Перевод с польского Натальи Астафьевой
Jenseits von Gut und Böse
Ты что комнату снимаешь у хозяйки
У вдовы но с неугасшим еще сексом
Ты обязан погулять с ее собачкой
Даже если только начал новый стих
В этой комнате где стул кровать и плесень
Неуютно в ней особенно сегодня
В то окно что круглый год глядит на север
Птица белая зимы стучит всю ночь
Можешь чай ты заварить себе хотя бы?
Можешь девушку позвать себе позволить?
Навестила ль тебя мать здесь хоть однажды
В этой комнате где сверху смотрит страх?
Твои рукописи здесь не ворошат ли?
Не ворчат что слишком много жжешь ты света?
О пустых твоих бутылках из-под водки
Говорит небось хозяйка каждый раз?
Эта комната и крепость и изгнанье
Это башня над добром и злом над жизнью
Ты не пробуешь бежать из этой башни
Где немых углов четыре Пятый: смерть?
Сб. «Письмо к неизвестному поэту», посм., 1986
Jenseits von Gut und Böse (нем.) - По ту сторону добра и зла (название книги Ф. Ницше).
Астафьева Н., Британишский В. Польские поэты ХХ века: Антология. - Т. 2. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 392.
Рафал ВОЯЧЕК (1945-1971). Родился в небольшом старинном, а в ХХ веке промышленном городке Миколов близ Катовиц. Родители его, отец и мать, люди с университетским филологическим образованием. В 1963 он окончил лицей. Один семестр учился на филологическом факультете Ягеллонского университета в Кракове. В 1964 переехал во Вроцлав. Начал печататься. Дебютировал стихами в журнале «Поэзья» в 1965. Публиковался во многих других журналах. При жизни вышли две книги его стихов: «Cезон» (1969) и «Другая сказка» (1970). В мае 1971 покончил самоубийством.
Посмертно вышли книги стихов «Которого не было» (19720 и «Неоконченный крестовый поход» (1972). После смерти стал культовой фигурой нескольких поколений польской поэтической молодежи. Неоднократно издавались его избранные стихи (1976, 1983, 1985, 1998). Стихи его включены в важнейшие антологии современной польской поэзии. В 1999 вышла книга С. Сроковского «Скандалист Воячек»; С. Сроковский, знавший Воячека, собрал свидетельства людей, знавших его, и его письма.
Будучи сверстником «поколения 68», Новой Волны, Воячек ушел из жизни раньше, чем это поколение по-настоящему вошло в литературу. Очень многое резко отличает его, «прОклятого поэта», от поэтов Новой Волны, сближает желание говорить откровенно, «впрямую», без обиняков. Одержим был мотивами секса и смерти.