Проблема с главными героинями

Sep 23, 2016 13:32

Спасибо masha_belko за наводку. Ссылки внутри статьи ведут на соответствующие данные на английском языке.

Проблема с главными героинями
Джо Эберхардт
http://writerunboxed.com/2016/08/06/the-problem-with-female-protagonists/

Несколько месяцев назад я прочитала потрясающую статью в блоге «Что вы пропустили на уроках истории». Они получали бесконечные жалобы на то, что в подкасте «слишком много говорили о женщинах» или «говорили исключительно о женщинах». И тогда Трейси Уилсон прочесала прошлые выпуски и составила диаграммы распределения серий, сфокусированных на мужчинах, женщинах и внегендерных событиях. Результаты можно посмотреть здесь http://www.missedinhistory.com/blogs/our-final-answer-on-too-many-women.htm Сюрприза не произошло: (сейчас будет спойлер!) диаграммы показали, что рассказы о женщинах занимают примерно 30% общего содержания.

Эти результаты хорошо согласуются с недавними исследованиями, показавшими, что в смешанных группах статистически значимо мужчины говорят больше, чем женщины, но женщин воспринимают как более разговорчивых и говорящих большее количество времени. Есть разные объяснения этому несовпадению объективной реальности и субъективного восприятия - от старомодного сексизма до разницы в стилях речи у мужчин и женщин. Какова бы ни была причина, древняя банальность о том, что женщины говорят в 3 раза больше мужчин, оказалась полной противоположностью правде.

Мне напомнили об этих вещах несколько дней назад, когда 9-летний сын спросил: «Почему мы всегда читаем книги только с девочками-главными героинями?» Как мать двух мальчиков, я специально забочусь о том, чтобы книги, которые я им читаю, представляли в качестве главных героинь как мальчиков, так и девочек. На каждого «Чарли и шоколадную фабрику» будет «Матильда», на каждого «Гарри Поттера» - «Трещина во времени». Поэтому моей первой реакцией было удовольствие, что попытка создать гендерное равенство в нашей книжной подборке удалась.

Мы только что закончили читать чудесный роман Кэтрин М. Валенте «Девочка, которая объехала Волшебную страну на самодельном корабле» про 12-летнюю девочку по имени Сентябрь, которая путешествует в Волшебную страну. После этого мы перешли к «Как украсть собаку» Барбары О’Коннор про Джорджину - девочку, которая с мамой и младшим братом живет в машине после того, как они внезапно остались без дома. Не помню, что мы читали до этого, но после короткого момента гордости я засомневалась. Не качнула ли я маятник слишком далеко и не лишила ли сына героических мужчин в качестве примеров для подражания?

Поэтому я взяла сына за руку и отправилась выяснять, истинно ли его утверждение, что мы большей частью (потому что «всегда» - явное преувеличение) читаем про девочек-главных героинь.

Мы вынули все книги из его книжного шкафа и разложили на три кучки в зависимости от пола главного героя: смешанная группа (например, в «Дереве желаний»), мальчик и девочка. И тут я обнаружила нечто интересное. Несмотря на опасения, что я перебрала с девочками, и несмотря на мои сознательные усилия сохранять пропорцию 50/50, только 27% его книг имели девочку в качестве главной героини, в то время как мальчик-главный герой действовал в 65% книг.

Таков был ответ на вопрос моего сына. Мы не только не «всегда» читали про девочек, мы даже не читали преимущественно про девочек.

Заинтригованная, я пошла к своим книжным полкам. Моя собственная пропорция была ещё хуже: только 24% книг с женщинами-главными героинями. Я снова была поражена. Я делала последовательные усилия, чтобы выбирать книги про женщин. Как такое произошло?

И это возвращает нас к исследованиям, упомянутым в начале статьи. Эксперимент показывает, что и мужчины, и женщины переоценивают то, как долго говорят женщины по сравнению с мужчинами в смешанной группе. Учитель естественных наук поставил опыт и на уроке дал мальчикам и девочкам одинаковое количество времени для говорения. Чувство, что девочкам достается 90% его времени и внимания, испытывали все участники. Включая самого учителя.

Может быть, то же самое происходит с книгами.

Существует проблема с главными героинями: их недостаточно.

И мы этого даже не замечаем.

Общество никудышно оценивает эфирное время, предоставленное мужским и женским голосам. Я видела форумы, где люди перечисляли десять-двадцать классических романов с женщинами-главными героинями так, будто это доказывало, что есть «много» хороших книг «для девочек». Но они не включали в сравнение сотни и тысячи книг с мужчинами-главными героями.

Так происходит и когда люди говорят о фильмах (вы читали комментарии к недавним статьям про новых «Охотниц за привидениями»?). Пара названий фильмов с женщинами в главных ролях ничего не доказывает - мы живем в мире, где более 70% центральных персонажей - мужчины. И даже в фильмах с женщинами-главными героинями, таких, как «Холодное сердце» и «Голодные игры», персонажи-мужчины говорят больше, чем персонажи-женщины.

Я не знаю, как это исправить. Это огромная проблема, которая больше, чем ежедневный сексизм, и имеет отношение к способности воспринимать ежедневный сексизм. Вcё, что я могу сделать, - иметь это в виду и активно выискивать книги с женщинами-главными героинями. И, конечно, писать книги с женщинами-главными героинями.

Не только девочкам нужны вымышленные женщины в качестве примеров для подражания, они нужны нам всем.

статья, 21 век, сексизм

Previous post Next post
Up