Мой рабочий день начинается с того, что я подключаю несколько аудио-кабелей. В течении дня их всё добавляется, и когда я ухожу домой, мне надо убирать и сматывать полтонны проводов. Давайте я вам расскажу, что о них думаю, и сколько за них нужно платить. Я постараюсь не вдаваться в физические дебри и с удовольствием приму дополнения и замечания.
В аудиофильских кругах кабели - это одна из, как говорится, дисциплин специальной олимпиады. Люди выбрасывают очень много денег, получают в лучшем случае посредственность и хвалятся.
Для начала важно понять, что кабель тоже является электрическим прибором, хоть и очень простым. Поэтому его качество определяется несколькими величинами, о которых ниже.
Самая важная для нас величина - удельная электропроводимость проводника. Это обратная величина удельного электрического сопротивления. То есть, чем число больше, тем лучше материал проводит электрический ток, тем лучше он подходит для наших нужд. Давайте просто возьмём несколько материалов, которые нам прийдут в голову. Мне первыми на ум приходят алюминий, цинк и железо как дешёвые материалы, медь и никель как не очень дешёвые, и серебро, золото и платина как самые дорогие. Давайте залезем в справочник (не википедию) и посмотрим электропроводимость, а заодно уж и стоимость к каждому. Для того, чтобы показать насколько целесообразно использование, я поделил электропроводимость на стоимость и получил коэффициент ленивца, нигде, кроме этого поста не нужный. То есть, сколько стоит в евро один S/m × 107.
МатериалЭлектропроводимость, S/m × 107Стоимость, € / килограмм, на 1.03.2016Коэффициент ленивца
Цинк1,72,150,79
Алюминий3,82,261,68
Железо12,730,37
Медь5,98,230,72
Высокоуглеродистая сталь0,590,471,26
Никель1,421,050,07
Серебро6,2443,040,01
Золото4,536 843,790,00012
Платина9,427 915,530,00034
«Ага!», скажет внимательный читатель. «То есть люминий - самый ого-го проводник, проводит много и дёшево, чего ж его не используют?» Да его отлично используют. Например, в авиации, потому что он лёгок. В некоторых автомобилях, потому что дёшев. Ещё в линиях электропередач, где нужно сразу много тонн чего-то хорошо проводящего. Раньше из него делали проводку в домах, особенно в странах восточного блока. Но у алюминия есть несколько свойств, которые делают невозможным его использование в проводах аудио-систем. Во-первых, он плохо гнётся. То есть, гнётся он замечательно, не недолго. Каждый, кто держал в руках алюминиевую проволку помнит, что она ломается после двух-трёх изгибов. Как вы понимаете, в кабелях это немного плохо. Во-вторых, чистый алюминий очень быстро окисляется на воздухе, поэтому контакты из этого металла очень быстро приходят в негодность. В-третьих, каждый, кто хоть раз попытался паять алюминий, понял, что лучше взять что-то другое. Другой дешёвый материал - сталь, но она довольно хреново проводит ток. Остаются нам из хороших оплачиваемых проводников медь и серебро. Серебро круто, но цена будет неоправданно дорогой, кроме того, серебро тоже серьёзно окисляется. Что же делать?
Здесь нужно уточнить, что и у плебейского алюминия, и у породистой платины за передачу тока отвечают одни и те же электроны. Да-да, они все на одно лицо. То есть электропроводимость - самое важное в материале проводника. Ещё раз, медленно, провод из алюминия «звучит» так же, как провод с таким же сопротивлением и длиной из платины с добавлением слёз девственниц, собранных в полнолуние на южном склоне горы Фудзияма.
Для того, чтобы вычислить, какой материал проводника нам нужен, можно воспользоваться вот этим калькулятором:
http://electe.blogspot.de/2012/11/blog-post_24.html Любознательные могут посчитать, что если взять серебряный провод толщиной 2 мм и длиной в метр, то у него будет сопротивление 5,096 мОм. У медного такого же - 5,573 мОм. Да, проводит хуже. Но это разница в микроомы, то есть этой разницу можно будет только померить, но не услышать. Но мы же хотим быть точными и правильными, поэтому уменьшим-ка мы сопротивления куска медного провода до 5,055 мОм, то есть сделаем медный провод лучше серебряного. Что для этого нужно? Увеличить диаметр на одну десятую миллиметра. И всё.
Другая крайне важная величина - длина кабеля. Во-первых, само собой чем больше материала нужно преодолеть, тем больше будет теряться в процессе, то есть сигнал будет тише. Но это не страшно. Противнее то, что кабель, у которого больше одного проводника (то есть все аудио), это очень вытянутый в длину конденсатор. Вы помните из школьного курса физики, да? Два проводника, между ними - изолятор. Здесь играют две важные величины: индуктивность и электрическая ёмкость. Чем длиннее кабель, тем больше площадь, тем больше ёмкость. Индуктивность и ёмкость зависят друг от друга, если мы пытаемся в кабеле изменить одно, повышается другое. Чем больше ёмкость, тем труднее высоким частотам пробираться по кабелю, то есть кабель играет роль высокочастотного фильтра. Хорошая новость в том, что для наших целей это не играет большой роли. Нам не нужно проводить что-то выше 20 kHz на огромные расстояния, поэтому в домашней системе этим можно пренебречь и оставить правильные расчёты на совести производителя. Например, для того, чтобы кабель начинал отрезать частоты от 20 kHz он должен быть длиной 111 метров, у источника должно быть сопротивление в 600 Ом, а у кабеля ёмкость в 120 pF/m. У вас есть где проложить кабель в 111 метров? :)
У проводников есть ещё несколько других величин, которые в какой-то мере коррелируют с уже названными, поэтому не будем вдаваться в подробности.
Теперь немного о вариантах и поверьях.
Посеребренные и позолоченные проводники
В высокочастотной технике есть такое понятие, как скин-эффект. При высокой частоте переменного тока, плотность тока у краёв проводника выше, чем в середине. Грубо говоря, чем выше частота, тем через меньшее сечение течёт ток, тем «тяжелее» ему пройти через кабель. Что при слабых сигналах, большой длине кабеля и очень высоких частотах может искажать сигнал. Для того, чтобы этот эффект минимизировать, проводники делают либо в виде трубок, либо покрывают их тонким слоем серебра или золота для увеличения проводимости «кожи». При сверхвысоких частотах (от 300 MHz) скин-эффект становится настолько сильным, что проводник становится волноводом, что становится уже преимуществом, потому что позволяет делать хорошие проводники без использования большого количества материала. К аналоговым аудио кабелям это практически неприменимо. Во-первых, частоты, где скин-эффект становится проблемой, лежат далеко за пределами человеческого слуха. Во-вторых, для того, чтобы его расслышать, нужны очень длинные кабели, которые не только дома, но и на сцене найти трудно. То есть, эффект от применения в домашних аудио-кабелях настолько мизерный, что им можно абсолютно спокойно пренебречь. Кроме того, если сделать проводник немного другого сечения, или скрутить несколько проводников в один провод (или вы видели где-то массивный аудио-кабель?), то есть увеличить внешнюю площадь, то и то немногое станет в нашем случае практически неизмеряемым. Но, как вы понимаете, простые решения - не наш метод. Нам нужно много непонятных слов, и чтобы в описании продукта всплывало слово «золото».
Позолоченные контакты
В рекламе обычно удтверждается, что они лучше проводят, но как видно выше из таблицы, реклама безбожно врёт. Если бы проводимость материала контакта была бы до такой степени критической, то контакты бы делали из меди. Но инженеры ничего не знают о поверьях, а просто считают сопротивление материала на расстоянии в несколько сантиметров, поэтому даже для очень ответственных соединений вполне себе могут использовать сталь, потому что она при использовании в разъёмах практически неубиваемая. Преимущество золота - оно не корродирует, то есть не окисляется. Недостаток - это очень мягкий металл, поэтому сильно часто такими штекерами двигать не стоит, может стереться вся магия. Так что нужно ли вам золото на контактах - решать вам. В конечном итоге, это дело вкуса, но разницы в звуке, конечно, не будет никакой, по крайней мере первые лет десять в работе кабеля.
XLR-разъёмы
У аудиофилов и им сочувствующих есть стабильная допаминовая реакция на слово «профессиональное». В частности это относится к разъёмам, например XLR, которые применяются в студии и на сцене. Главное, что нужно понять, что использование этих вещей никак не отражается на звуке. Даже наоборот, через XLR-кабель обычно идёт
балансный сигнал, который уже очень давно применяется для того, чтобы с наименьшими потерями провести слабый сигнал со сцены в далёкий микшерный пулт. Но дома, где расстояния от источников до потребителей измеряются дециметрами, такой сигнал будет наоборот хуже, потому что балансный сигнал нужно ещё «сделать», а это ещё кучка шумящих резисторов. Кроме того, «профессиональные» разъёмы сделаны большими, мощными и с защёлками, чтобы их можно было каждый день дёргать замерзшими пальцами, и чтобы рабочим надо было постараться, чтобы кабели убить. Само собой, дома, где провода трогаются очень редко, этот аргумент отпадает. То есть это один из тех случаев, когда дома профессиональное оборудование будет хуже. Например, вилочный погрузчик - это очень профессиональная машина, но ездить на ней за покупками немного неудобно. Но люди с «золотыми ушами» на таких мелочах, конечно, не заморачиваются. В итоге получаются такие продукты, о которых даже в студиях не слышали, например наушники с двумя XLR штекерами, которые стоят немерянных денег, а пользы от них нет никакой. В студии совершенно везде для наушников используется TRS-штекер, о котором ниже.
Направленность кабеля
Некоторые производители любят на разъёмах рисовать стрелочки, что-то вроде направления вращения шин. То есть, «этот конец - в проигрыватель, этот - в усилитель». Это было бы нужно, если бы люди делали провода из полупроводников, но до этого пока что не додумался даже самый безумный аудиофил. Пока жилы сделаны из меди, это просто ненужное украшение.
Прогрев кабеля
Это уже выходит за границы хорошего вкуса. Описание процедуры прогрева на каждом ресурсе разное, поэтому я не буду здесь их приводить. Суть сводится к тому, что перед первым использованием кабели нужно «прогреть», то есть в течении определённого времени прогонять через них особенный магический сигнал. Время и сигнал везде различаются, и конечно приборы и сигналы для этого действа очень дорогие, но во всех высказываниях есть что-то общее. Они настолько изобилуют невежественными высказываниями, что у любого здорового человека, знакомого с физикой или химией, голова часто ударяется о стол. Здесь и перемещения электронов в другие слои проводника (то есть ионизация в домашних условиях), и залежавшиеся электроны, и магия. Ну, и я думаю, не стоит говорить о том, что при аудио-производстве такого бреда нет.
«Окрас» звука
Подразумевается, что при производстве (конечно очень дорогом) можно определить, насколько провод будет влиять на звук. Эпитеты вроде «нейтрально», «резко», «ярко», «воздушно», «тягуче», «глубоко», «прозрачно» показывают, что вы плохо разбираетесь в том, о чём говорите. В любом случае подразумевается то, что кабель может сделать с сигналом то, для чего в студии нужны специализированные приборы вроде эквалайзера или многополосного компрессора. Так вот, не может.
Давайте пройдёмся по нескольким стандартным кабелям и разъёмам, и я скажу, сколько по моему мнению стоит отдавать за них денег. Я буду их оценивать по шкале фейспалмов, от одного до пяти, которые случаются у звукотехников от упоминания аудиофильского аналого кабеля. Я приведу ссылки, где можно потратить много денег. Особенное внимание можно уделить описаниям товаров, насколько они скудны на техническое описание, и насколько полны эмоциональными эпитетами.
RCA, он же чинч
Самый частый в домашней аудио-системе кабель. Связывает аналоговые источники звука с усилителями.
Аудиофильский кабель получает от меня только один фейспалм из пяти, потому что этот вид кабеля действительно чувствителен к качеству, то есть лучше заплатить лишних десять евро и быть уверенным, что именитый производитель правильно подобрал проводники, количество и толщину жил в проводнике, и хорошо их спаял. Хотя и это больше вопрос личного успокоения, чем звука. Цена за хороший кабель - около 10 евро, за отличный кабель, звук которого не будет лучше, - около 25-30 евро. Всё, что больше, только для того, чтобы думать, что у тебя дорогие кабели.
TRS
В домашних условиях используется для подключения наушников к усилителям или для подключения хороших звуковых интерфейсов к усилителю. Цена за метр и фейспалмы, как и у RCA, потому что пересылает абсолютно тот же сигнал.
Акустический кабель
В принципе, самый нетребовательный кабель, который идёт от усилителя к колонкам. Должен быть достаточно толстым. Правильная толщина, как вы помните, вычисляется исходя из мощности, которую вы собрались через него пересылать, и длины. Здесь я даю два фейспалма
аудиофилам с толстыми кошельками. Потому что если правильно посчитать сопротивление, то разницы в звуке не может быть никакой. Продаются обычно нарезными, продавцы с совестью просят за десять метров с сечением 2×2,5 mm² около 10-20 евро, и немного больше, если кабель плоский, чтобы его можно было незаметно проложить. Лучше брать с запасом, потому что чтобы проложить 5.1 систему в средней комнате нужно вполне себе 20-40 метров. Зато такой кабель служит десятилетиями.
На этом аналоговые кабели заканчиваются. Дальше начинается совершенно ненужная возня. Все кабели ниже нормированны, то есть они либо проводят сигнял хорошо, либо никак. Кроме того, в каждом стандарте есть свои системы исправления ошибок. Поэтому, если вам говорят о «очень хорошо», можете сразу уходить.
HDMI
Используется для передачи цифровых видео и аудиосигналов, а ещё и для подключения к локальной сети. Обычное применение - от Bluray-плеера, игровой консоли, компьютера или ресивера. Имеет множество стандартов, в настоящий момент это 2.0 или 2.0a. Имеет бешенную пропускную способность в 14,4 Gbit/s, что, с другой стороны, делает его требовательным к проводникам и длине. Цена хорошего метрового кабеля - около 10 евро. Замечательно звучащих - не бывает по определению. Четыре фейспалма за
устаревший кабель.
S/PDIF, оптический TOSLINK и RCA
Используется для передачи аудио-сигнала в цифровом виде. Близкий родственник стандарта AES/EBU, который применяется практически во всех студиях. Тоже нормирован, поэтому либо передаёт звук, либо нет. Здесь нужно небольшое замечание. Для того, чтобы подключить к усилителю источник, не получится использовать одну провод от аудио-кабеля с RCA-разъёмами. Дело в том, что цифровой сигнал получается довольно высокочастотным, поэтому кабель S/PDIF должен быть с импедантностью в 75 Ом. Придётся разориться на специализированный кабель. Ну, или взять провод старого видео-кабеля с жёлтым разъёмом, у которого такая же импедантность. Цена хорошего метрового кабеля с разъёмом RCA - около 3-5 евро, с оптическим разъёмом - около 10-15 евро. Замечательно звучащих, как вы уже догадались, - не бывает по определению. Три фейспалма, потому что нужно просто подобрать правильный кабель, а не платить более 9000 денег за самые обычные
TOSLINK и
RCA.
USB
В представлении не нуждается. Используется всеми и для всего. У каждого дома можно найти завалы замечательных кабелей. Конечно, при
дорогом кабеле скачанная музыка станет лучше, чем при записи. Определённо четыре с половиной фейспалма. Вменяемые люди купят метровый кабель за 3-5 евро.
Ethernet
Используется для подключения усилителя с определёнными функциями к локальной сети, или для подключения интернет-радио к ней же. За приставку «
аудиофильский» я с уверенностью даю четыре с половиной фейспалма. Люди, которые знакомы с IT, вспомнят, что такое TCP/IP, и поплачут со мной. Цена отличного кабеля (Cat. 7, S-FTP) за один метр - около двух евро в офисном магазине.
Силовой
Если вы покупаете
аудиофильский силовой кабель, то вас уже даже не жалко. Пять из пяти фейспалмов. Это просто собственноручная подпись под «я ничего не понимаю в аудиосистемах». Ток из сети не несёт никакой информации. Кроме того, никто не может объяснить какой смысл должен быть в абсолютно точной передаче всех перепадов электрической сети. Кабель должен выдерживать ток вашей системы и стабильно сидеть в разъёме. То есть попадать в стандарт IEC 60320-1. Всё. Стоимость отличного метрового сетевого кабеля - 4-5 евро в строительном магазине.
В процессе подготовки поста я наткнулся на вещь, которая просто взрывает мою шкалу. Впрочем, смотрите сами.
Это подставки под кабель. Конечно, дешевле ста долларов за комплект их не бывает. По идее производителя бренный пол искажает магнитное поле вокруг проводника. Когда кабель же подвешен, то поле круглое, правильное и не искажает сигнал. Кроме того, они должны избавить кабель от дрожаний пола, наверное, чтобы у электрончиков не кружилась голова. Самые чуткие пользователи даже замечают разницу в звуке между подставками из разных материалов, а самый гуру способны различить породы дерева. И я не шучу. В этой концепции намешано столько бреда, что у меня действительно уже болят и руки, и лицо.
Я вот тут на несколько страниц растарахтелся, но всегда найдётся кто-то, кто скажет «это всё потому, что у вас не было возможности сравнить! Я вот отлично слышу разницу между бедняковским кабелем за 50 евро и моим любимым от AudioQuest!» Для таких деятелей есть отличное страшное слово. Слепой тест. Пока что ни у одного «золотого уха» не получилось вслепую определить разницу. Наоборот, чем больше человек о себе мнит, тем больше вероятность, что он не различит звук от кабеля за 9000 денег, от звука, который проводит кабель, приложенный к китайскому mp3-плееру. Тем более, что в подявляющем большинстве случаев разницы и не будет. Кроме того, таких людей можно водить на экскурсию в студии звукозаписи, где они с ужасом увидят, что кабели от совершенно разных и некрутых фирм лежат кучами совершенно не по фен-шую, а ещё по ним ходят.
В конечном итоге, да на этом свете есть хорошие и плохие кабели. «Звучать» будет только ужасно плохой и длинный, который ведёт слабый сигнал, но такие я встречал только в виде слишком длинных и дешёвых инструментных кабелей, в домашней системе такие не встречаются. Разницы в звучании между средненьким аналоговым кабелем и отличным - практически никакой, её можно только измерить. Разницы между хорошим и аудиофильським, даже за очень большие деньги, по определению быть не может. Если вам предлагают кабель за всего-то несколько сотен евро, который сделает ваш звук воздушным, а этот кабель за другие несколько сотен евро увеличит панораму, то вам нужно не поворачиваясь спиной медленно двигаться к выходу и улыбаться, потому что этот человек пытается сейчас вас обмануть. Единственное, что отличает качественный дорогой кабель от плохого, это то, как он сделан. Плохой кабель развалится после нескольких циклов использования. Хороший - сделан стабильно и прослужит всю жизнь.
В конце концов, важно помнить, что всё дело в музыке, и именно она определяет, хочется её слушать или нет. Даже через дешёвые длинные кабели, лежащие на холодном сыром бетоне.