Никее был проведён первый собор епископов всех провинций империи. Наряду с решениями важных административных вопросов антихристианской конституции, епископы объявили о непогрешимости своих решений в вопросах веры и морали.
Решения собора снабжены оговорками "anathema sit". Это - касательно каких-либо других мнений.
До Никейского Собора реформация идеи не осталось незамеченной. То, что Церковь определила как "ересь" на самом деле можно рассматривать и как протест здравого ума против мошенничества. И этим здравым умом за прошедшие годы до Никейского Собора обладали конкретные люди. Вот, самые известные : Арий 260-336, епископ Александрии и Антиохии, Донат 313-360.
Донат признавал "невидимую церковь чистых", находящихся в состоянии благодати. Донатизм, не смотря на анафему был очень популярен и уничтожен был вандалами только в 5 веке физически, вместе с его носителями.
Вардесан из Месопотамии, писавший книгу "О судьбе" для Марка Аврелия, языческого императора - философа.
Тертуллиан, гонимый римскими священниками, создал много трудов, направленных против церкви.
Латрониан Испанский, казнённый в Трире и его единомышленники Присциллиан, Фелициссим, Юлиан и Евкротий.
Ориген, по свидетельству Святого Иеронима Стридонского "понимал диалектику так же как и геометрию, арифметику, музыку, грамматику и риторику и обучал все школы философов так мудро, что у него были прилежные ученики и в мирской литературе. Он обучал ежедневно и толпы людей, собиравшиеся вокруг него были поразительны. Он хотел посредством мирской литературы обратить в христианскую веру."
Ориген - великий верующий мыслитель стоял на пути примирения науки с христианской верой, высшей Культуры античности с Евангелие.
Евзой, отлучённый от церкви при Феодосии пытался восстановить библиотеку, собранную Оригеном и Памфилом.
Святой Иероним Стридонский. 342-420.
Заново перевёл книги Нового и Ветхого Завета на латинский язык. Это важно! До этого времени, те, кто не знал арамейского, мог ли читать первоисточники без посредников?
Иероним обличал нравы римского "христианского общества" и был вынужден покинуть Рим и поселиться в пещере возле Вифлиема, где он жил до своей смерти, как Блаженный, каковым и покинул этот мир.
Тут снова случился казус инакомыслия. 400-401 Пелагий выступил в Риме, а затем в Северной Африке с очередной здравой мыслью, которая возможно показалась бы очень близкой Иисусу Христу, о том, что центр - человек. Связь между Богом и человеком - божественная благодать. "Наследственного" греха не существует, а для достижения Спасения достаточна Свободная воля человека даже без божественной благодати, ибо "благодать" - это внутренняя склонность человеческой природы к добру.
Ересь, очень близкая к школе кинической философии эпохи эллинизма с её Philonthropia и учителями, которые жили так, как говорили.
Блаженный Августин стал уполномоченным опонентом Пелагию по всем направлениям античной философии и предал его анафеме.
"Causa finita est" - сказал Блаженный Августин.
У всех ересей последующих веков, как и у их носителей (монофизитов, несторианцев, монофилитов) судьба была общей - анафема.
А над папой никто не в праве был вершить суд.
Секретом власти пап в Италии было экономическое положение "Святого престола". Папа - самый крупный землевладелец и его претензии на светскую власть вполне обоснованы. Круг претендентов на папский престол сузился до представителей высшей аристократии и владельцев крупнейших доменов. Папа Григорий I, выдающийся церковный деятель, каноницированный "Святой" ( не смотря на то, что был убийцей некого Малхуса) происходил из старинной богатой семьи римского сенатора. Он владел обширными поместьями, был префектом Рима, что уже являлось высшим постом светской власти. Человек с богатым опытом административного управления, он укрепил курию, чиновничий аппарат, на котором уже в 6 веке лежала обязанность гражданского правосудия. Папа Григорий I создал институт монашества и популяризировал учение св. Августина (Блаженного). Благодаря ему получили такое распространение понятные простому народу представления об ангелах и чертях, о Рае, где праведники в саду гуляют и Аде, где грешников жарят на сковородках, легенды о самых абсурдных чудесах превратились в силу, формирующую сознание.
"Невежество" - мать истинного благочестия" - утверждал Григорий I. Если уж имеется перевод Нового Завета, то лучший способ оградить людей от возможности его самостоятельного прочтения, это - не учить народ читать вообще. Что и происходило. Только в монастырях имелся доступ к чтению, но только для избранных и желательно живущих там. Книги античных писателей были запрещены, они уничтожались. Математика и астрономия считалтсь колдовством. С 5 по 10 века поголовная неграмотность была даже среди аристократов, что же говорить о простых пахарях... Король остготов Теодорих носил при снбе деревянную табличку с собственным именем, чтобы приложить её к вместо подписи в нужный момент. Карл Великий стал изучать грамоту незадолго перед смертью и так и не успел ею овладеть.
Тёмные средние века вроде бы позади, но рабство продолжается. Крестовые походы, конквисты, торговля людьми, холокосты и варфоломеевские ночи благословляются храмом антихристиан. Невежами манипулируют и по сей день.
Отчего? От лени понять причинно-следственную связь? Или по стаду и пастырь?