Модуль 3 «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»
Feb 12, 2013 18:40
Модуль 3 «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»
Урок 1. «Что такое информация?»
Цель: формирование первоначального представления об информации и информационных ресурсах; формирование основ информационного мировоззрения через представление об информации и ее роли в информационном обществе получение знаний об истории книги и других носителей информации; формирование умений работы с книгой как источником информации.
Задачи: - упорядочить знания об информации, способах ее получения, хранения и передачи; - познакомиться с историей носителей информации; - научиться ставить вопрос к теме; - отрабатывать навыки извлечения информации из информационных ресурсов; - научить представлять новую информацию.
[Содержание]Содержание: Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространения информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов. Традиционные и нетрадиционные носители информации. История книги и библиотеки. Глиняные книги. Библиотека царя Ашшурбанипала. Библиотеки Египта. Книгохранилище Рамсеса II - «Аптека для души». Книги и библиотеки античной эпохи. Берестяные грамоты в Древней Руси. Библиотеки средневековья. Книги на пергаменте. Изобретение книгопечатания - одно из крупнейших культурно-исторических событий XV в. Книга в современном мире - источник информации и знания. Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиаресурсы. Возможности мультимедиа.
[Понятия, умения, навыки]Понятия: информация, информационная потребность, информационные ресурсы, документ, архив, библиотека, носитель информации, сохранение информации, видео, компьютер, мультимедиа, поиск информации, систематизация информации.
Умения и навыки: - умение различать и использовать особенности различных носителей информации; - навыки работы с текстом, поиск и выбор необходимой информации.
Форма организации занятий: групповой проект
[Ход занятия]Ход занятия. Работа над темой рассчитана на 4 часа и включает несколько этапов. 1 этап. Библиотекарь предлагает подготовить энциклопедическую статью, отрывок из художественной книги, буклет, веб-страницу, журнальную статью, памятку для учащихся начальной школы на тему "Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи". Класс вместе с библиотекарем методом мозгового штурма выделяет главные вопросы, на которые нужно найти ответы, например: ? Что такое информация? ? Какова роль информации в обществе? ? Какими способами передается информация? ? Какие бывают носители информации? ? Может ли информация быть вредной? ? Есть ли достоинства и недостатки у разных носителей информации? 2 этап. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает свой основной вопрос и должна поставить подчиненные вопросы. Например, к вопросу "Какова роль информации в обществе?" подчиненными вопросами могут быть следующие: ? Для чего человеку нужна информация? ? Когда человек использует информацию? ? Как информация может влиять на нашу жизнь? ? Как информация может влиять на окружающую среду? ? Влияет ли отсутствие информации на наше здоровье? ? Может ли информация помочь найти работу? 3 этап. Обсуждение вопросов в классе. Составление общего развернутого плана/схемы по теме. 4 этап. Особенностью этого этапа является то, что тема у всех групп одинаковая, а вот формы ее представления различаются. Форму представления информации группы получают по жребию - это может быть энциклопедическая статья, отрывок из фантастического романа, буклет, веб-страница, статья из молодежного журнала (например, "Крылья" или "Маруся") и т.п. Осуществляя поиск информации, учащиеся руководствуются общим планом или схемой, составленными совместно на предыдущем этапе. Однако при этом они должны учитывать и форму своего предстоящего представления. 5 этап. После того, как учащиеся собрали необходимую информацию, они оформляют результаты своей поисковой деятельности в соответствии с полученным заданием. 6 этап. Представление результатов своей работы. Одним из главных условий является то, что работа каждой группы должна быть представлена на общее рассмотрение. 7 этап. Рефлексивный компонент можно представить в виде письменного краткого резюме каждого школьника. Например, каждый должен письменно ответить на три вопроса тремя предложениями: Что было хорошо, интересно, полезно, приятно, запомнилось? Что было скучно, трудно, бессмысленно, неинтересно? Что можно предложить для следующего занятия? Образовательная программа "Владеющий информацией - владеет миром" (смотреть все модули программы)