О целях олимпиад

Sep 24, 2007 10:56

Зашел тут разговор о целях олимпиад. Ну, то есть, разговора, конечно, не было, был длинный монолог человека, считающего, что он вправе обличать... Ну да ладно. Собственно, это было бы даже смешно, если бы не было так грустно. Но конкретных людей мы обсудим позже. А вот по сути вопроса высказаться необходимо.

Я, естественно, буду говорить о математических олимпиадах. Во-первых, это вопрос, в котором я "в теме", а во-вторых, все-таки исходная дискуссия разгорелась именно из-за соревнований по этому предмету. Мне очень жаль, что автор исходного поста убрал свой текст под замок, если он решит вернуть его в общий доступ (чего мне бы очень хотелось), я дам ссылку. Но вернемся к теме.

Для начала рекомендую всем ознакомиться со следующим текстом: http://www.kknop.com/math/tezisy.html

Там много интересного, но обратим внимание на первый абзац: олимпиада не может и не должна быть самодостаточным мероприятием, она имеет смысл только как звено системы работы с одарёнными детьми (выделено Рубановым И.С.)

На самом деле это очень верный подход. Олимпиада - вовсе не самоцель, и не нужно рассматривать ее как спортивное мероприятие. Олимпиада - средство популяризации математики в первую очередь. Очень разумное, между прочим. В 12-16 лет подросткам свойственно бороться за свое место в мире. Самый драчливый возраст. А мы хотим, чтобы они занимались математикой. Как это сделать? Правильно, стилизовать обучение под соревнование.

Естественно, только дракой... пардон, соревнованием нельзя ограничиться. Ровно потому, что подросткам не свойственно драться "просто так" - они сражаются за первенство в группе. Следовательно, чтобы соперничество не было бессмысленным, такую группу нужно организовать...

А вот тут начинаются проблемы. Олимпиады эффективны, когда такое сообщество детей существует. Например, в 239 школе в Питере или в 57 в Москве. Надеюсь (впрочем, чего там лицемерить, не надеюсь, а уверен), что такое сообщество мне удалось в свое время создать в СУНЦ УрГУ у нас в городе. Существование таких групп детей, которые считают общение посредством обсуждения математических тем - это и есть цель математического образования (в конце концов, чего мы хотим? Правильно, мы хотим, чтобы не иссякло математическое сообщество в целом...). А олимпиады - средство, ориентированное на психологию конкретного возраста, не более того...

Причем лучше всего математические соревнования работают там, где такое сообщество уже есть. Все нормально, дети борются за первенство в своем кругу. А если такого круга нет? Как нет его в большинстве регионов страны. Как не было его в восьмидесятые годы в Свердловске...

В этом, между прочим, основной дефект проекта положения по олимпиадам. Оно "одно на всех" - а регионы-то ох какие разные... Как должен вести себя разумный педагог на месте, если ему спускают олимпиаду, разработанную умными людьми в столицах, и рекламируемую как "прекрасно работающую в лучших школах"? У него-то школы отнюдь не лучшие...

Варианты поведения: 1. формально провести все по правилам и отчитаться. Тут правда, есть проблема - дети на такое ходить не будут. Ну так это вообще не вопрос, детям же и приказать можно... 2. задвинуть нафиг указания чиновников и сделать мероприятие (раз уж проводить его все равно нужно) интересным детям. Тут правда есть свои опасности. Во-первых, чиновники будут ругать... ну, да это дело привычное. Обиднее другое. Те, кого стоило бы считать своими, поднимут хай "о нарушении спортивных принципов". Надо же... Как посмели! У вас не так, как в Питере... Немедленно сделать также! (как именно этого добиться - обычно умалчивают)...

Для примера рассмотрим следующий случай (с которого и начался сыр-бор). Оговорюсь, что сам я там не был, и все знаю только с чужих слов. Но, допустим, на "турнире городов" в Свердловске в восьмидесятые годы жюри допустило коллективное решение и участники этим воспользовались (еще раз: "допустим..."!) . Случай попадает в интернет и высокое сообщество решает, достойны ли осуждения такие дети. О виновности жюри вопрос не стоит. Виновно однозначно!

Так вот. Во-первых, дети стояли перед выбором, какую из двух групп взрослых слушать. Либо свое жюри, либо организаторов турнира. Вам кажется, что они выбрали не тех? Ну так это означает, что вы, господа, просто проиграли в конкуренции за детей. И не нужно называть свое неумение сделать тот формат соревнований, который интересен детям, "детским жульничеством". Это не дети жулики, это вы ламеры. Извините за грубость.

А самое главное! Я считаю, что местное жюри поступило совершенно правильно! Ну нет в городе школы, нет математического сообщества среди детей... Так что теперь, тупо выполнять инструкцию? Не стали! И правильно! Дети получили удовольствие от математического общения, появился зародыш того самого общества, которое и является целью. И я абсолютно уверен, что в том, что сейчас ситуация с математическим образованием в Екатеринбурге не столь печальна, как двадцать лет назад, огромная заслуга того жюри. А критикам посоветовал бы не забывать, откуда они сами взялись. А то некоторым кажется, что если при них были такие правила, то они появились сами собой...

Кстати, о критиках. Я уже объяснил, что спортивная составляющая олимпиад - дань подростковому стремлению с соревнованию. В дальнейшем люди обычно выходят из этого возраста. Но не все... Некоторое так там и остаются. Борются! Гордятся своим "я решительно потребовала..." Считают спортивные достижения своими главными достижениями. Я не хочу никого осуждать. В том числе и излишнюю горячность, порою находящуюся на грани хамства. Что я, подросткового хамства мало слышал, что ли... Ничего, подрастут - образумятся. Правда, некоторых приходится слишком долго ждать. Но я терпеливый.

Ну, и наконец о проекте положения по олимпиадам. Я уже сказал, что один проект на всех - явная глупость. Понятно, что чиновникам так удобнее, так что единый проект будет принят. Так вот. Я не считаю, и не буду считать впредь, что нарушение этих правил (а также любых других) - это однозначно плохо. Опять же, я и не утверждаю, что это однозначно хорошо... Но я никогда не позволю себе сказать, что кто-то жульничал иначе, как после детального ознакомления с ситуацией.

В любом случае я против того, чтобы всех стричь под одну гребенку. Хочется надеяться, что казарменная математика все-таки не пройдет, как бы этого некоторым не хотелось.

Update: по совету edwardahirsch несколько скорректировал текст.

me, teach

Previous post Next post
Up