Не потому, что Обама в гостях, а просто так, напишу о неофициальной "новой американской мечте".
В послевоенные годы, во время бейби-бума была сформулирована классическая формула американской мечты: "жить в доме за городом, иметь одну, а лучше - две машины, телевизор, холодильник и т.п." Все это вылилось в развитие субарбанизации США.
После внедрения Федеральной системы хайвеев в начале 60х, как почки на ветках, вдоль шоссе начали расти коттеджные поселки. В итоге, к настоящему времени большинство населения США живет именно в таких условиях. По формальным признакам такое расселение считается городским, однако, от того, что мы понимаем под городом, там почти ничего не осталось. Sprawl, как его называют по-английски, характеризуется очень низкой плотностью расселения, и одно-функциональным зонированием:
К чему все это привело?
"В коробочке между коробочками"
Низкая плотность расселения и сама философия проживания привела к полной зависимости жителей от автомобиля: большие расстояния не позволяют передвигаться без доп. транспорта, а общественный транспорт при таком низкоплотном расселении просто не рентабелен.
Жизнь в автомобиле и одно-функциональное зонирование привели к деградации социальной жизни, так как практически уничтожили возможность для случайных знакомств итп.
Именно автомобиль, а не макдональдс является основной причиной ожирения, которое уже признано национальной проблемой здравоохранения. Так, в среднем житель сабербии в день проходит < 1км., а нью-йоркец - порядка 5 км/день.
Добавьте к этому чудовищную социальную сегрегацию, которая возникает из разнесения в отдельные зоны жилья для разных уровней дохода. Отсюда и соответствующее качество школ в разных поселках итп.
Понимание и новые тренды
Негативные аспекты субурбанизации стали проявляться весьма рано, но только в 90х годах ученые начали открыто критиковать сложившуюся ситуацию, и призывать к изменению парадигмы развития территорий.
Одного только осознания негативных социальных процессов было недостаточно. Конечно, отдельных политиков волновали вопросы сегрегации итп, но жителей дорогих поместий за высокими заборами это мало беспокоило.
Поэтому куда более важными являются экономические причины:
- во-первых, зависимость жителей от автомобиля транслируется в зависимость страны от иморта нефти;
- во-вторых, sprawl приводит к неэффективному использованию земельных ресурсов, а также требует огромного количество инфраструктуры (дорог, энерго-сетей), которую стало чрезвычайно затратно поддерживать;
- в-третьих, радикально изменилась демография страны: вместо семей с детьми, теперь большая часть домохозяйств будут представлять одиночки. Также, увеличилась доля имигрантов, доход которых не позволит им купить свой дом, машину итп. Иначе говоря, изменилась структура спроса на жилье и транспорт
Smart Growth и Trasit Oriented Development
В результате появилась новая парадигма, которая предполагает ограничение "расползания" поселений, увеличений их плотности. T.O.D. - частный случай этой парадигмы, при котором существующие поселения регенерируются за счет строительства общественного транспорта, и уплотнения застройки в кольце с радиусом пеходной доступности. На иллюстрации пример подобного развития района в Вашингтоне:
Более того, происходит переход от одно-функционального зонирования территорий - к многофункциональному. Это позволит создать более благоприятную социальную и экономическую атмосферу, уменьшить сегрегацию населения.
Что же касается Обамы, то его администрация поддержала этот тренд, что нашло отображение в его стратегии антикризисного развития. Для мега-районов предлагается внедрение скоростного рельсового сообщения, что должно помочь стране стать чуть менее зависимой от автомобиля.
Для России вывод один - нечего совершать чужие ошибки и не надо увлекаться субурбанизацией. Однако, федеральную систему дорог развивать конечно же надо.
пара ссылок по теме:
Sprawl wiki:
http://en.wikipedia.org/wiki/Urban_sprawlRichard Florida comments -
http://www.creativeclass.com/creative_class/2009/05/05/mega-regions-and-high-speed-rail/