В связи с событиями в Мали я хочу отметить, что Франция сохранила финансовый контроль над своими бывшими колониями. В целом же деколонизация, о которой с восторгом писали коммунисты, левые, марксисты, отчасти была результатом сопротивления местного населения колонизаторам. Прежде всего это было сопротивление элит. Однако в значительной степени деколонизация была результатом сознательного сброса колоний метрополиями.
Финал деколонизации на рубеже 50-60-х годов совпал с активным формированием офшорных зон, которые позволили перевести эксплуатацию колоний в новое измерение. При этом колонизаторы не должны были нести никакой ответственности по поводу колоний. Вы хотели получить свободу? Пожалуйста, вы теперь свободны от всего, в том числе и от наших обязательств перед вами... Между прочим, отмена крепостного права в России и отмена рабства в Америке в значительной степени тоже были отказом правящих, господствующих групп от обязательств по отношению к зависимым. Возвращаясь к вопросу о деколонизации, я подчеркиваю, что, за несколькими исключениями, старые зоны влияния остались за теми же бывшими метрополиями. Ситуацию можно охарактеризовать фразой «старые ключи открывают новые замки».
Термин «неоколониализм» употребляется очень часто, но какие механизмы стоят за ним? С колониализмом понятно - это ограбление, а с неоколониализмом дело обстоит хитрее. Самая примитивная форма неоколониальной эксплуатации - это «ножницы цен», когда продукция страны скупается почти задарма, но есть и более изощренные методы воздействия. Это схемы, когда стране навязываются займы и проекты, которые ведут к катастрофическим последствиям. Потом происходят социальные волнения, а чтобы решить эту проблему, правительства берут еще большие займы. Так происходило в Эквадоре или, например, в Индонезии. А когда какие-то руководители не шли навстречу верхушке мировой капсистемы, то с ними обходились очень жестко. Третий механизм - это коррупция, когда она становится формой неоколониальной эксплуатации. Т. е., говоря о неоколониализме, можно выделить три основных способа его реализации: «ножницы цен», экономические диверсии и коррупция. Если все это не срабатывает, тогда - «мы идем к вам», и появляются американский флот и т. п.
В последние недели произошли резкие изменения в арабской части Африки. Это и Тунис, и Египет, и Судан, события в котором значительно меньше освещаются в нашей прессе. Страны разные, но у происходящих событий есть общий знаменатель. В Египте огромные слои населения находятся в бедности, в Тунисе ситуация хотя и лучше, но важно ведь то, как люди ощущают экономическое положение своей страны. Произошел взрыв массового недовольства, и его кто-то должен был организовать, проплатить и артикулировать. Интересная вещь: в Тунисе полиция сразу перешла на сторону митинговавших, и в Египте ни армия, ни полиция не бросались активно разгонять демонстрантов. Кому же нужна дестабилизация? Это на руку части англосаксонской элиты. Дестабилизация создает проблемы конкурентам США, то есть европейцам и китайцам. Разделение Судана на две части - это американский ответ китайскому присутствию. Китайцы внедрялись в Африку через Судан, и теперь один из каналов отсечен. Египет и Тунис завязаны на Европу, и дестабилизация в этих двух странах является проблемой Евросоюза. Это дает США некоторые очки, а в политике обычно и побеждают не нокаутом, а набирая тактическое преимущество.
http://fursov.vkrugudruzei.ru/x/blog/ Николай Малишевский - Чёрный передел Чёрного континента
Франция и США приступили к очередной перекройке границ Африки, а заодно перераспределению ресурсов Чёрного континента в свою пользу еще в первой половине 2000-х гг. Тогда же, по словам одного из заместителей главы Госдепартамента США, "африканская нефть стала сферой стратегических интересов Соединенных Штатов". Из 8 млрд. баррелей новых запасов, разведанных в мире, примерно 7 млрд. баррелей нефти залегают на этом голодном и считающемся бедным континенте. Газовые ресурсы Африки также очень значительны и насчитывают 14,65 трлн. кубометров, или 7,9% мировых запасов.
По мнению американских стратегов, на долю Африканского континента должны приходиться не менее 25% всей импортируемой США нефти. Для сравнения: оккупированный Ирак поставляет в США всего около 5 %. Европейцы, имеющие свою точку зрения на распределение богатств Африки, приняли решение о размещении франко-германского воинского контингента на богатейшей ресурсами африканской земле еще десять лет назад, но сами воевать до недавнего времени не спешили - и они, и американцы стремятся «переделить» в свою пользу богатства Чёрного континента руками африканцев. В первое десятилетие XXI века это делалось посредством эскалации межэтнического противостояния в Центральной Африке. Прежде всего, в восточной части второй по величине стране континента - Демократической Республики Конго (ДРК), где сосредоточены крупные запасы кобальта, меди, кадмия, нефти, алмазов, золота, серебра, цинка, олова, урана, бокситов и железной руды. В ходе гражданской войны в ДРК было убито около 4,5 млн. человек.
В эти дни на фоне сообщений из Мали незамеченными проходят пресс-релизы МИД России о серьезной озабоченности «деградацией ситуации в сфере безопасности» в Центральноафриканской Республике (ЦАР), где «дальнейшая эскалация внутреннего конфликта чревата самыми тяжелыми последствиями для ЦАР, грозит дестабилизацией обстановки в центральноафриканском регионе в целом».
По словам экспертов, для европейцев и американцев войны в Африке - что-то вроде «компьютерной игры, где каждая из сторон может проиграть без особого для себя ущерба», поскольку «к Африке до сих пор сохранилось колониальное отношение, здесь действует правило не убивать «своих», то есть белых. Когда в середине 90-х в Руанде погибли 2-3 француза, Париж поднимал ужасный вой. Миллион убитых за несколько дней африканцев не произвел на европейцев никакого впечатления. А ведь все это показывалось по телевизору. Миллион трупов невозможно спрятать от журналистов, их просто некому убирать».
Возникший в 1990-х годах под влиянием западного «миротворчества» раскол между двумя африканскими народностями - тутси и хуту - перерос, по меткому замечанию бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт, в «первую мировую войну» для Африки. За противоборствующими группировками африканцев стояли западные державы. Французы делали ставку на хуту, компании из США - на тутси, которым оказывали военную помощь через Уганду. Одним из результатов этого стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде в апреле 1994 года, когда примерно за неделю в основном деревянными мечами и мотыгами руандийцы из народности хуту убили около миллиона тутси. По мнению экспертов, геноцид тутси был очень хорошо организован. Судя по всему, его планированием занимались не сами хуту, а спецслужбы западных стран. По местному радио шла оголтелая пропаганда против тутси, представители ООН фиксировали подготовку к погромам: составлялись списки адресов тутси, номеров их автомобилей и т.д.
После этого Пентагон в 2005 году дал понять, что вскоре в Африке будет открыт новый «антитеррористический» фронт. Повод - борьба с вездесущей и неуловимой «Аль-Каидой». По информации Associated Press, в докладе Минобороны США «Аль-Каида» обращает свой взгляд на Африку» утверждается: «Аль-Каида» рассматривает пустыни и джунгли Африки как рай, в котором террористы могут тренировать боевиков и готовиться к новым атакам». А истинная причина такого внимания к Африке - желание установить военное господство США на Чёрном континенте. В новых соглашениях о размещении вооруженных сил речь почти всегда идет о странах - экспортерах нефти. Это Нигерия (захват ее нефтеносных районов осуществлён с помощью решения Международного суда), Судан (от которого отделены большинство нефтеносных районов), Габон, Чад…
Поэтому нечего удивляться, что деятельность террористических групп на Чёрном континенте стала «неожиданно» обнаруживаться, прежде всего, в богатых нефтью краях. На пару с США, с пользой для себя, выразила готовность побороться с терроризмом в Африке и Англия, чьи граждане (включая сына Маргарет Тэтчер, офицеров британских спецслужб, крупных торговцев оружием и даже лорда Джеффри Арчера и министра в правительстве Тони Блэра Питера Мэнделсона) еще весной 2004 года фигурировали в скандале вокруг заговора с целью свержения президента Экваториальной Гвинеи Т.Обианга, которого планировалось заменить представителем местной оппозиции, поддерживаемой западными финансистами. Экваториальная Гвинея является третьим по величине экспортером нефти в Африке. Фактически это новый чёрный Кувейт, производящий около 400 тысяч баррелей нефти в день. Прямо обвиняли Великобританию в попытке государственного переворота и власти Зимбабве.
Следующий этап передела Чёрного континента, характеризуемый уже прямой военной интервенцией, начался с пресловутой «арабской весны» и вторжения в нефтеносную Ливию. Как это происходит, хорошо видно по событиям в Мали - стране, богатой золотом, алмазами, оловом, бокситами, фосфатами, ураном, литием, железной рудой, марганцем, полиметаллами (медь, свинец, цинк, серебро) и редкоземельными элементами вроде молибдена. Кроме этого, Мали - крупнейший в регионе экспортёр хлопка, страна обладает также серьезным гидроэнергетическим потенциалом.
Французы, действуя по американской «антитеррористической» кальке, проводят сейчас наземную операцию против исламистов, которых сами же вооружили ливийским оружием, захваченным после свержения Каддафи. НАТО уже приветствовала военную операцию французских войск, к которой сразу подключились (пусть и опосредованно) Великобритания и Германия. США также официально заявили о поддержке французской военной операции, ставшей логическим продолжением ливийской. По сути, это совместная операция Запада против экономической экспансии в Африку Китая, наладившего бартер золотом и хлопком из Мали и финансирующего инфраструктурные проекты более чем в 35 странах Африки. (Похожим способом немного ранее в результате малой военной операции, был захвачен Кот-д’Ивуар и ликвидирован китайский проект с какао-бобами).
О природе неафишируемого интереса Франции, рискующей получить в своей бывшей колонии Мали «новый Афганистан», на французском новостном сайте Atlantico в материале, размещённом 12 января 2013 года, можно прочитать между строк: «Нефть до сих пор является важнейшим энергоносителем для современного общества. Поставки черного золота во Францию опираются преимущественно на добычу в России. Однако у россиян появляются средства для того, чтобы поставить на первое место других клиентов, таких как Китай и Япония, и экспортировать нефть на восток, а не на запад… Вот так пощечина… Россия готовится лишить нас "дозы" и отдать ее давно подсевшим на нефтяную иглу китайцам, японцам и американцам».
По мнению российских экспертов, «логика событий 2012 года на севере Мали показывает, что всё происходившее там было тщательно спланированным спектаклем для подготовки общественного мнения к «необходимости военного вмешательства». Это действительно так. По данным New York Times, вооружённые повстанцы в Мали и туареги, чьи действия предшествовали захвату севера страны исламистами, были обучены военными инструкторами из США. Однако, по мнению малийских офицеров, «помощь американцев оказалась бесполезной, они сделали неправильный выбор», поскольку благодаря экстремистам, вытеснившим туарегов из региона, теперь инициативу у американцев перехватили французы, начавшие наносить авиаудары по позициям боевиков-исламистов, что с первых же дней повлекло жертвы среди мирного населения.
Туареги проживают в Нигере, Мавритании, Ливии, Алжире, Буркина-Фасо и других сопредельных с Мали странах, в том числе тех, которые уже готовы присоединиться к операции французов. Подобное «миротворчество» способно взорвать всех африканских туарегов, положив начало новому этапу западной интервенции в Африке… Это поставит под угрозу всю обширную Сахаро-Сахельскую зону, о чем уже прямо предупредил МИД России.
http://www.fondsk.ru/news/2013/01/18/chernyj-peredel-chernogo-kontinenta.html Александр Мезяев - Военное вторжение в Мали: спецоперация по реколонизации Африки
Начавшаяся 11 января военная операция в Мали - яркий пример очередной спецоперации по
реколонизации Африки. Происходит методичный и уверенный захват западными державами всё новых территорий Африканского континента. Захват Судана был произведён путём раздела страны (с отделением от основного Судана большинства нефтеносных районов). Захват нефтеносных районов Нигерии осуществлён с помощью решения Международного суда. (1)
Захват Ливии произведён путём прямого военного вторжения, а
захват Кот-д’Ивуара - в результате малой военной операции, проведённой силами ООН. Методы различные - результат один. Реколонизация Африки набирает силу...
При этом захват Мали проводится с учётом ошибок всех предыдущих захватов. Сегодня все уверены, что Запад встал на защиту суверенитета и территориальной целостности Мали. Однако есть ряд факторов, указывающих на то, что
это не совсем так. На самом деле террористические группировки на севере Мали возникли не в 2011-2012 годах. Они там создавались и активно действовали на протяжении ряда десятилетий. (2) Взорвало ситуацию ливийское оружие, захваченное после свержения М.Каддафи. Однако оружие «ушло» в Мали не само собой. Имеются свидетельства о том, что переброска оружия осуществлялась с помощью Франции.
Логика событий 2012 года на севере Мали показывает, что всё происходившее там было тщательно спланированным спектаклем для подготовки общественного мнения о «необходимости военного вмешательства». Так, было организовано расползание ливийского оружия с передачей его в руки лидеров туарегов для того, чтобы спровоцировать их на военные действия. Однако туареги быстро поняли, что их использовали и стали отмежёвываться от ранее провозглашённой независимости. Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА) заявило, что провозглашение независимости Азавада было всего лишь «попыткой привлечь внимание международного сообщества к судьбе населения севера», и выразило готовность к переговорам. (3) За это НДОА подверглось нападению уже со стороны Аль-Каиды в странах исламского Магриба (АКИМ) и Движения за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА), то есть реальных организаторов провокации. Кроме того, и организация Ансар Дине (АД) заявила, что готова немедленно начать переговоры. На встрече, состоявшейся в ноябре в Уагадугу, АД объявила об отказе от «насилия, экстремизма и терроризма и обязалась бороться с трансграничной организованной преступностью». (4) «Предательство» АД привело к боям уже с ней. В ноябре развернулись вооружённые бои между НДОА, с одной стороны, и ДЕДЗА и АКИМ - с другой. В конце ноября Ансар Дине вступила в бои на юго-западе Тимбукту с силами ДЕДЗА. Однако в конечном счёте эти бои в целом вписались в стратегию дестабилизации Мали. Всё происходит на фоне поступающих сообщений о том, что сторонники джихада и террористические элементы прибывают на север Мали, с тем чтобы присоединиться к вооруженным формированиям. (5) При этом террористическая зона на севере Мали действительно получает поддержку главных террористических группировок региона, включая ставшую широко известной нигерийскую «Боко Харам». По оценкам Генерального секретаря ООН, в результате захвата севера страны появилось около полумиллиона беженцев и более 200 тысяч перемещённых лиц. Гуманитарная катастрофа затронула все приграничные с Мали страны. Однако именно это и требовалось. Для усиления эффекта были уничтожены мусульманские святыни в Тумбукту и других древних исторических центрах Сахары. Эти действия не имели никакой другой цели, кроме цели шокировать международное сообщество и обеспечить широкое согласие с необходимостью военной операции.
Именно в этом контексте следует рассматривать и
государственный переворот в Мали в марте 2012 года, когда за несколько дней до президентских выборов был свергнут президент Амаду Тумани Туре (АТТ). Кажущаяся нелогичность этого переворота (был свергнут президент, который не был кандидатом на новый срок) легко объясняется тем, что и сам АТТ, и наиболее вероятные победители являлись противниками военного вмешательства Запада.
После переворота идея иностранной военной помощи начала стремительно развиваться. Новые власти Мали направляют запрос о военной помощи в ООН и подают жалобу в Международный уголовный суд. Однако внутри Мали всё ещё продолжается борьба за концепцию военного вторжения. Сталкиваются предложения «помощи» Запада и межафриканской военной миссии. Вероятно, именно эти два разных подхода стали основной причиной неудавшегося контрпереворота (6) в конце апреля, а затем нового переворота в середине декабря, когда военными был смещён со своего поста премьер-министр Ш.Модибо Диарра. Не случайно СБ ООН решительно осудил «продолжающееся вмешательство персонала малийских сил обороны и безопасности в работу переходных органов власти Мали» и заявил о готовности рассмотреть вопрос о «принятии санкций против тех, кто нарушает конституционный порядок» Мали. Итак, СБ ООН грозит санкциями не лидерам «Аль-Каиды», а военным Мали!!!
Наконец, 20 декабря 2012 г. была принята резолюция Совета Безопасности ООН №2085 об одобрении военного вторжения в Мали. (7) Было санкционировано развертывание военной миссии АФИСМА, в состав которой должны войти малийские (5000 чел.) и международные (3300 чел.) войска. Концепция операции была разработана властями Мали совместно с партнёрами и утверждена Африканским Союзом и ЭКОВАС. Кто же является партнёрами Мали? Это США, Франция, Германия, Канада, Алжир, Мавритания и Нигер.
Начало января 2013 года вновь ознаменовалось «нелогичным» поведением «Аль-Каиды» севера Мали, когда она начала военное наступление на юг. 7 января был захвачен город Кона. Критичность этого наступления становится понятной, если посмотреть на карту Мали: это город, находящийся на условной границе между севером и югом Мали, то есть речь идёт о начале наступления на территорию, где проживает основная часть населения страны. Если бы такое наступление имело какой-то военный смысл для «Аль-Каиды», то ничто не мешало предпринять такое нападение до принятия резолюции 2085, например, сразу после целого ряда переворотов в Бамако или в любое другое удобное для АКИМ время. Однако нападение совершается практическисразу после принятия решения о начале международной военной операции. Иначе как действием, провоцирующим немедленное вторжение, это назвать нельзя. Вечером 10 января и.о. президента Мали Дионкунда Траоре объявил всеобщую мобилизацию и ввёл чрезвычайное положение. (8)
11 января французские войска высадились на территории Мали. Информационные агентства указывают и на других участников военной операции (Сенегал, Нигер), однако всем ясно, кто играет первую скрипку. Впрочем, это было ясно уже в день принятия резолюции 2085, когда министр иностранных дел Мали, поблагодарив мимоходом «всех» членов Совбеза, особенно благодарил Францию. (9) Нельзя не заметить, что сообщение о решении «немедленно начать переброску войск» ЭКОВАС было обнародовано только после сообщения о начале операции французских войск. То есть французы начали военную интервенцию ещё до физического прибытия войск африканских стран.
Блестящая информационная операция «международное вторжение в Мали» имеет лишь один изъян - отсутствие вразумительного объяснения действий «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба (АКИМ). Сегодня говорят о попытках «Аль-Каиды» обосноваться на севере Мали как своей долговременной базе. Однако на самом деле«Аль-Каида» там прекрасно базировалась всё последнее десятилетие, ничем не привлекая к себе внимания. А то, что АКИМ предпринимает сегодня - это откровенно провокационные действия, подталкивающие к иностранному военному вторжению в Мали.
Итак, начало 2013 года ознаменовано новой спецоперацией по реколонизации Африки. Она происходит в борьбе между тремя главными действующими лицами - США, Францией и Китаем. Однако если Китай ведёт борьбу за Африку методами экономической экспансии, то две западные державы давно сделали ставку на военную силу. Следует признать, что ошибки информационной войны в Ливии и Кот-д’Ивуаре в январе 2013 года исправлены. Захваты этих стран, хотя и обосновывались «гуманитарными» соображениями, но с информационной точки зрения это было сделано топорно и неубедительно. Сегодня международное сообщество рукоплещет французскому вторжению по освобождению Мали. Объективно военная миссия в Мали необходима. Страна поставлена перед тяжким выбором: исламисты или французские войска? В любом случае Мали придётся заплатить за освобождение дорогую цену: расплачиваться надо будет суверенитетом,
колоссальными природными ресурсами и зависимостью на долгие годы. По словам президента Франции Ф.Олланда, французские войска пробудут на территории Мали «столько, сколько потребуется». (10) Не зря говорил свергнутый президент Амаду Туре, что «Париж опаснее Тимбукту»!
Африка всегда была и остаётся полигоном для испытаний западных военно-политических сценариев самого разного рода. (11) Поэтому не только странам Африки, но и России следует внимательно следить за разработкой и (пока) успешным выполнением сценария военного вторжения в государство с парализованной властью с целью его «освобождения от исламистов». Это особенно важно, учитывая усилия Запада по дискредитации власти в России и поощрению на её территории действий исламистов.
(1) См. решение Международного суда ООН по делу Камерун против Нигерии от 10 октября 2002 года, // Официальный сайт Международного суда в Интернете:
http://www.icj-cij.org/docket/files/94/7453.pdf.
(2) В этой связи весьма интересно обратить внимание на фильм «11 сентября», снятый известным буркинийским режиссёром Идриссой Уэдраого ещё в 2002 году и повествующий о том, как местные мальчики выслеживают бен Ладена, скрывающегося в Буркина-Фасо (государство, граничащее с северными районами Мали!). Однако в то время фильм был воспринят как комедийный.
(3) См. выступление представителя НДОА по французскому телевидению: Le MNLA prêt à négocier pour lutter contre Al-Qaïda,
https://www.youtube.com/watch?v=RLHbrXBJ2Hw.
(4) См.: «Доклад Генерального секретаря ООН о ситуации в Мали» от 29 ноября 2012 г., // Документ ООН: S/2012/894. С11.
(5) См. стенограмму заседания СБ ООН 5 декабря 2012 года, // Документ ООН: S/PV.6879. c.2.
(6) Попытки переворота в ответ на переворот 22 марта 2012 года, когда был свергнут президент Амаду Тумани Туре.
(7) Спонсорами проекта резолюции выступили девять членов Совбеза: Германия, Колумбия, Марокко, Португалия, Британия, США, Того, Франция и ЮАР. В числе спонсоров назван также Люксембург, не являющийся членом СБ ООН.
(8) См. выступление и.о. президента Мали перед нацией 11 января 2013 года: Discours du Président et déclaration de l'Etat d'Urgence:
https://www.youtube.com/watch?v=FTyH64p_7bQ.
(9) См. стенограмму заседания СБ ООН от 20 декабря 2012 года. Фактически, министр иностранных дел Мали дал понять, что именно Франция обеспечила принятие резолюции! Так, он заявил: «Я хотел бы поблагодарить Францию, ее народ, президента и правительство, которые очень быстро поняли, что присутствие в северной части Мали хорошо вооруженных членов группировки АКИМ, движения ДЕДЗА и связанных с ними экстремистов и террористов представляет непосредственную угрозу для международного мира и безопасности. Франция приложила все усилия для обеспечения того, чтобы СБ ООН выполнил свои обязанности». (Документ ООН: S/PV.6898). По словам малийского министра, получается, что без Франции СБ ООН свои обязательства бы не выполнил! Это очень важное свидетельство того, кто продавил военное вторжение в Мали.
(10)
http://www.fondsk.ru/news/2013/01/12/v-mali-objavlena-vseobschaja-mobilizacija.html (11) Подробнее см.: Мезяев А.Б., Африка как полигон для испытаний «нового международного права», // Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты, Институт Африки РАН. - М., 2005. - С. 10-11.
http://www.fondsk.ru/news/2013/01/14/voennoe-vtorzhenie-v-mali-specoperacia-po-rekolonizacii-afriki.html