Пытки и орудия пыток инквизиции. PART 3

Oct 13, 2010 00:48

В Средние века для механизации пыточного процесса было создано большое количество самых разнообразных приспособлений и инструментов.

Пресс для черепа
Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа.
По прошествии времени, этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки.
В ряде случаев эту пытку упрощали, обвив вокруг головы допрашиваемого веревку, часто узловатую, засунув сквозь нее палку, веревку закручивали, раздавливая голову, называли это изобретение - "четки боли".
В некоторых странах Латинской Америки очень похожее приспособление используется и до сих пор. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние «готовности к сотрудничеству» уже после нескольких поворотов винта.


Стул ведьмы
Стул инквизиции, известный под названием "стул ведьмы", высоко ценился, как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией.
Стулья были различных размеров и форм, оснащенные шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить.
При длительном применении пытка могла закончиться смертью жертвы, о чем свидетельствуют некоторые документальные источники. Так, например, в 1693 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на "стул ведьмы" на 11 дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом. Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но так и не сознавшись в преступлении.


Четвертование
Исторический вид смертной казни, включающий отсечение конечностей.
Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.).
Четвертование выходит из употребления в конце XVIII - начале XIX века.
В Англии, а затем в Великобритании (вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году) четвертование было частью самой мучительной и изощрённой казни, назначавшейся за особо тяжкие государственные преступления - «повешение, потрошение и четвертование» (англ. hanging, drawing and quartering). Осуждённого вешали на короткое время на виселицу, так чтобы он не умер, затем снимали с верёвки и выпускали ему внутренности, вспоров живот. Только затем его тело рассекали на четыре части и отрубали голову; части тела выставляли на всеобщее обозрение «там, где король сочтёт удобным».
Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому. Затем туловище осуждённого бросали в огонь. Так были казнены цареубийцы Равальяк в 1610 году и Дамьен в 1757 году. В 1589 году такой процедуре подверглось мёртвое тело убийцы Генриха III, Жака Клемана, который был заколот на месте преступления телохранителями короля.
В России практиковался, пожалуй, наименее мучительный способ четвертования: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Так были казнены Тимофей Анкудинов (1654) и Степан Разин (1671). К такой же казни был приговорён Емельян Пугачёв (1775), однако по распоряжению Екатерины II ему (как и его сподвижнику Афанасию Перфильеву) сначала отрубили голову, а потом уже конечности. Это было последнее четвертование в России.
В 1826 году пятеро декабристов были приговорены к четвертованию; Верховный уголовный суд заменил его повешением. После этого случаи четвертования или хотя бы такие приговоры неизвестны.
Другая казнь путём разрывания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склоненным молодым деревцам, а потом отпускали их. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел в третий раз собрать с них дань.
Варение живьем
Эта жуткая казнь существовала на протяжении многих лет. Она широко использовалась в Средневековье, к ней приговаривали за совершение самых разных преступлений.
Так, в Англии времен Генриха VIII отравителей заживо варили в кипятке.
На протяжении XIII-XVI веков в Германии заживо варили фальшивомонетчиков. То же самое было и во Франции в XIII-XV веках.
В России единственный случай подобной казни относится к временам изобретательного царя Ивана, который разгневавшись за что-то на своего повара приказал сварить его в кипятке.
Не исчезла она и в более цивилизованные времена. Так, после реставрации монархии в Италии, во время наполеоновских войн, женщин вместе с грудными детьми бросали в котлы с кипящей смолой. Так расправлялись с республиканцами.
Последние описанные случаи этой варварской расправы относятся к 1943 году, когда в концлагере Треблинка нацисты бросили двух девушек связанными в наполненные водой бочки и развели вокруг них костры. Так несчастные заплатили за участие в Сопротивлении.
В хрониках описано три вида этой казни: во время первого обреченного бросали в котел, полный кипящей воды, смолы, масла. Так поступали по законам Ганзы с фальшивомонетчиками, с отравителями в Англии. Эти законы не делали скидок и женщинам - в 1456 в Любеке 17-летняя Маргарита Гримм была брошена живой в кипящую смолу за сбыт 3 фальшивых талеров. Такой способ был максимально милосердным - человек практически мгновенно терял сознание от болевого шока при массивном ожоге почти всей поверхности тела. Сходной была расправа Иоанна Грозного с казначеем Фуниковым. Его повесили за ноги и обливали то кипятком, то ледяной водой. Когда с тела истязуемого стала сползать кожа, опричники все-таки добили его.
Во время второго вида казни жертву связывали, помещали в котел, жидкость в котором постепенно доводилась до кипения. При такой казни осужденный оставался в сознании и страдал до 1,5 часов. Так поступали в Китае, Японии, Франции (опять же с фальшивомонетчиками) и крайне редко (в Брюгге) в Нидерландах с закоренелыми еретиками.
Однако существовал и третий, самый страшный вариант этой казни - подвешенную над котлом с кипящей жидкостью жертву медленно опускали в котел, так чтобы все ее тело варилось постепенно, в течение долгих часов. Максимально долгий срок такой казни был во время правления Чингисхана, когда приговоренный жил и страдал в течение целых суток. При этом его периодически поднимали из кипятка и обливали ледяной водой. По свидетельству очевидцев мясо начало отставать от костей, но человек был еще жив. Сходным образом, хотя и не столь долго казнили несчастных фальшивомонетчиков в Германии - их медленно варили в кипящем масле - "…сначала по колени, потом по пояс, потом по грудь и, наконец, по шею…".
При этом к ногам осужденного привязывали груз, чтобы он не мог выдергивать конечности из кипятка и процесс шел непрерывно. Иногда в некоторых странах особенно кровожадные правители развлекались, наблюдая казни рабынь, которые умирали в жутких мучениях только ради забавы властителей. Такие случаи описаны в Древнем императорском Риме времен Тиберия, в XIV веке в Китае, в XIII - в Монголии и т.п.
Зная о подобных законах, не удивительно, что в случае разоблачения, фальшивомонетчики не останавливались не перед чем, а их в Средние Века было пруд пруди - техника чеканки была примитивная, да и наиболее ленивые просто "портили монету" - обрезали край монеты и присваивали себе драгоценный металл, кстати, так поступали и сами правители, именно для борьбы с таким безобразием на монетах появился край с изображением или насечками, как на наших монетах, чтобы было труднее незаметно обкорнать золотой.
Так описано, что когда королевские приставы во Франции в 1430 году обнаружили рыцарей Гийома де Шангре, Франсуа де Роне и их жен, занимавшимися чеканкой денег из самородного золота, последние на требование смириться и идти на суд, набросились на королевских слуг и всех перебили. Явно не желая попасть в котел, фальшивомонетчики с сообщниками в течение месяца отбивались в своем замке от королевского бальи (шерифа) с отрядом солдат, так что в конце концов на них махнули рукой и простили.


Висящая клетка
Вплоть до конца XVIII столетия панораму европейских городов украшали эти жуткие деревянные или железные клетки, подвешенные на внешней стороне городских стен, на больших площадях, на зданиях судов, ратушах, кафедральных соборах, крупных перекрестках. Часто в ряд располагалось несколько клеток. Отличным примером могут быть сохранившиеся до наших дней клетки в Герцогской площади в Мантуе (Mantua), на стене кафедрального собора немецкого города Мюнстер (Munster). Во Флоренции их обычно размещали в двух местах: на углу Bargello at Via Anguillara и Piazza San Firenze, другим местом была площадь San Gaggio Hill, позади Римского моста (Porta Romana), на большой дороге в Сиену. В Венеции, где столь популярной была прямоугольные клетки, их развешивали на мосту вздохов (Bridge of Sighs) и на стене Арсенала.
Иногда в клетки помещали только отрубленные головы, но это были редкие счастливцы, большинство ждала страшная смерть.
Обнаженного или почти обнаженного узника запирали в этой клетке и подвешивали ее у всех на виду. Он погибал от голода и жажды, реже замерзал зимой на ледяном ветре или летом от перегревания и солнечных ожогов. Очень часто перед такой казнью осужденных подвергали пыткам и уродовали их тела, чтобы еще больше устрашить зрителей. Разлагающиеся трупы обычно оставались в этой клетке до тех пор, пока из нее не начинали сыпаться кости распадающегося скелета.
Самым известным случаем такой казни была расправа над семьей Баргелло (Bargello) во Флоренции (Florentine). Хотя хроники и не подтверждают эти факты, но предания говорят о том, что в 1750-52, при правлении второго великого герцога Тосканского из рода Лоренцо (Lorenese) Пьетро Леопольдо (Pietro Leopoldo), членов этой семьи подвергли зверским пыткам и повесили в клетках на стенах их родового дворца.
Было трудно представить более жуткую казнь, наводящую ужас на окружающих. Оставленный в раскачивавшейся на цепи, тесной клетке обреченный еще долго жил, прежде чем смерть освобождала его от страданий.
Измученное пытками тело, совершенно нагое, выставленное напоказ толпе, страдало от пронизывающего холода зимой. Летом незащищенная кожа обгорала на солнце, тучи насекомых жалили несчастного, чье тело нередко вымазывали медом, чтобы увеличить его страдания. Человек медленно слабел от отсутствия еды и воды, раны его гноились.
Когда, наконец, он умирал, его кости еще долго лежали в клетке наводя ужас на прохожих, напоминая всем о грехах несчастного.
Иногда такие клетки не подвешивались, а выставлялись на площади. Зеваки, столпившиеся вокруг нее, глумились над обреченным, плевали и тыкали в него палками, увеличивая его предсмертные страдания.


інквізиція, пытки, Середньовіччя, инквизиция, катування, Средневековье

Previous post Next post
Up