Оригинал взят у
mamlas в
Дзержинский умел обходиться и без репрессий, или Как РЖД (НКПС) стал государством в государствеЕщё из
истории «железки» Забастовщики побеждали и при советской власти
История вопроса / Профсоюзы и железная дорога
Как показывает история, советская власть вполне успешно боролась с перерастанием локальных забастовок работников транспортных предприятий в массовые.
© Ф. Э. Дзержинский - Нарком путей сообщения / «Феликс Эдмундович Дзержинский - рыцарь революции», серия рисунков художника В. Коновалова, 1977 год
И нередко эта задача решалась не репрессивными методами, а за столом переговоров.
Не только в наше время транспортники безошибочно выбирают время для выдвижения своих экономических требований. Во время голода 1921-1922 годов, когда бесперебойная работа транспорта была вопросом жизни и смерти в буквальном смысле слова, в РСФСР, Закавказье, Средней Азии и на Украине железнодорожники регулярно требовали повышения тарифов, увеличения продовольственных пайков, а в случае отказа объявляли забастовки. Время от времени поводом для остановки работы становились аресты железнодорожных рабочих, воровавших из вагонов продовольствие и топливо.
Основной задачей путейского начальства, судя по документам, было предотвращение перерастания локальных забастовок в массовые. И роль основного сдерживающего фактора исполнял назначенный в 1921 году нарком путей сообщения Феликс Дзержинский, который совмещал этот пост с руководством наводившей ужас на население ВЧК. Но вопреки общепринятому мнению, рабоче-крестьянское правительство подавляло забастовки отнюдь не только репрессивными методами. Аресты зачинщиков производились лишь в том случае, когда на собраниях бастующих выдвигались лозунги свержения советской власти. Когда же требования были чисто экономическими, власти применяли достаточно разнообразные методики купирования недовольства.
Иногда путейские власти прибегали к массовым увольнениям бастующих, как, например, случилось в марте 1922 года в депо подмосковной станции Люблино. И набирали на их место безработных, согласных работать на любых условиях. Однако мероприятия подобного рода требовали времени. И потому, как правило, администрация незамедлительно, хотя и не полностью, выполняла требования дорожников. К примеру, раздавала часть не выданных в предыдущий период продуктов или выплачивала повышенную зарплату за текущий месяц, обещая выдать остальные деньги позднее. При этом нередко путейское начальство вбивало клин в пролетарские ряды, удовлетворяя требования лишь части бастующих - машинистов и их помощников или квалифицированных рабочих депо. Путевые рабочие в итоге были вынуждены начинать работу не солоно хлебавши.
Особое внимание уделялось и руководящему составу профсоюзов. Вместе с парторганами и транспортными отделами госбезопасности администрация делала все, чтобы в руководство союзов, как их тогда называли, избирались "проверенные коммунисты и надежные беспартийные". Регулярное проведение этой работы привело к тому, что ГПУ с удовлетворением докладывало в ЦК РКП о недовольстве рабочих руководством союзов: во время трудовых конфликтов профсоюзные лидеры чаще всего оказывались на стороне путейского руководства.
Однако решающую роль в искоренении забастовок сыграло то, что усилиями Дзержинского и его преемников НКПС превратился в своеобразное государство в государстве с собственной системой снабжения и обслуживания работников и особой оплатой труда. И после того как зарплаты путейцев поднялись на недосягаемую для соседних предприятий высоту (учитель в железнодорожной школе получал вдвое больше, чем в городской), забастовки на главных транспортных артериях прекратились окончательно.
Евгений Ъ-Жирнов
«Коммерсантъ», №233, стр.6, 26 декабря 2002
Эта таблица показывает в каком состоянии подвижной состав железных дорог, достался Феликсу Эдмундовичу когда он приступил к реформированию железнодорожного хозяйства страны. Поэтому не возникает вопросов почему были возможны забастовки в железнодорожном ведомстве.
Ну а как Дзержинский "разбирался" с забастовщиками, прекрасно даёт представление вышеприведенная заметка.
Источники: 1.
http://mamlas.livejournal.com/3852841.html2. Ф.Э. Дзержинский Избранные произведения, Москва 1977, том. 1 "Доклад на конференции железнодорожников" 3 декабря 1923 года. стр. 387-388