Перевод с французского Александра Гатова
Парламент подличает, врет.
Он - негодяям друг.
У Франции из горла прет.
Не пожалейте рук!
А ну-ка, гони
Господ депутатов!
А ну-ка, гони,
Довольно возни!
Парламент - сборище гнилых
Шакалов и гадюк.
Такого мнения о них
Все, даже Кловис Хюг!
А ну-ка, гони
Господ депутатов!
А ну-ка, гони,
Довольно возни!
Посмотришь - с виду радикал,
Притом - социалист,
А на проверку - и привал,
И на руку не чист.
А ну-ка, гони
Господ депутатов!
А ну-ка, гони,
Довольно возни!
У них улыбочка сладка,
Зад - словно для карьер.
Им здорово дают пинка
Вильсон или Фальер.
А ну-ка, гони
Господ депутатов!
А ну-ка, гони,
Довольно возни!
Что б обезвредить пошляков,
Лекарство мы найдем
И сверху, снизу и с боков
Прочистим этот дом.
А ну-ка, гони
Господ депутатов!
А ну-ка, гони,
Довольно возни!
Сб. «Боевые песни», 1889
«Жюль Жуи родился в Париже, в квартале Виллет, где в старых, закопченных, грязных домах ютятся рабочие, мелочные торговцы и нищие. Отец поэта был мясником. В ранней юности Жуи помогал отцу в лавке. Жюль Жуи, подлинный “сын народа”, с ранних лет увидел Париж с его неприглядной стороны и впитал в себя ту ненависть к правящим классам, которой дышал Виллетт.
Искусство песни далось Жуи легко. Жуи начал писать куплеты на обывательскую злобу дня - об убийстве, совершенном ночью, о внезапно обнаруженном биржевом жульничестве, об очередной отставке кабинета и т. д. Вскоре он занял выдающееся положение в концертных залах Монмартра 80-х годов. Жюль Жуи был одним из тех авторов-исполнителей, которые создали популярность знаменитому кабаре “Ша-нуар”. Поэт обладал запоминающейся внешностью: высокий, плотный, белокурый, с большим лбом, с лицом крупной лепки; рассказывают, что он был похож на Рошфора в молодости. Жуи был глубоко демократичен и резок. Это подчас коробило кое-кого из пестрой толпы, наполнившей монмартровское кабаре, но этим же поэт обратил на себя внимание писателя Жюля Валлеса, участника Парижской коммуны, редактора газеты “Крик народа”, объединявшей выдающиеся марксистские и бланкистские литературные силы. Валлес привлек Жуи к работе в качестве фельетониста; “Крик народа” дал творчеству Жуи революционно-пролетарское направление.
Работа в газете была плодотворной. Это была эпоха подъема французского рабочего движения, роста синдикатов, ожесточенных классовых боев, упрочения рабочих депутатов на парламентских скамьях. Жуи откликался на все более или менее значительные события пролетарской борьбы. Он изо дня в день звал рабочий класс полагаться только на себя, не веря никаким обещаниям. Редко кому в литературе удавалось и удается работать так быстро и так мастерски, как Жуи. Очевидно, у него был огромный импровизационный дар. Песни Жуи - это поэтические листовки, памфлеты, бытовые очерки, проникнутые ненавистью к буржуазии и к ее государственному строю. Особенно удачны были атаки Жуи на генерала Буланже, который возглавил реакцию, начавшуюся после Парижской коммуны. Жуи - поэт контрбуланжистского движения, охватившего широкие демократические массы Франции. Куплеты Жуи против Буланже подхватывала улица, и они становились лозунгами избирательных кампаний. <...>
Творческая работа Жюля Жуи оборвалась внезапно. Однажды его веселый смех превратился в смех безумия. Жуи умер в психиатрической лечебнице.
Песни Жуи объединены в сборники: “Песни за год” (1888 г.), “Боевые песни” (1889 г.), “Песни игрушек” (1889 г.), посвященные пролетарским детям - “маленьким мученикам”, и “Куплеты Ша-нуар”» (А. Б. ГАТОВ, с. 137-139).
Кловис Хюг (Гюг; 1851-1907) - французский политический деятель и поэт, депутат-социалист. Арман Фальер (1841-1931) - французский политический деятель, занимавший различные государственные посты с 1870-х, президент Франции в 1906-1913 гг.
Гатов А. Б. Поэты парижских баррикад: Революционные шансонье. - М.: ГИХЛ, 1934. - С. 101-102.