Хе-хе. Довелось мне как-то почитать прелюбопытную дискуссию на каком-то форуме (ссылку не проси - давно дело было). Там какое-то создание женской национальности с ярким имперским мышлением доказывало, каким восхитительным народом были римляне и как их оболгали в веках. Началось все, разумеется, с военных походов, призванных принести неотесанным варварам гармонию и процветание, чего не ценили только особенно тупые и упертые отморозки типа Верцингеторикса. (Да-да, ровно как на той картинке: "Кто-то там размышляет о важности цивилизаторской миссии в Галлии. Главное, чтобы галлов хватило"). В процессе дискуссии собеседники создания, конечно, упомянули и гладиаторские бои. Создание взвилось! Да знаете ли вы, завяило оно, что смерть на арене являлась исключительным, из ряда вон выходящим случаем, что зрители приходили в амфитеатр исключительно насладиться видом красиво фехтующих красивых парней, и вообще это был просто спорт, а всякие ужасы напридумывали противный Джованьоли и его прихлебатели. У меня руки чесались привести цитату из
( ... )
Насчет цивилизаторской миссии я бы сказала, что римляне как несли свою культуру вовне, так и сами становились объектами культурного влияния со стороны соседей, усвоили же римляне импортированный из Персии митраизм, а из Иудеи христианство. И вообще, ты дальше слушай, потому что ты такого больше нигде не услышишь. Эти трепетные создания повторяют то, что вычитали в книжках, а я то, что лично мной придумано. Я не очень поскромничала? :-)
А насчет ненависти к этрускам ты не горячишься? Сколько от них ритуальных предметов в Рим перешло, курульные кресла, тоги... или это тоже злобная деза старой литературы? Вроде бы Клавдий их языком специально занимался. Как-то на ненависть не тянет.
Последнего царя-этруска не любили, правда, вдохновенно. :)
Как я рада, что ты начала выкладывать статью! Спасибо.
Наверное, горячусь. :-) У меня, действительно, нет полной уверенности в этом вопросе, я основываюсь на цитате из Сергеенко: "Обитатели Этрусской улицы слыли людьми сомнительной репутации: Плавт говорил, что там живут те, кто торгует собой Curc. 482); "бессовестный народ с Этрусской улицы" - честил их Гораций (sat. II. 3. 228). Мы не знаем, было ли это мнение справедливо; может быть, здесь сказалась старинная нелюбовь к этрускам, столь яркая уже у анналистов IV в. до н.э."
Ну, для анналистов IV века этруски еще военный противник, который Риму дорого стоил. Так что для них эмоциональная окраска естественна. Может, и Этрусская улица была своеобразным кварталом.
Но в общем, действительно получается, что ты права, и у римлян много причин смотреть на этрусков косо. Может, и не ненавидели, но не любили. Так что какую-нибудь гадость на этрусков свалить было вполне естественно.
А то, что некоторые религиозные ритуалы заимствовали и отчасти государственную символику - об этом только ученые и помнили, вероятно.
Comments 8
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Последнего царя-этруска не любили, правда, вдохновенно. :)
Как я рада, что ты начала выкладывать статью! Спасибо.
Reply
"Обитатели Этрусской улицы слыли людьми сомнительной репутации: Плавт говорил, что там живут те, кто торгует собой Curc. 482); "бессовестный народ с Этрусской улицы" - честил их Гораций (sat. II. 3. 228). Мы не знаем, было ли это мнение справедливо; может быть, здесь сказалась старинная нелюбовь к этрускам, столь яркая уже у анналистов IV в. до н.э."
Reply
Но в общем, действительно получается, что ты права, и у римлян много причин смотреть на этрусков косо. Может, и не ненавидели, но не любили. Так что какую-нибудь гадость на этрусков свалить было вполне естественно.
А то, что некоторые религиозные ритуалы заимствовали и отчасти государственную символику - об этом только ученые и помнили, вероятно.
Reply
Leave a comment