"Двор податей" Скульптура времен Мао

Nov 10, 2009 01:06

Несколько дней назад побывала на выставке "Двор податей" Скульптура времен Мао" во Франкфуртской галерее искусств.

Фотографий (37) и информации очень! много, выставка произвела на меня сильное впечатление. Кому интересно - смотрите и читайте сами. Вся выставка моими глазами. И отдельный пардон за качество фотографий. Выставка была совершенно погано освещена. Хорошо, что хоть съемка была бесплатной, но нам пришлось регистрировать фотоаппараты и указывать мой домашний адрес, нам на них приклеили красные кружочки. Типа, нехай. Или банзай. Мы пытались подойти поближе - на нас гавкали сотрудники музея. Одна коза подошла ко мне и говорит: "Отойдите за линию, вы подошли слишком близко." Я срочно разуваю глаза и смотрю под ноги. Никакой линии нет, о чем я и сообщаю тетке. На что мне было сказано: "На полу линия там, где кончаются следы ног сотрудников, выставивших фигуры". Я малец прибалдела, предупредила Аньку, чтобы она, если чо - искала следы на полу. Так мы и промучались под грозным оком церберш от искусства.

В 1965 году группе студентов и и учителей Художественной Академии из Сычуаня (Sichuan) министерство культуры местной провинции дало задание создать художественные работы, напоминающие о времени угнетения китайского народа до захвата власти коммунистической партией в 1949 году. Под руководством двух доцентов, Ван Гуань (Wang Guanyi) и Жао Шутонг (Zhao Shutong) скульпторы, местные мастера работали на одном из бывших феодальных промышленных дворов и создали 114 скульптур в человеческий рост. Семь сцен из жизни народа докоммунистической эры, которые начинаются от показа угнетения людей, и переход к новой, лучшей жизни. Их коллективную работу поддерживали власти. Например, каждый день они получали мясо для еды - в то время для обычных жителей Китая это было практически невозможно.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Первоначально скульптуры были изоготовлены из глины. При этой технике сначала изготавливалась заготовка из дерева или проволоки, которая потом обматывалась соломой. На эту заготовку слоями наносилась глина. При такой технике скульптура сохранялась в течение столетий.

Эту непривычную технику скульпторы выбрали по нескольким причинам: глина в том районе была легкодоступна, она легка в обработке и кроме всего этого такой материал был очень дешев (на все 114 фигур было потрачено около 1,500 Евро (в пересчете). Ну а кроме всего прочего, глина - типичный материал китайских скульпторов, в отличие от европейских.

С каждой фигурой работало несколько скульпторов. Все фигуры были изготовлены в течение трех месяцев, для того, чтобы их можно было представить на национальном праздновании 1 октября 1965 года.

1. Доставка зерна



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Первая сцена показывает уставших фермеров, которые тащутся на двор с мещками зерна для сдачи аренды по приказу своего хозяина Лю Вэнсай (Liu Wencai).



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Под безразличными взглядами одного из надсмотрщиков с собакой, тащат и старые, и целые семьи тяжелые мешки и короба - часть их тяжело заработанного урожая.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Для того, чтобы сцены из "Двора Податей" выглядели как можно натуральнее, скульпторы посещали фермеров в округе Анрен, бывших арендаторов Лю Вэнсая, и расспрашивали их о прежней жизни. Среди прочих они разговаривали они с Ленг (фамилию не произнесу, хоть удави) - Leng Yueying, лицо которой известно сегодня всей стране. Лю Вэнсай запер ее в клетке, которая была погружена в воду до беред Ленг в то время, как ее дети должны были умирать дома от голода. Позже она стала одной из активисток коммунистической партии.

Также Луо Эрнианг (Luo Erniang) рассказала скульпторам свою историю: Лю Вэнсай, как она рассказывает, изнасиловал ее для того, чтобы она забеременнела и родила, чтобы пить молоко из ее груди. Какие из этих рассказов и сколько - правда, не известно. Некоторые оказались мифами, но осталось много того, что не делало репутацию Лю Вэнсая лучше.

Мой друг o_ts рассказал мне еще много интересного о традиции пить молоко из груди женщины на Востоке, считалось, что это омолаживает организм. Более того, в некоторых модификациях женщинам вводили в грудь вино и даже настой опиума специальными агрегатами типа шприца (что женщины при этом могли схлопотать сепсис и умереть, обычно никого не волновало). Особым шиком было использование для этого юных девственниц. У кочевников существовал обычай, когда после долгих странствий было принято прикладываться к груди матери. Есть обычаи и у кавказских народов: чтобы попасть под защиту надо было либо коснуться рукой очага, либо приложиться рукой к груди старшей женщины дома.

2. Контроль



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Для того, чтобы проверить качество товара, надсмотрщик опрокидывает ногой короб одного из фермеров. Полные гнева смотрят на это другие фермеры, но не осмеливаются напасть от страха дальнейших издевательств.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1900 году в Китае правит император. Во время его правления владельцы земель собирают немыслимые по величине дани, аренду. Во многих регионах Китая царит бедность.

В 1912 году император был снизвержен и народ надеялся на улучшение своего положения. Но вместо этого последовала дальнейшая борьба верхов за власть. Особенно между Генералом Юань Шикай (Yuan Shikai) и политиком Сунь Ятсен (Sun Yat-sen). Для того, чтобы избежать народной войны Сунь предлагает своим конкурентам выбрать его президентом республики. Но Генерал Юань пользуется ситуацией и в 1915 году объявляет сам себя императором. Это оказывается для него слишком непосильной ношей и вскоре ему приходится сложить с себя полномочия.

Все эти розни никак не отражаются на жизни фермеров: они так и продолжают жить в нищете. В 1921 году в Китае была организована "Коммунистическая партия Китая". Цели партии: равенство между бедными и богатыми, для этого в будущем все должно принадлежать народу, изничтожить частную собственность. В соответствии с программой партии всё должно принадлежать всем.

Народная война продолжается. Последователь Суня - Чан Кайши (Schiang Kai-shek) борется с коммунизмом. В так называемом "Долгом марше" 1934/35 гг. коммунистически группы отступают (один из предводителей - Мао Цзедун), сбегают в горы к фермерам. Многие из фермеров примыкают к этим группам, численность коммунистов растет: они хотят и захватят власть в Китае.

3. Мукомолка



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кто же такой Лю Вэнсай? (1887-1949)
Что же за человеком был Лю Вэнсай - до сегодняшнего дня остается очень много "черных дыр" в его биографии. Он жил в районе Анрен и через свои семейные связи достиг определенного положения, земель и богатства. Его дворцово-подобный дом занимал около 70.000 квадратных метров, что на сегодняшний день было бы около 700 среднестатических домов на одну семью.

О нем говорят, что он был опиумозависимым, пил молоко из грудей кормящих женщин, обманывал своих фермеров и сажал людей в клетки в воде.

Минимум последняя легенда не является правдой; так называемая "водяная тюрьма" была обычной клетью для хранения зерна. Да и другие легенды можно поставить под сомнение, так как сегодня уже никто точно не знает, насколько злым или добрым он был в действительности.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

4. Слишком много просят (Эту группу я почему-то не сфотографировала полностью.)



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

5. Подсчеты

В этой сцене показана прямая конфронтация фермеров с владельцем земель, Лю Вэнсаем. В то время, как один из фермеров обвиняюще указывает на него рукой, Лю, отшатнувшись ищет защиты у своих охранников. Атмосфера группы накалена, но фермеры все также не осмеливаются пойти против своего хозяина.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Мао
После жестоких лет войны (к тому же в 1931 году Япония захватила и опустошила часть Китая) и долгой борьбы китайская коммунистическая партия в 1949 году наконец-то приходит к власти под руководством Мао Цзедуна (1893-1976). Мао, родившийся в семье фермеров, у которых нашлись деньги на его образование, становится "Большим Председателем" "Центрального народного управления". Он немедленно лишает всех прав землевладельцев и обещает каждому фермеру столько земли, сколько он сможет обработать. Это сопровождается жестокими действиями: очень многие владельцы земель и его политические противники были арестованы и убиты.

Для того, чтобы выглядеть положительным правителем, Мао начинает разные проекты. К примеру, в 1956 году он объявляет о уменьшении контроля над прессой, университетами. Они используют эти новые свободы и начинают критиковать некоторые действия власти. Мао реагирует на это репрессиями, приказывает арестовать и казнить своих критиков, многих присуждают к штрафным работам.

Программа "Прыжок вперед" (1958-1961) призвана в кратчайшие сроки развить промышленность Китая. Это должно осуществиться с помощью фермеров. Но в то же время страдают оставленные земли. В итоге аграрная промышленность оказывается в критическом положении. Это приводит к самому страшному голоду в стране: голодало около 40 миллионов человек.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Копии для всего Китая
После того, как все скульптуры были выставлены для публики и стало ясно, что выставка имеет большой успех, были изготовлены первые копии, которые выставили в Пекине. Несмотря на то, что все скульптурные композиции были завершены, политический климат требовал новой, заключительной сцены. Фермеры восстают, происходит увенчавшаяся успехом революция. Впоследствии эти скульптуры стояли под портретом Мао Цзедуна.

После этого были произведены и подарены копии в Албанию и Северный Вьетнам.

Изготавливается все больше и больше копий, часто очень плохого качества. Они не сохранились до сегодняшних дней. В 1973 году правительство принимает решение изготовить еще одни копии, на этот раз из хорошего материала, которые можно показывать по всей стране. Эти копии изготовили из меди и стеклопластика. Этот материал очень дорог, но его легко обрабатывать и работа с ним дает прекрасные результаты. Те фигуры, которые вы видите на моих фотографиях, изготовлены как раз из такого материала. Детали многих фигур были переделаны и улучшены, в них меньше политического значения и эта выставка, на которой я была, заканчивается на оригинальной сцене первого варианта.

6. Эта сценическая группа показывает, что случалось с фермерами, которые не могли заплатить полную дань. Они бывали жесткого и безжалостно наказаны. Здесь мать разлучают с ее младенцем, им она заплатит дань. Слепой старик должен продать свою внучку, других запирают в клетки и забривают в солдаты.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Публика и реакция
Первые посетители выставки были глубоко потрясены. Они воспринимали скульптуры как живых людей, сродни документальному фильму. Это еще подчеркнуто тем, что в Китае до этого времени не было выставочных человеческих скульптурных работ. Статуи людей можно было найти только в храмах.

Газеты и радио распространили информацию об этой выставке и уже в первые дни ее посетило 20.000 человек. Целые школы, сотрудники целых производств, части армии привозились в Анрен. Многие посетители плакали, видя эти грустные сцены, некоторые пытались бить "злые" фигуры.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Интересно, Искусство

Previous post Next post
Up