На подмостках истории («Мейерхольд. Чужой театр», Александринский театр)

Oct 27, 2024 02:41

Для постановки к 150-летнему юбилею со дня рождения Всеволода Мейерхольда Валерий Фокин выбрал в качестве литературной основы стенограмму последнего собрания труппы Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, где обсуждалась вышедшая под конец 1937 года в газете «Правда» разгромная статья Платона Керженцева «Чужой театр», обвинявшая режиссера в ( Read more... )

Александринский театр, Владимир Кошевой, Валерий Фокин, театр

Leave a comment

Comments 15

jeanix October 31 2024, 06:53:07 UTC
Жаль, что слишком поздно, надо бы к 130-летию, или вообще без даты, а лучше в ЦИМе, когда Фокин там рулил.
И тема эта из театрального сознания ушла, и Юрского нет, уж он бы супер-сыграл и профиль Мейерхольда, и самого В.Э.
В ролике видно, что у Кошевого-Мейерхольда пластика молодого человека, и лицо тоже, только в гриме.

Reply

кого farbensymphonie October 31 2024, 07:46:29 UTC
Про Юрского согласна, было бы интересно. Но сама подумала про Гвоздицкого.

Вы правы, то, что Мейерхольд Кошевого молод, заметно, но очевидно, что актер с режиссером достичь максимального портретного сходства не планировали. Зинаида Райх Олеси Соколовой тоже молода и не сильно похожа на оригинал. А Осип Абдулов Александра Поламишева вполне резво взбегает на сцену, хотя актер с юности носил протез и передвигался, сильно хромая.

Reply

Re: кого jeanix October 31 2024, 08:01:21 UTC
Гвоздицкий - тоже очень зачотный вариант, Фокин прозевал этот судьбоносный момент, когда он работал у него в Александринке.

Юрского я вспомнил не случайно, в начале 90х в Доме актёра прошёл один раз импровизационный спектакль "Чествование Мэй Ланьфана", ведущие режиссёры и худруки играли в торжественную встречу выдающегося китайского актёра, приехавшего на гастроли в СССР в 1935 году, выходили на трибуну и произносили речи об актёрской мощи Мэй Ланьфана. Речи все, как я понял были из исторических архивов и протоколов.
Состав был великолепный:
Юрский - Мейерхольд
Табаков - Немирович-Данченко
Виктюк - Таиров
Арцибашев - Керженцев
...
Совпадение личности исполнителя с его историческим персонажем, особенно у Юрского (!) было феноменальным.
У барственного Немировича-Табакова и Виктюка - тоже.
И даже скрипучий голос Арцибашева здорово играл на образ чиновника-бюрократа.

Reply

Re: кого farbensymphonie October 31 2024, 08:15:12 UTC
В свете нынешней дружбы с Китаем можно было бы восстановить эту удивительную придумку))
Хотя, конечно, такой состав уже не подобрать. Табаков-Немирович и Виктюк-Таиров - это поразительное совпадение сразу нескольких слоевсмыслов.
Охлопковым случайно не Ефремов был? Если он был, конечно.

Reply


jeanix October 31 2024, 07:50:37 UTC
Бунт марионеток - это нечто родовое театральное. Он повторится потом в Камерном театре против Таирова, на Таганке против Любимова, на Малой Бронной и на Таганке против Эфроса, ...
Ну и против более мелких фигур - Жигульского в МТЮЗе, Галибина в т.Станиславского, ...

Reply


jeanix November 2 2024, 07:43:51 UTC
На меня когда-то сильное впечатление произвела книжка Юрия Елагина «Укрощение искусств», читал в советские времена эмигрантское издание, в перестройку её издали в СССР с предисловием Ростроповича. Елагин - музыкант оркестра театра Вахтангова, в книжке много подробностей, больше слухов и сплетен, но всё равно интересные, там отдельная глава про Мейерхольда, сильнейшее впечатление произвело его выступление на режиссёрской конференции (в книге оно приведено целиком), во времена «чужого театра». Много позже, от театроведов изд-ва АРТ (С.К.Никулин, …) узнал, что это всё выдумка Елагина ( ... )

Reply

farbensymphonie November 3 2024, 00:49:39 UTC
Спасибо за информацию про интересные (и главное - стоящие) книги.
Елагина я тоже читала как раз в перестройку, но тогда больше интересовалась тем, что там говорилось о Вахтанговском.

До рамтовского спектакля все никак не дойду(((

Reply

jeanix November 3 2024, 08:12:37 UTC
В мейерхольдовской библиографии есть ещё важный первоисточник - мемуары Александр Гладкова.
Он считал это его миссия - быть при В.Э. как Эккерман при Гёте.
Он, несколько лет работал у него театре, после его закрытия он был арестован, сидел в тюрьме, но не по делу Мейерхольда, а за кражу редких книг из библиотеки Ленина, он был страстный библиоман. Лет 10 назад начали публиковать в журналах его дневники, довольно-таки местами любопытные, про время, про литературную и околотеатральную среду, последние годы он жил в писательском доме у метро Аэропорт.
В 70е в Вахтанговском шла его пьеса "Молодость театра" про Вахтангова и его студию, все персонажи под вымышленными именами, видимо потому что часть участников была жива, но там, как мне помнится, ничего острого не было, было про вдохновенное увлечение театром умирающим мастером и его учениками. "Вахтангова" играл Кацынский, учеников - молодые актёры, которые потом и сейчас стали вахтанговскими мэтрами - Купченко, Галевский, Шлыков, Русланова, Меньщиков, Иванов, ...

Reply

farbensymphonie November 3 2024, 19:09:26 UTC
Еще интереснее.
Вот Кацынский - ни разу не Вахтангов, тут нужен кто-то более резкий, хлесткий, темпераментный (вроде Ланового, если то поколение брать).

Reply


jeanix November 2 2024, 07:58:15 UTC
Известно, подтверждено современниками, Алексей Толстой в «Золотом ключике» (1936), под театром кукол Карабаса-Барабаса изобразил театр Мейерхольда. В этом контексте любопытно взглянуть на бунт карабасовских марионеток, в театре Мейерхольда этот бунт будет год-два спустя. Для бунта нужен катализатор-лидер, удобно-эффективно, если это человек извне, у Толстого это был Буратино. У Мейерхольда-Таирова - человек из горкома-обкома. Как пишет Елагин, в театре Вахтангова катализатором был секретарь партбюро театра, рабочий-электрик.
Кстати, новая ЖЗЛка про Мейерхольда так и названа - «Драма красного Карабаса». Марк Кушниров неплохо пишет, но пожиже и Волкова, и Рудницкого.

Reply


Leave a comment

Up