Лоис МакМастер Буджолд (англ. Lois McMaster Bujold) - американская писательница-фантаст. Широкую известность приобрела благодаря циклу фантастических произведений о Майлзе Форкосигане, сыне высокопоставленного аристократа с милитаризированной планеты Барраяр (Сага о Форкосиганах). В последние годы также активно развивает фэнтезийный цикл о королевстве Шалион.
Награждена литературными премиями «Небьюла» трижды (за произведения «В свободном падении», «Горы скорби», «Паладин душ») и «Хьюго» пять раз (за «Горы скорби», «Игра форов», «Барраяр», «Танец отражений», «Паладин душ»).
Окончила Upper Arlington High School в 1967 и училась в Университете Штата Огайо в 1968-1972 годах.
Мать двоих детей: Анны, родившейся в 1979 году, и Пола, родившегося в 1981 году.
Из автобиографии Л.М. Буджолд:
Я была ненасытной читательницей всю мою жизнь, начиная с детских лет, когда в школе читала истории про лошадей. Детскую научную фантастику я начала читать в девять лет, унаследовав страсть к ней от моего отца. Он профессор-инженер и часто покупал всякие фантастические журналы и прочие том подобные вещи. Круг моих интересов позже пополнился такими вещами как история, тайны, путешествия, войны, поэзия и так далее.
Самые ранние мои попытки писать я предпринила в школе. В восьмом классе я пыталась подражать моим любимым писателям - для собственного удовольствия, конечно, а не в качестве дополнительных школьных занятий. Моя лучшая подруга - Лиллиан Стюарт и я вместе придумывали различные истории. Только лишь фрагменты, эпизоды - ничего законченного. Наиболее знаменательным событием для меня в те годы стала поездка по Европе - автостопом, вместе с моим старшим братом. Мне тогда было 15. Я выбрала английский в качестве основного занятия в колледже, но быстро выбросила это из головы - мое сердце всегда больше тянуло к творению нового, а не к критическому обзору уже написанных кем-то вещей. Мой интерес к жизни диких животных и близкое знакомство с искусством фотографии привели меня на шестинедельный биологический обучающий тур по Восточной Африке.
После колледжа я работала фармацевтом в университетском госпитале - до того как завела семью.
Затем, моя подруга Лиллиан, сейчас - Лиллаин Стюарт Карл, начавшая писать снова, сумела продать свой первый рассказ. Я решила, что если она смогла это сделать, то и я смогу. В это время я была безработной, с двумя маленькими детьми на руках и очень странным семейным бюджетом. Поскольку мое новое хобби не требовало никаких особенных денежных вложений - я могла себе это позволить. Я написала повесть - для практики, затем начала мой первый роман - пользуясь помощью и советами Лиллиан и Патриции Рид, писательницы фэнтези из Миннеаполиса.
Я быстро поняла, что писательство очень требовательно. Оно иссушает тебя до дна и мне требовалось одобрение серьезных писателей-профессионалов. Чтобы этого добиться нужно было писать и переписывать, вырезать эпизоды, выслушивать замечания редакторов и пытаться снова. Это был очень насыщенный для меня период, когда я росла как писатель, но со стороны это было незаметно.
Из статьи о написании первого романа:
Мои советы начинающим писателям, работающим над первыми романами, наверное, покажутся банальными. Перво-наперво доведите дело до конца. Нет большей оплошности, нет более прямого пути к неудаче, нежели проволочки. Поправьте все, что только возможно, но в конце концов перестаньте тянуть резину и переходите к следующему замыслу. Вы словно возведете водонепроницаемую переборку: вторая книга покажет, что именно нужно переделать в первой. Не останавливайтесь после первой книги в ожидании, когда ее у вас купят. Именно второй мой роман, а не первый, привлек внимание издателя, хотя, по счастью, привело это к публикации обоих. Некоторые писатели «прорываются» с третьим, четвертым или еще каким-нибудь следующим романом. Издатели ищут не просто хорошие книги - они ищут авторов, способных написать несколько книг.
Целеустремленность, слепая вера, упрямство, отрешенность от реальности - зовите это как угодно, но это необходимо. Все написанное мной со времени первого романа брали неизменно - но лишь недавно стали брать с первого раза. Мой личный рекорд - четырнадцать отказов от одного рассказа.
Определитесь с направлением, которому хотите следовать. Не отвлекайтесь, не переключайтесь на научные труды в области английского языка (если, конечно, не надумаете стать учителем) или на статьи в местной газете (если, конечно, не надумаете стать журналистом). Писателем-фантастом вы станете, только если будете писать фантастику.
Я написала первую книгу, чтобы доказать, что могу это сделать, вторую - чтобы доказать, что первая не была пшиком, а третью, наверное, из упрямства. И это было грандиозно. Я поняла, что я - писатель. Публикация книги доказала это целому миру, но это было лишь окончательное доказательство для себя самой.
Самая полная информация о Л.М. Буджолд и ее книгах на странице лавки миров (хотя информация давно не обновлялась).
http://lavka.lib.ru/bujold/На этом же сайте сделаны более точные переводы силами фанатов:
http://lavka.lib.ru/bujold/!buj_tr.htmБолее полная библиография:
http://www.livelib.ru/author/2526 Сага о Форкосиганах (в хронологическом порядке):
1. «Shards of Honor» (1986) - «Осколки чести»
2. «Barrayar» (1991) - «Барраяр» - Хьюго-1992
3. «The Warrior’s Apprentice» (1986) - «Ученик воина» / «Солдат-недоучка»
4. «The Vor Game» (1990) - «Игра форов» - Хьюго-1991
5. «Cetaganda» (1995) - «Цетаганда»
6. «Ethan of Athos» (1986) - «Этан с Афона»
7. «The Borders of Infinity» (1987) - «Границы бесконечности»
8. «Brothers in Arms» (1989) - «Братья по оружию»
9. «Mirror Dance» (1994) - «Танец отражений» - Хьюго-1995
10. «Memory» (1996) - «Память»
11. «Komarr» (1998) - «Комарра»
12. «A Civil Campaign» (1999) - «Гражданская кампания» / «Мирные действия»
13. «Winterfair Gifts» (1999) - «Подарки к зимнепразднику»
14. «Diplomatic Immunity» (2002) - «Дипломатическая неприкосновенность»
15. «CryoBurn» (2010) - «Криоожог»
16. «Captain Vorpatril’s Alliance» (2012) - «Союз капитана Форпатрила»
Косвенно в циклу можно отнести еще один роман - действие происходит в той же вселенной, но на 200 лет раньше:
«Falling Free» (1987) - «В свободном падении» - Небьюла-1988
Цикл описывает далекое будущее, человечество вышло в далекий космос и прижилось.
Планета Барраяр (откуда родом основные герои цикла) сразу после появления переселенцев (и еще до терраформирования местных условий до привычных землянам) утратила связь с остальным миром на три сотни лет. Сразу после обнаружения их пыталась завоевать более развитая раса - но не вышло, хотя упорства захватчикам хватило на двадцать лет и применение ядерного оружия.
В результате устройство Барраяра оцень централизовано (император решает всё), милитаризовано (вся аристократия - традиционно потомственные военные) и патриархально (с этим ситуация постепенно меняется в лучшую сторону под влиянием главной героини первых двух книг - леди Корделии Форкосиган-Нейсмит).
Для меня было особенным удовольствием смотреть, как этот мрачный мир потихоньку меняется, всё больше и больше отступая от костных традиций в сторону здравого смысла. Это дорогого стоило реформаторам (той же Корделии, которая вообще стала для Барраяра двигателем прогресса, и ее мужу, а позже - и сыну), но оно того таки стоило!
Кроме всего прочего, интересно прослеживать различия в устройстве различных заселенных людьми планет. Что было особенно важно для первых поселенцев - то и стало во главу угла общества (взять ту же Бету с её ключевым правилом свободного доступа к информации или Цетаганду с жестким контролем генотипа), а со временем эти различия стали разительными.
Есть книги сильные и чуть слабее, но в целом этот цикл достоин прочтения.