Время имеет ширину
- Самолеты для отца всегда были ремеслом. Главным делом своей жизни он считал теоретическую физику, - рассказывает Владимир Робертович.
Статья «Соотношения между физическими величинами» Роберта Орос ди Бартини, опубликованная в 1965 году в солидном журнале «Доклады академии наук», вызвала скандал. Автор утверждал, что время трехмерно, имеет длину, ширину и высоту. Все же наше пространство - шестимерно. При таком количестве измерений оно наиболее устойчиво.
В доказательство своих рассуждений Бартини приводил расчитанные согласно его теории значения постоянной Планка, заряда электрона, его массы и так далее. Эти значения с очень высокой точностью совпадали с полученными экспериментально.
Сегодня шестимерное устройство Вселенной не вызвало бы особых возражений у физиков-теоретиков. А в 1965 году статью опубликовали скорее из жалости и симпатиии к 68-летнему Бартини.
За Бартини замолвили слово знавшие его ученые - Бруно Понтекорво и Келдыш: «У автора тяжелая судьба. Он молодым приехал в Советский Союз, имел большие заслуги в авиации, в 30-е годы был посажен в тюрьму. В Итальянской компартии его никто не помнит. Бартини надо спасти, иначе он сойдет с ума»).
Однако даже сочувствующие Бартини ученые были удивлены: Роберт Людвигович впервые подписался своим полным именем - Роберто Орос ди Бартини. Это был своего рода вызов.
В редакцию журнала позвонили из Отдела науки ЦК КПСС и поинтересовались, не является ли эта статья розыгрышем. Мол, нам жалутся советские математики, считающие оскорбительным помещать розыгрыш в таком солидном журнале. В том, что статья - розыгрыш, в Отделе науки не сомневались. Вымышленной показалась им и необычная фамилия автора.
У академика Бруно Понтекорово (он представлял статью Бартини в «Докладах академии наук») состоялся неприятный разговор с инструкторм ЦК КПСС. В ЦК не могли поверить, в что СССР может существовать ученый с таким экзотическим именем. Понтекорво посоветовал скептикам навести справки о Бартини в оборонном отделе ЦК.
Кто знает, может быть, Бартини удалось и на практике воплотить свои теории о шестимерном пространстве (одно из следствий этой теории - в шестимерной Вселенной можно перемещаться во времени, используя движение в пространстве, потому что время трехмерно и пространственноподобно, то, что мы обозначаем словами „далеко“ и „давно“ - в сущности, одно и то же, никакого движения в мире нет, а есть скачкообразная - от „кадра“ к „кадру“ - смена состояний).
Так и осталась тайной история создания советского самолета-невидимки. Известный историк советской авиации Шаров утверждает, что по крайней мере один такой летательный аппарат был построен. Когда заводили мотор, самолет просто-напросто исчезал.
Добиться невидимости можно разными путями - сделать самолет прозрачным или зеркальным.
А еще можно попытаться искривить световой луч так, чтобы он обогнул нужный нам объект. Эйнштейн говорит, что такое возможно. Вблизи больших масс. Или в сильных электромагнитных полях.
В 1945 году физик Румер и авиаконструктор Бартини передают в академию наук совместную работу под названием «Оптическая аналогия в релятивистской механике и нелинейная электродинамика». Значит, работал Бартини в «электромагнитном» направлении.
А может быть, Бартини удалось «спрятать» самолет в параллельном пространстве, «сдвинуть» в сторону от нашего мира. Перебросить в прошлое или будущее.
В 1991 году впервые было названо имя автора таинственного летательного аппарата - Бартини. Оказалось, что инициаторм проекта «Прозрачный самолет» был Тухачевский, покровительствовавший в 30-е годы конструктору.
Владимир Робертович тоже распрашивал мать о «невидимке». Валентина Михайловна припомнила, что вроде бы супруг что-то говорил ей о таинственном самолете.
Мы еще встретимся!
Биографы Бартини пишут, что в последние годы своей жизни главный конструктор носил очень старое пальто и шапку, которая больше подходила для чистки обуви.
Жил Бартини один, отдельно от жены, сына и внука, которых очень любил. Работал в полутьме (у Бартини не суживались зрачки - последствия какой-то болезни). В большой проходной комнате слабо светила люстра, укутанная марлей, горела настольная лампа с самодельным абажуром из плотной зеленой бумаги. Конструктор писал странные картины.
По словам Чутко, одну комнату в квартире Роберт Людвигович попросил маляров выкрасить в ярко-красный цвет, другую разрисовал сам: на голубом потолке - солнце, чуть ниже, на стенах, - поверхность моря, кое-где островки. Чем „глубже“, тем зелень воды становилась гуще, темнее, и в самом низу - дно». В красной комнате барон работал, а «на дне» отдыхал - пил странную смесь из крепчайшего чая и кофе со сгущенкой - один к двум - и кушал вафельный торт «Сюрприз».
Таганрогского конструктора Владимира Воронцова, бывавшего в московской квартире Бартини, поразила картина, датированная сорок седьмым годом. Она изображала взлетающую ракету. Удивила форма пламени - огненный шар: «Откуда он мог знать, что именно так будет выглядеть ракетный старт!?» Бывший парторг бартиниевского КБ вспомнил, что в конце 60-х годов Роберт Людвигович говорил о каком-то глобальном проекте под названием «Паутина». Он упомянул и о письме Хрущеву, которое Бартини написал через год после запуска спутника.
Как пишет Чутко, в доме обращали на себя внимание две фотографии под стеклом на стене. На одной - молодой, гордый аристократ Роберто, на другой деклассированный элемент - жалкий и не опасный.
Чтобы встретиться с конструктором, надо было предварительно созвониться с ним по телефону, в противном случае он не подходил к двери. Роберт Людвиговоич чего-то боялся. По словам Бартини на его жизнь покушались трижды - в Берлине, в Севастополе и в Москве. В 1967 году, в самом центре столицы: «москвич» с погашенными фарами пытался сбить его на улице Кирова.
![](http://novznania.ru/w/wp-content/uploads/2012/10/bartini-rl1-150x150.jpg)
Бартини умер в ночь с 4 на 5 декабря 1974 года. Когда его - два дня спустя - нашли на полу ванной, из крана хлестала вода, на кухне горел газ.
По заключению милиции, ночью Бартини почувствовал себя плохо, встал из-за стола, опрокинув стул, и прошел на кухню. Зажег газ, стал набирать воду в ванной. Потом упал навзничь, ударившись головой об косяк.
Бартини предчувствовал свою смерть: именно в ту ночь барон написал завещание, приложил к нему черный пакет и спрятал за плотной шторой.
Пакет был тщательно заклеен. В завещании Роберт Людвигович просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года. Еще на пакете была надпись: «Я убрал из моих статей о константах одно следствие. Прошу вас, когда вы сочтете это уместным, сообщить в любой форме, по вашему выбору, что я, Роберто Бартини, пришел к нему математически, не уверен, что не ошибся, поэтому публиковать его не стал. Оно нуждается в проверке, у меня на это уже не осталось времени. Следствие такое: количество жизни во Вселенной, то есть количество материи, которая в бесконечно отдаленном от нас прошлом вдруг увидела себя и свое окружение, - тоже величина постоянная. Мировая константа. Но, понятно, для Вселенной, а не для отдельной планеты».
А, значит, мы еще встретимся.
P.S. В статье, опубликованной после смерти Бартини в одном из вестников «Это был поразительно скромный труженик. Его работ хватило бы для присуждения ему высшей ученой степени».
Второй том уфологической «Энциклопедии непознанного» характеризует этого человека как пришельца, контролирующий техническое развитие человеческой цивилизации…
Не так давно имя Бартини присвоили одной из малых планет солнечной системы.
14 мая 1997, в день 100-летия со дня рождения, в фойе ОКБ ТАНТК им.Бериева появилась мемориальная доска Р.Л.Бартини. В том же году вертикально взлетающую амфибию ВВА-14 - одну из последних работ конструктора - порезали на металлолом в Таганроге.
У Владимира Бартини, выпускника ТРТИ, трое сыновей (старшего зовут Роберт) и около десятка патентов на изобретения. Но, как говорит, Владимир Робертович, «об этом вряд ли стоит писать».
http://novznania.ru/?p=3421