Равнение на Марка!

Apr 20, 2016 22:35



Хорошему совету всегда не грех последовать. ОВЦС РПЦ дал дельный совет: «Чтобы узнать, как в действительности думал и поступал святитель (прим.: свт. Марк Эфесский), следует ознакомиться с книгой архимандрита Амвросия (Погодина) «Святитель Марк Ефесский и Флорентийская уния», где приведены подлинные его выступления на Ферраро-Флорентийском соборе и после собора» [1].

Книгу отца Амвросия читал давно, но ради настойчивой просьбы руководства решил бегло перечитать. Не только просьба ОВЦС была причиной, но и страх перед тем, что либо архимандрит Амвросий написал две разных книги с одинаковым названием, либо это у меня память начало совсем отбирать.

Сотрудники ОВЦС обращают внимание на то, что «Святитель Марк Ефесский, выступавший на Ферраро-Флорентийском Соборе с обличениями заблуждений латинства, обращаясь к Римскому Папе, называл его не иначе как «Святейшим Отцом» и «Блаженнейшим Папой Ветхого Рима», а соборные прения с католиками описывал такими словами: «Сегодня члены Тела Господня, ранее разделенные и рассеченные в течение многих веков, спешат к взаимному единению!»» [2].

Что ж, найти книгу архимандрита Амвросия (Погодина) «Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния» не проблема. И действительно, обращается святитель к католикам, указанными сотрудниками ОВЦС, словами. Правда, справедливости ради надо сказать, что обращается только один раз и в самом начале работы Собора. Тут уместно будет сказать, что Митрополит Эфесса Марк ехал в Феррару в самом хорошем настроении и с самыми радужными мечтами о том, что латинствующие откажутся от своих заблуждений и вернутся в православную веру. Но в результате прений святитель наткнулся с одной стороны на твердолобость римских богословов, а с другой стороны ему досаждали епископы, послушные Иоанну Палеологу, хотевшему от Рима лишь военной помощи, пусть и в обмен на Православие. Особо отличался сторонник Унии Виссарион Никейский. В результате обстановка на Соборе дошла до состояния, далекого от описываемого сотрудниками ОВЦС. «Виссарион прилюдно назвал Марка Эфесского бесноватым, на что тот ответил ему: «Ты ублюдок, что и доказывается твоим поведением!» Некоторые греческие епископы услужливо доносили папе, что Марк называет его еретиком» [3].

Не буду анализировать процесс изменения отношения святителя Марка к Папе в частности и католичеству целиком. Все желающие сами могут прочитать замечательную книгу отца Амвросия. Но несколько цитат из высказываний святителя, когда он уже имел полное «счастье» познакомиться с миром латинства, приведу:

«Но слово Божие и сила Истины не могут быть связаны, но еще сильнее текут и процветают, и многие из братий, ободрившись моим изгнанием, поражают порицаниями беззаконников и насильников (прим.: имеется ввиду - принявших латинское вероучение) Православной Веры и отеческих порядков и изгоняют их отовсюду как сор, ни сослужить им не допускают, ни вообще поминать, как христиан».
«Ясно - что они (прим.: латиняне) еретики, и мы отсекаем их как еретиков».
«Как нам относиться, скажет кто, к тем умеренным греко-латинянам, которые, держась середины, нечто из латинских обрядов и догматов открыто одобряют, иное же, хотя и одобряют, но сами не приняли бы, а иное - вовсе не одобряют? - Надо бежать от них, как бегут от змеи, как от тех самых (т. е. латинян), или, быть может, и гораздо худших, чем они, - как от христопродавцев и христокупцев».
«Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они - «лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы. И не дивно: сам бо сатана преобразуется во Ангела Света: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служители правды, имже кончина будет по делом их»».
«И в другом месте: «Блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения»».
«…незаконные и смехотворные латинские обряды, привлекших на свои головы проклятия и анафемы за новшества в вере».
«…оставь мертвым погребать своих мертвецев…».
«…которые (прим.: латиняне) с давних пор отсекли себя и истлели и подлежат бесчисленным анафемам… Ибо, не удовлетворившись тем, что заполучили ранее, они для того, чтобы утвердить внесенное ими новшество, выбрали себе Предстоятеля, лучше же сказать, - наемника, а не пастыря, волка, а не печальника о стаде, - которого бы могли водить и направлять, и чрез него думают внедрить в души всех дурной догмат латинствования, а может быть, и подвигнуть к гонениям на тех, которые боятся Господа, ибо никоим образом не допускают общения с ними.»
«…уже - борьба не в словах, а в самых вещах; время не слов и доказательств (ибо как это можно сделать, когда судьи настолько испорчены?!), но любящим Бога долженствует самыми делами доблестно противиться и быть готовыми перенести все опасности за Православие («Благочестие») и не марать себя общением с нечестивыми».

Все из книги отца Амвросия, как и рекомендует ОВЦС. Вот только мне одному кажется, что сотрудники ОВЦС хотят кого-то надуть?

[1] Официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей о предстоящем Всеправославном Соборе [Электронный ресурс] // РПЦ: Официальный сайт московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4431309.html (дата обращения 20.04.2016).
[2] Там же.
[3] Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, ч.3, XIV. [Электронный ресурс] //Седмица.RU: Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/434829/ (дата обращения 20.04.2016).

Католичество, Заметки, Марк Эфесский

Previous post Next post
Up