Инками называли господствующую верхушку государства и его главного правителя - Великого Инка. Отсюда получил название и весь народ. Когда-то у инков были свои большие города с прекрасными дворцами и храмами. По стране во все концы тянулись мощеные дороги.
Инки занимались: ремеслами, земледелием. Они добывали и обрабатывали золото и серебро. Индейцы были опытными строителями и умели подгонять одну каменную плиту к другой. Стены их городов пережили все разрушения конкистадоров. У инков были развиты искусство и науки. Наиболее почитали астрономию.
Зачем нужна была письменность?
Из книги «История государства инков» стало известно, что поручения доставлялись не устно, а письменно, назовем это так, хотя мы сказали , что у них не было письма. Таковым являлись узелки, завязанные на различных нитях разного цвета, которые завязывались в своем определенном порядке, однако не всегда одинаковым образом... Эти нити с узелками индейцы назвали «кипу». «Кипу» давно исчезло как вид письменности, но до сих пор перуанские пастухи пользуются счетными шнурами. Одним шнуром пользуются, чтобы сосчитать быков, другим - коров, третьим - телят...
Как вам кажется, удобно ли это?
В греческом языке есть слово «хронос», оно означает «время». От него происходит и название средневековых записей исторических событий. Одна из форм летописей - хроники. Составителей называют хронистами.
Вот запись, сделанная одним хронистом о том, что было при правителе Хуанакауи: «Амауты, знакомые с событиями тех времен по легендам, передаваемым из уст в уста, говорят, что, когда этот правитель царствовал, были письмена и люди, знающие их… Они обучали других людей читать и писать... То, что можно было узнать, они записывали на банановых листьях, сушили их и затем писали на них...».
Далее хронист вспоминает, что правитель инков посылал своим наместникам послания, написанные буквами и цифрами или иероглифами. Писали эти послания на банановых листьях. Был и пергамент.
Из чего делали пергамент?
В столице Куско при правителе Апу Капак был построен университет, в котором обучали писать буквами и знаками на пергаменте и банановых листьях. Однако при следующем правителе вспыхнула эпидемия, и жрецы запретили письменность. Считали, что именно знание письменности привело к беде. Под страхом смерти запрещали писать и обучать письму.
После этого стали применять «кипу». Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали».
Наложили запрет и на искусство. Строили из гладкого камня без украшений. Исчезли красивые разноцветные праздничные наряды и украшения. Посуду не украшали росписями. И только храм Солнца, и сад с золотыми и серебряными цветами остался.
В храме Солнца находились деревянные доски в золотых рамах. На этих досках была написана вся история инков. Еще хранились четыре свитка, на которых были записаны и зарисованы фигуры инков с портретами их родственников. Зарисованы все правители и события, при них происходившие.
Узелковое письмо «кипу»
Эти свитки были отправлены в Испанию и пропали. А доски в золотых рамах сожгли, т.к. испанцев интересовало только золото. Конкистадоры разрушили страну инков. Погибло много произведений письменности. Восстановить невозможно. Но по тому, что осталось, ученые пытаются узнать о прошлом инков. Например, ткани с рисунками, похожими на иероглифы, нарисованная фасоль на кувшинах или глиняная фасоль с нарисованными на ней рисунками. Интересный случай произошел в маленьком селении. Ученый увидел, как старенькая женщина писала молитву иероглифами. То есть старинными священными письменами.
- 1. Шнур - основа кипу.
- 2. Нить-подвеска 1-го порядка (крепится на шнуре).
- 3. Нить-подвеска 2-го порядка (крепится на предыдущей).
- 4. Нить-подвеска 3-го порядка (крепится на предыдущей).
- 5. Вспомогательная нить-подвеска (крепится на других нитях).
- 6. Ниточка на главном шнуре, направленная в противоположную сторону от свисающих нитей (то есть вверх) и вставленная между ними. Служила, видимо, разделителем.
- 7. Знак-определитель содержания кипу или ключ главного шнура.
- 8. Узел простой - бывает до девяти штук - и никогда больше - на нити (в конкретном позиционном участке, отвечающем за расположение десятков, сотен и более высоких чисел). Чаще всего располагаются в средней и верхней части нитей.
- 9. Узел-в-виде-восьмёрки - до девяти штук на нити. Чаще располагаются в нижней части нити. Один такой узел обозначает 1.
- 10. Узел сложный - до девяти витков каждый (это могли быть только единицы). Чаще располагаются в нижней части нити.
- 11. Узел-петля (различных видов), особенно так называемый «сделанный наполовину», впервые описанный Сиприани (1928), а затем Альтьери (1941).
- 12. Узел, закрепляющий какую-либо вещь, например, различные ниточки, или пучки шерсти и хлопка.
Обозначения цветов:
- Чёрный - время. То есть на чёрных нитях записывалось «время», «срок», годы, исторические события, понятие «от начала чего-либо (напр., от начала правления короля инков)»; чёрный цвет потому, что «кипу сообщало, сколько ночей прошло с момента того или иного события». Также - болезнь (при наличии ключа в главном шнуре). Этот цвет когда выцветает на нитях, то может быть перепутан с тёмно-тёмно-коричневым. В археологических кипу этот цвет встречается только в комбинации с другими цветами. Мартин де Муруа писал, что брат полководца Апукамака был отправлен им в Куско для передачи тому сообщения завоёванной провинции Арика и он получил кипу, сообщавший об этой победе, где в кипу «было столько узлов, сколько селений было завоёвано, столько маленьких узелков, сколько было числом побеждённых индейцев, и на чёрной верёвке - число тех, кто погиб на войне». Во врем восстания индейцев Чили вождь повстанцев Лепитран отправил часки с кипу из четырёх верёвок, где чёрный цвет также обозначал время (лунные ночи).
- Кармазиновый (ярко-красный; малиновый) - обозначение Инки (Короля, Монархии). На такой нити могли располагаться также узлы «времени», то есть для указания на срок правления Инки. Например, 4 узла - это четыре года правления Инки. Этот цвет упоминается только в письменных источниках.
- Бурый (в колониальных источниках известен как земляной) - обозначал «подчинение», «общественный порядок», «правление», «управление»; например, осуществление подчинения правителем Инкой таких-то провинций (во время завоевания). А также - картофель (при наличии ключа в главном шнуре кипу). Этот цвет упоминается только в письменных источниках; вероятнее всего, он сопоставим с одним из тонов коричневого цвета.
- Коричневый (точнее каштановый). В кипу встречается наравне с белым чаще всего. Существует четыре тона:
- светло-коричневый - значение неизвестно,
- светло-светло коричневый (почти желтовато-белый) - значение неизвестно,
- тёмно-коричневый - значение неизвестно,
- тёмно-тёмно-коричневый (почти чёрный) - значение неизвестно.
- Зелёный - «завоевание»; обозначение противника, или количество человек, умерших у противника. На этой нити расположение было таким: первым шло сообщение о тех, кому за шестьдесят и старше, а дальше в соответствии со своими возрастами шли другие младше на десять лет и т. д. На нитях археологических встречается довольно редко. Мог быть двух тонов:
- светло-зелёный,
- тёмно-зелёный.
- сочный,
- едва красный.
- интенсивный и сияющий, как золото,
- немного обесцвеченный.
- ярко белый (цвета молока),
- желтовато-белый, называемый также «фламандский белый» (исп. blanco flamenco).
- Красный - война; собственное войско, а также собственные потери на войне. На нитях археологических кипу встречается довольно редко. Мог быть двух тонов:
- собственно синий,
- голубой.
- Жёлтый - золото (например, военная добыча, состоявшая из золота весом во столько-то единиц измерения; однако какие именно единицы использовались из инкской системы мер и весов - неизвестно). А также - кукуруза (при наличии вставленного в главный шнур маленького кукурузного початка, имевшего значение ключа для прочтения кипу). Например, жёлтая нить означала кукурузу, и если к ней была привязана синяя нить (определённая провинция), с тем или иным числом узелков, то это говорило о том или ином урожае в этой провинции. На нитях археологических кипу встречается реже всего. Мог быть двух тонов:
- Белый - серебро; мир. В кипу встречается наравне с каштановым чаще всего. Существует два тона (какой тон что значил - неизвестно):
- фиолетовый (тёмно-лиловый) - обозначение начальника, который бы правил над селением, территорией, людьми; курака; правитель одного или двух селений. Этот цвет упоминается только в письменных источниках.
- Синий. На нитях встречается довольно редко. Двух тонов (значения неизвестны):
- Соломенный или палевый (Straw) - обозначал отсутствие; беспорядок в управлении; «варварство». «Из отсутствий [цветов нитей] они извлекали представление о том, чего не было, а по Кипос - то, что произошло». Этот цвет упоминается только в письменных источниках; вероятно, сопоставим с одним из тонов светло-коричневого.
Первое занятие Сказка о золотых правилах в сети Интернет Рождение Интернешек Чего боится книга Как пользоваться книгой. Инструкция для чайников История письменности. Наскальные рисунки История письменности. Шумерская клинопись История письменности. Иероглифы История письменности. Финикийский алфавит