Текст взят отсюда:
https://vk.com/wall-103163783_702 Несколько слов о феминистском фэнтези.
На самом деле, "феминистское фэнтези" - термин не совсем удачный. "Феминистским фэнтези" у нас зачем-то называют книги, где герои-женщины делают то, что в других фэнтези-романах делают мужчины - интригуют и сражаются, занимаются наукой или магией и вообще существенно влияют на сюжет. Обычно критики "феминистического фэнтези" ссылаются на вопиющее неправдоподобие женского равноправия в условиях, приближенных к средневековых - ведь любому школьнику известно, что в историческом Средневековье повсюду царил патриархат! То, что в историческом Средневековье не было ни магии, ни попаданцев, ни драконов, а герои изъяснялись, жили и воспринимали мир совсем не так, как фэнтези-герои - это мелочь. Шутки в стиле Джорджа Карлина или драконы необходимы, чтобы современный читетель получал от книги удовольствие. А женщины, которые стремятся к равенству с мужчинами - это, напротив, крайне раздражающее современного читателя явление, так что исторический патриархат должен остаться неприкосновенным.
К сожалению, большинство современных фэнтези-романов не только не феминистичны, но и выражают откровенно антифеминистские идеи. Например, положительно или нейтрально описывают насильников (как "Игра престолов" Мартина), или откровенно злобно и презрительно изображают женщин, которые не хотят довольствоваться своим "женским" предназначением (как "Отблески Этерны" Веры Камши), или просто пронизаны идеей мужского превосходства (как цикл "Путница" Ольги Громыко). Бывает и так, что главная героиня успешно осваивает какое-нибудь "мужское" дело и добивается заслуженного уважения - но все это нужно ей только для того, чтобы отыскать свою Единственную Настоящую Любовь (как в романе Марии Семеновой "Валькирия"). В общем, на фоне такого "разнообразия" действительно приходится искать какой-нибудь отдельный термин для обозначения романов, хоть чем-то выбивающихся из общего ряда.
Если вам захочется узнать, насколько патриархально ваше собственное творчество, вы можете проверить это с помощью двух принципов:
ТЕСТ БЕДХЕЛЬ появился в 1985 г. и используется для проверки фильмов, книг и другой медийной продукции на "феминистичность". Произведение должно соответствовать трем условиям:
- В нем есть как минимум две женщины, имеющие собственные имена (то есть героини, а не статисты)
- которые разговаривают друг с другом
- не о мужчине.
Если в вашей книге этот принцип нарушается, то это повод призадуматься. Естественно, не потому, что все должны быть феминистами или писать о феминизме. Просто назначение литературы - отражать действительность и раскрывать внутренний мир писателя. В окружающей нас реальности женщины составляют по меньшей мере половину человечества. Они довольно часто разговаривают друг с другом, и их разговоры не менее интересны и содержательны, чем разговоры мужчин. И если в вашем произведении это не так, значит, ваше восприятие реальности довольно сильно отличается от реальности как таковой.
ПРИНЦИП СМУРФЕТТЫ демонстрирует тенденцию помещать в команде мужских персонажей ровно один женский, несмотря на то, что женщины, как уже было сказано, составляют примерно половину человечества. Если какое-то произведение не создается специально для женщин (девочек), то большинство главных персонажей будет диспропорционально принадлежать к мужскому полу.
Далеко не все произведения, которые на форумах или в сетевых библиотеках называют "феминистским фэнтези", выдерживают проверку тестом Бедхель или принципом Смурфетты. Но польза от термина "феминистское фэнтези" все-таки есть. Во-первых, этот термин помогает находить среди огромного количества произведений те, которые хоть чем-то выделяются из общей массы. Во-вторых, это понятие опровегает миф о том, что все произведения, написанные женщинами\о женщинах\для женщин - это книги про любовь и отношения.
http://fem-books.livejournal.com/242992.html http://posmotre.li/Фэнтезийный_феминизм