Модуль 7 «Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта»
Урок 1. «Выбор темы и получение необходимой информации»
Уроки 2-3. «Работа с каталогами и составление списка ресурсов»
Уроки 4-5. «Работа с ресурсами»
Урок 6. «Подготовка презентаций, оформление альманаха»
Урок и 7-8. «Представление презентаций»
Занятие по теме "Оценка и организация информации. Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта"
Цель: формирование навыков поиска, оценки и представления информации.
Форма: групповой проект.
Организация проведения: работа над проектом рассчитана на 5-7 часов и включает несколько этапов.
1 этап (1 урок), организационный. Библиотекарь ставит перед учащимися цель и задачи - создание рекомендательного библиографического иллюстрированного альманаха для младшего/среднего/старшего возраста. Это может быть литературный, краеведческий, экологический, искусствоведческий проект. Тема и название предлагаются библиотекарем или определяются совместно с классом: это зависит от возможностей библиотеки, потребностей школы, интересов учащихся.
На этом этапе путем мозгового штурма учащиеся вместе с библиотекарем определяют рубрики альманаха. Например, для краеведческого альманаха можно выбрать рубрики:
- Мой край в истории России.
- География родного края.
- Искусство родного края.
- Острые проблемы современности.
После определения рубрик альманаха учащиеся вместе с библиотекарем строят алгоритм дальнейшей работы, который включает:
− работу с каталогами и картотеками и составление списка литературы и источников;
− просмотр найденных ресурсов и отбор соответствующих данной цели;
− работа с отобранными ресурсами подготовка аннотаций;
− оформление альманаха;
− подготовка к презентации.
На этом этапе учащиеся определяют потенциальные источники информации, вспоминают особенности использования каталогов и картотек, правила библиографического описания информационных ресурсов.
2 этап (1 урок), поисковый. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание подготовить одну из рубрик будущего альманаха. Распределение рубрик лучше всего проводить путем жеребьевки. Можно заранее выделить специальную оформительскую группу, в которую войдут местные "художники".
Содержание этого этапа включает самостоятельную информационно-поисковую работу учащихся в группах с использованием библиотечных инструментов, подготовку списков литературы, статей, информационных ресурсов. Если в школе нет каталогов и картотек, можно провести урок-экскурсию в районной библиотеке. После составления списка литературы группы просматривают найденные материалы и отбирают те, которые, по их мнению, соответствуют их цели. Например, если они готовят альманах для учащихся средней школы, значит, они должны учитывать, какая литература будет интересна для ребят 10-14 лет.
Библиотекарь на этом этапе играет роль консультанта, помощника.
После окончания работы библиотекарь просматривает их списки и предлагает сократить или дополнить их.
3 этап (1-2 урока), аналитический - составление аннотаций. Библиотекарь знакомит учащихся с правилами составления аннотаций. При этом можно использовать методику формализованного анализа, предложенную Н.И. Гендиной . В случае, если используются интернет-ресурсы, нужно обратить особое внимание учащихся на критерии оценки электронных ресурсов, которые они должны учесть при составлении аннотации.
Учащиеся (с помощью библиотекаря, если это необходимо) распределяют литературу и материалы для анализа и работают над составлением аннотаций для альманаха. Каждый из учащихся должен описать хотя бы один ресурс. Сильным учащимся можно предложить несколько ресурсов.
После того как аннотации подготовлены, в классе происходит их представление. Это необходимо для корректировки текста. В ходе обсуждения ребята вносят поправки и корректируют свою работу.
4 этап (1-2 урока). Оформление альманаха. Работа на этом этапе зависит от возможностей школы. Если есть возможность использования компьютерного класса, учащиеся набирают аннотации на компьютере, а оформительская группа делает макет оформления, подбирает иллюстрации и готовит конечную продукцию. Второй вариант использования компьютерного класса - это подготовка электронной презентации альманаха. В этом случае каждая группа делает слайды для своей рубрики.
Наконец, альманах можно оформить в рукописной форме. В этом случае ребята аккуратно переписывают подготовленные ими аннотации, а заранее выбранная оформительская группа делает иллюстрации.
5 этап. Презентация альманаха. Альманах должен быть представлен в той аудитории, на которую он готовился. Можно провести презентацию в форме литературного праздника. В этом случае библиотекарю нужно продумать сценарий. Подготовка к празднику будет проходить уже во внеурочное время.
Использование такой модели дает возможность учащимся пройти все стадии информационно-поисковой деятельности: формулирование информационной потребности, поиск, анализ, обработку, организацию и представление информации. Они получают не только возможность, но и необходимость знакомиться с ресурсами по конкретной теме. Кроме того, это позволяет учитывать индивидуальные возможности школьников, стимулировать их склонности и интересы, предоставить возможность самовыражения каждому.
Нам представляется, что включение таких моделей при организации библиотечных уроков отражает бесспорный приоритет умениевого компонента перед знаниевым, повышает мотивацию школьников, позволяет применять методы оценки и самооценки как конечного, так и промежуточных результатов деятельности, повышает эффективность при формировании навыков самостоятельной информационно-поисково-аналитической деятельности учащихся.
Образовательная программа "Владеющий информацией - владеет миром" (смотреть все модули программы)