Часть 1.
Старая Пинакотека, Мюнхен 1. Alte Pinakothek, München 1. Часть 2.
Старая Пинакотека, Мюнхен 2. Alte Pinakothek, München 2. Рубенс и Тициан. Два имени, которые знает каждый, кто хоть как-то интересуется живописью. Почему эти два имени рядом? Да потому, что я обнаружила нечто интересное, гуляя по залам старой Пинакотеки.
«
Залы Старой Пинакотеки» на
Яндекс.Фотках Почти уже обычное для меня предупреждение для тех, кому траффик дорог: очень много фотографий и информации. В основном информация взята из Википедии, но есть и мои переводы. Если я брала фотографию из Википедии, то под ней стоит указание. Все остальные фотографии картин сделаны мной.
Питер Пауль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens) (28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Автопортрет. 1623 г.
Из Википедии
Рубенс происходит из старинной семьи антверпенских граждан. Его отец, Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу.
Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку.
Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахВефлеемская ночь
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахВефлеемская ночь. Эпизод
Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.
Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у графини де Лялен. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахЖертвоприношение Св. Лаурентия
В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахПадение Санерибов
По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Его деликатное обхождение с мадридским двором и известным своей темпераментностью мантуанским посланником произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо.
Во время пребывания в Мантуе Рубенс курировал местную картинную галерею, пополняя её портретами придворных красавиц, и выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.
Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других выдающихся мастеров предыдущего столетия, можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахАдам и Ева. Рубенс
«
Тициан» на
Яндекс.ФоткахАдам и Ева. Тициан
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахПохищение Европы. Рубенс
«
Тициан» на
Яндекс.ФоткахПохищение Европы. Тициан
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахДевочка с флажком. Рубенс
«
Тициан» на
Яндекс.ФоткахДевочка с флажком. Тициан
Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахМоющаяся Сюзанна
Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Карла Борромея и практически единолично отвечал за её внутреннее убранство; впрочем, в подготовке эскизов плафона ему помогал Антонис ван Дейк - самый талантливый из его многочисленных учеников. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви Святой Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахДва сатира
В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахРубенс и Изабелла Брант
Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории: «Страшный суд», так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахБитва греков с амазонками
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахСтрашный суд
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахСтрашный суд. Эпизод
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахПохищение дочерей Эвклипа
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых - такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1620-е гг. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахУмирающий Сенека
Рубенс был не только художником, но и дипломатом. В 1621 г. фламандская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахКоронование героев
В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи; ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.
В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.
Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фоурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахПортрет Елены Фоурман в свадебном наряде
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахПортрет Елены Фоурман с ее первенцем, Францем
Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.Фотках Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 г. Рубенса не стало. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г.) музей Рубенса.
Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.
«
Питер Пауль Ру́бенс и Брейгель» на
Яндекс.ФоткахБрейгель и Рубенс. Мадонна в венке из цветов
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.Фотках В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко. В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахОхота на гиппопотамов
«
Питер Пауль Ру́бенс» на
Яндекс.ФоткахОхота на львов
Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.